Презентация на тему "Повторение и закрепление изученного материала по теме "Лексика и фразеология"" 9 класс

Презентация: Повторение и закрепление изученного материала по теме "Лексика и фразеология"
Включить эффекты
1 из 22
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
5.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация для 9 класса на тему "Повторение и закрепление изученного материала по теме "Лексика и фразеология"" по русскому языку. Состоит из 22 слайдов. Размер файла 0.45 Мб. Каталог презентаций в формате powerpoint. Можно бесплатно скачать материал к себе на компьютер или смотреть его онлайн с анимацией.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    22
  • Аудитория
    9 класс
  • Слова
    русский язык
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Повторение и закрепление изученного материала по теме "Лексика и фразеология"
    Слайд 1
  • Слайд 2

    “Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен для выражения простых естественных понятий”(В.Г.Белинский) “Сила и мощь слова зависят от того, как каждый из нас использует неисчерпаемые богатства русской речи, как владеет ею. Мы все несем ответственность за чистоту нашего языка”(Р.Кавецкая) “Слово в человеческом сознании заменяет предмет, выражая понятия”(В.Шкловский) “Местное слово может обогатить язык, если оно образно, благозвучно и понятно” (К.Паустовский)

  • Слайд 3

    Цели и задачи урока:

    1)В целях подготовки учащихся к государственной (итоговой) аттестации за курс основной школы повторить раздел “Лексика и фразеология”; 2)Продолжить работу по развитию связной речи, формированию самостоятельного мышления, познавательных способностей, формированию информационно-коммуникативной грамотности.

  • Слайд 4

    Лексика, -и, ж.(от греч. leksikos – словарный, словесный). Совокупность слов какого-н. языка, диалекта или отдельного человека. Русская л. Диалектная л. Л. Пушкина. Лексикология, -и; ж.(от греч. leksikos – словарный и loqos – учение). Отдел языкознания, изучающий лексику, словарный состав языка. Труды по лексикологии. Заниматься лексикологией. Лексикон, -а, м.(от греч. leksikon – словесный). 1. Словарь (устар.). 2.Запас слов, лексика (разг.). У него грубый л. Слов модных полный лексикон (Пушкин) Лексема, -ы; ж. (от греч. leksis – слово, выражение). Лингв. Слово как структурный элемент языка, рассматриваемый во всех своих формах и значениях.

  • Слайд 5

    Происхождение и употребление русской лексики

  • Слайд 6

    Заимствованные слова

    Задание1. Обсуждение спорного вопроса, животный мир, краткое изложение содержания книги, занятие территории военной силы, растительный мир Слова для справок: аннотация, флора, дискуссия, фауна, оккупация Задание2. 1)Среди собравшихся превалировали представители молодежи. 2)Идентичное решение было принято студентами второй группы. 3)В тексте этого выступления было много дефектов. 4)На празднике было немало веселых инцидентов.

  • Слайд 7

    Ответы

    Задание1. дискуссия, фауна, аннотация, оккупация, флора Задание2. 1)преобладали; 2)похожее; 3)ошибок; 4)происшествий.

  • Слайд 8

    Диалектные слова

    Диалектные слова в художественных произведениях подчеркивают индивидуальный облик русской деревни. Ярко и образно это выразил А.Яшин в своем стихотворении Родные, знакомые с детства словаУходят из обихода:В полях поляши – тетерева,Летятина – дичь,Пересмешки – молва,Залавок – подобье комода. Не допускаются в словариИз сельского лексикона:Сугрёвушка, фыпики – снегири,Дежень, воркуны вне закона.Слова исчезают, как пестери, Как прясницы и веретёна. Возилкой неполный мешок с зерномВчера назвала мельничиха,Поднёбицей – полку под потолком,Клюкву – журавлихой. Нас к этим словам привадила мать,Милы они с самого детства.И ничего не хочу уступать Из вверенного наследства.Но как отстоять его,Не растерять,И есть ли такие средства? А.Яшин. “Родные слова”

  • Слайд 9

    Употребление архаизмов в различных стилях

    Определить стиль речи. Аршин 1.Русская мера длины, равная 0,71м, применявшаяся до введения метрической системы. 2.Линейка такой длины с нанесёнными делениями на четверти и вершки. Словарь русского языка. Как аршин проглотил.Мерить на свой аршин.Видеть на три аршина над землёй. (Фразеологический словарь) 3.В воротах стоит избочась торговка полотном, за спиною у неё тяжёлый узел, в руке железный аршин. (М.Горький) 4.Умом Россию не понять,Аршином общим не измерить;У ней особенная стать – В Россию можно только верить. (Ф.Тютчев)

  • Слайд 10

    Фразеология происходит от двух греческих слов: фразис – выражение и логос – учение.

  • Слайд 11

    Источники фразеологизмов

    Исконно русские: - сматывать удочки; - в мутной воде рыбу ловить; - месить грязь; - тертый калач; -расправлять крылья. Крылатые слова и выражения, относящиеся к Греко-римской мифологии: - ахиллесова пята; - дамоклов меч; - муки таланта. Библеизмы: - манна небесная; - вавилонское столпотворение; - мерзость запустения; Крылатые слова, связанные своим происхождением со многими произведениями литературы: - И.А.Крылов: «Услужливый дурак опаснее врага»; - А.С.Грибоедов: «Но как не порадеть родному человеку? Служить бы рад – прислуживаться тошно»; - М.Ю.Лермонтов: «Без руля и без ветрил».

  • Слайд 12

    Особую роль в русском языке имеют фразеологизмы, взятые из греческой мифологии

    По древнегреческому мифу 50 сыновей Египта - царя Египта - захотели взять в жены 50 дочерей Даная царя Ливии, своего дяди, но получили отказ. Боясь мести, Данай и его дочери на корабле бежали в Аргос. Но сыновья Египта нашли их. Данай в союзе с царем Пеласгом из Аргоса оказал сопротивление, но потерпел поражение и был вынужден отдать им в жены своих дочерей. В первую же ночь Данаиды по совету отца убили своих мужей. Лишь одна из них, Гиперместра, не послушалась отца. За это преступление 49 сестер после смерти были приговорены в аду вечно наполнять водой бездонную бочку.

  • Слайд 13

    Библеизмы

    У Христа было двенадцать учеников - апостолов. Иудейские первосвященники хотели убить Иисуса, и один из апостолов, Иуда Искариот, предложил им выдать учителя за определенную плату. Первосвященники обещали ему 30 сребреников, на что Иуда с радостью согласился. Он привел стражу в Гефсиманский сад, где находился Иисус, и сказал: "Кого я поцелую, того и берите". После этого подошел он к Иисусу и со словами "Радуйся, учитель" поцеловал его. Иисуса Христа позже распяли. Так имя Иуды стало символом предателя, а выражение "иудин поцелуй" - лицемерных действий.

  • Слайд 14

    Вавилонское столпотворение

  • Слайд 15

    Фразеологизмы заимствованные из художественных произведений

    Крылатые выражения из басен И.А.Крылова. «А Васька слушает да ест»(Кот и Повар) – один говорит, стыдит, убеждает, а другой, не обращая внимания, продолжает делать что-то плохое. «А воз и ныне там»(Лебедь, Щука и Рак) – прошло много времени, а дело с места не сдвинулось. «А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь»(Квартет) – как ни старайтесь, всё равно у вас ничего не получится. «А ларчик просто открывался»(Ларчик) – все оказалось очень просто. «Беда, коль пироги печи сапожник, а сапоги тачать пирожник»(Щука и Кот) – человек занимается не своим делом.

  • Слайд 16

    Крылатые выражения, взятые из комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

    Ба! Знакомые все лица. (слова Фамусова) Ба, межд. (разг.) – выражает удивление, изумление. Блажен, кто верует, тепло ему на свете. (слова Чацкого) Блажен, (устар.) – счастлив. Верует (устар.) – верит, уверен в чем-либо. Хорошо человеку, который уверен в чем-либо. Герой не моего романа. (слова Чацкого и Софии) выражение это употребляется в значении: не в моем вкусе. Дистанция огромного размера. (слова Скалозуба) Далеко от чего-либо до чего-либо. (обычно о несравнимых людях, их способностях, чертах характера). И дым отечества нам сладок и приятен. (слова Чацкого) На Родине все мило, все дорого.

  • Слайд 17

    Словарная система русского языка

  • Слайд 18

    Многозначные слова и омонимы

    Задание1. Постройте фразы, в которых приведенные ниже слова употребляются в прямом и в переносном значении:буря - …,железный - …, золотой - …. Задание2. Составить словосочетания так, чтобы можно было разграничить значение слов-омонимов: брак - …, среда - …, дробь - ….

  • Слайд 19

    Дар речи… Испокон веков его главное назначение в том, чтобы объединять людей. Каждое наше слово, хотим мы этого или нет, – это поступок. И только от нас зависит, будет этот поступок добрым или злым. Недаром же в народе сложено множество мудрых поговорок о роли слова в человеческих взаимоотношениях: “От одного слова – да навек ссора”, “Бритва скребет, а слово режет”, “Слово пуще стрелы развит”, “Ласковое слово – что великий день” (Ю.Ороховацкий). Задания: а/сформулировать основную мысль текста; б/сделать синтаксический разбор второго предложения; в/объяснить правописание слова объединять, разобрать по составу.

  • Слайд 20

    «Слово»

    Молчат гробницы, мумии и кости,- Лишь слову жизнь дана: Из древней тьмы, на мировом погосте, Звучат лишь Письмена. И нет у нас иного достоянья! Умейте же беречь Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья, Наш дар бессмертный - речь. (И.Бунин)

  • Слайд 21

    Домашнее задание:

    §42, стр.160 (выучить теорию) и записи в тетради, упр.232,235.

  • Слайд 22

    Спасибо за внимание!

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке