Презентация на тему "Осложненное предложение. Обособление предложений"

Презентация: Осложненное предложение. Обособление предложений
Включить эффекты
1 из 106
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Смотреть презентацию онлайн с анимацией на тему "Осложненное предложение. Обособление предложений" по русскому языку. Презентация состоит из 106 слайдов. Для учеников 7-11 класса. Материал добавлен в 2017 году. Средняя оценка: 4.0 балла из 5.. Возможность скчачать презентацию powerpoint бесплатно и без регистрации. Размер файла 1.07 Мб.

Содержание

  • Презентация: Осложненное предложение. Обособление предложений
    Слайд 1

    Русский язык Занятие 8

  • Слайд 2

    ТЕМА занятия № 8: Синтаксис и пунктуация: осложненное предложение. Обособление определений. Культура речи. Ошибки, связанные с неправильным согласованием определений. Морфология. Причастие как особая форма глагола. Образование причастий. Культура речи. Ошибки, связанные с образованием и употреблением причастий. Орфография. Правописание окончаний и суффиксов причастий. Лексика. Явление полисемии. Прямое и переносное значение слова. Виды переносного значения (метафора, метонимия, синекдоха)

  • Слайд 3

    Осложненное предложение Обособление определений

  • Слайд 4

          Обособленные определения выражаются причастными оборотами, одиночными и однородными причастиями и прилагательными, а также оборотами, состоящими из прилагательных или существительных с зависимыми словами. Например: Книги, прочитанные в детстве, помнятся всю жизнь; А лес, молчаливый, темный, тянулся на много верст вокруг (Бунин); Я прожил жизнь, полную неожиданностей(Паустовский); Коля, в своей новой курточке с золотыми пуговками, был героем дня (Тургенев).

  • Слайд 5

          Определение обособляется в следующих случаях:      — если относится к личному местоимению: Утомленный долгой речью,я закрыл глаза и заснул; А он, мятежный, просит бури, как будто в бурях есть покой (Лермонтов);      — если выражено причастием или прилагательным с зависимыми словами и стоит послеопределяемого слова: И деревья,освещенные холодным огнем молний, казались живыми и простирали к людям,уходившим из плена тьмы, корявые, длинные руки(Горький);      — если выражено сочетанием определений, стоящихпослеопределяемого слова: Потом пришла весна,яркая, солнечная(Горький);      — если отделено от определяемого слова рядом других слов: Залитые солнцем, стлались за рекой гречаные и пшеничные нивы(Шолохов).

  • Слайд 6

          Определение не обособляется:      — если выражено причастным оборотом, стоящимперед определяемым словом.      Сравните:Шум моря,доносившийся снизу, вызывал тревогу. — Доносившийся снизу _ шум моря вызывал тревогу;      — если связано не только с подлежащим, но и со сказуемым: Он пришел особенно возбужденный и веселый(Л. Толстой).

  • Слайд 7

    Внимание!       1. Определение, выраженное причастным оборотом и стоящее перед определяемым словом, обособляется, если имеет добавочное обстоятельственное значение (причины, времени, условия и т. п.). Например: Испуганная отчаянием моего отца, матушка не смела при нем плакать(Пушкин).

  • Слайд 8

          2. Определение, выраженное существительным в косвенном падеже (чаще с предлогом), обособляется, если относится к имени собственному или к наименованию лица по степени родства, профессии, должности и имеет значение уточнения, добавочного сообщения. Например: Петрова Зинаида Ивановна,1950 года рождения, является частным предпринимателем.

  • Слайд 9

    Задание: Укажите обособленные определения и условия, способствующие их обособлению.       1. Звуки города сливались в один монотонный неясный шум, подобный шуму отдаленно едущего экипажа (Грин). 2. Все знали, что Кутузов одарен храбростью, доходящей до героизма (Е. Тарле). 3. Взволнованная, запыхавшаяся, с разлетевшимися кудряшками на лбу, вся розовая от быстрого бега, она была в эту минуту похожа на хорошенького мальчишку (Куприн). 4. Чуждый военному искусству, я не подозревал, что участь похода решалась в эту минуту (Пушкин). 5. Очень богат русский язык словами, относящимися к временам года и к природным явлениям (Паустовский).

  • Слайд 10

    Вставьте в предложения заключенные в скобки определения, делая их то обособленными, то необособленными.       1. На выставке демонстрировались новые картины молодых художников (недавно открывшейся в Москве). 2. В саду стояли голые деревья (покрытые инеем). 3. Произведения этого писателя скоро выйдут в свет (давно не издававшиеся). 4. Буря разбушевалась с новой силой (затихшая ненадолго). 5. Жители деревни не скоро оправились от чувства страха (пережитого ими во время наводнения).

  • Слайд 11

    Прочитайте, расставляя недостающие знаки препинания. Объясните их постановку.       1. Месяц небольшой белый ясный уже высоко стоял над темным садом (Бунин). 2. В окна наполовину занесенные снегом глядела синева рассвета (Чехов). 3. Взволнованный не спавший несколько ночей я на другой день пошел в театр (Шаляпин). 4. Залитая солнцем приближалась становилась живописнее и величественнее роща (Бунин). 5. Начитанный и образованный он знал несколько иностранных языков (Новиков-Прибой). 6. Все остальные породы деревьев теряющие свои листья осенью и возобновляющие их весной как то дуб вяз липа береза осина ольха и другие называются «черным лесом» (Аксаков).

  • Слайд 12

    Обособление приложений

  • Слайд 13

    Приложение— это особый вид определения, выраженного именем существительным, которое или согласуется с определяемым словом в падеже, или стоит при определяемом слове в именительном падеже (независимо от того, в каком падеже стоит определяемое слово): врач-терапевт, у врача-терапевта, к врачу-терапевту; газета «Труд», из газеты «Труд», в газете «Труд».

  • Слайд 14

          Обособляются следующие виды приложений:       — распространенные приложения, относящиеся к нарицательному существительному и располагающиеся после него: Цветная осень,вечер года, мне улыбается светло (Маршак);       — одиночные приложения, относящиеся к нарицательному существительному, если несут значительную смысловую нагрузку или имеют уточняющее значение: Юра познакомился с замечательной девушкой,болгаркой (Калинин);

  • Слайд 15

          — распространенные и одиночные приложения, стоящие после собственного имени: Радищев, рабства враг, цензуры избегал (Пушкин);       — распространенные и одиночные приложения, относящиеся к личному местоимению: Мы, дети, в городе бывали редко (Маршак); Люди солидные и занятые, они оценили шутку сдержанными улыбками (Гранин);       — приложения, отделенные от определяемого существительного другими словами: Веселый вестник ливней вешних, промчался в небе вешний гром (Рылеев);

  • Слайд 16

          — приложения, обозначающие собственные имена, прозвища, клички животных, если они поясняют или уточняют нарицательное существительное. При таких приложениях стоят или подразумеваются слова: по имени, по прозвищу, по кличке, а именно, то есть: Брат Гаврика, Терентий, тоже сперва рыбачил (Катаев); Один из псарей Троекурова, по имени Парамошка, обиделся на Дубровского (Пушкин);       — приложения, присоединяемые к определяемому слову союзом как (со значением причины): Есенин, как последний поэт деревни, хорошо знал крестьянскую жизнь (Федин). Если союз как имеет значение «в качестве», то присоединяемый оборот приложением не является и не обособляется: Я говорю как литератор (Горький).

  • Слайд 17

    Распространенные и одиночные приложения, стоящие перед именами собственными, обособляются только в том случае, если имеют дополнительное обстоятельственное значение: Примечание Упрямец во всем, Илья Матвеич оказался упрямцем и в учении (Кочетов).

  • Слайд 18

    Прочитайте, укажите обособленные приложения. Объясните условия их обособления.       1. А ночью ветры, вестники наступающих холодов, гуляют по выси вызвездившего неба, воровски шарят по садам (Шолохов). 2. Она готовилась к зачету по общей терапии — предмету, наиболее любимому ею (Бондарев). 3. Мы, учителя, боялись Беликова (Чехов). 4. Остальные братья, Мартын и Прохор, до мелочей схожи с Алексеем (Шолохов). 5. Разумеется, как добрый человек, он больше любил, чем не любил людей (Л. Толстой). 6. Хозяин мастерской был немец, по фамилии Ферстер (Н. Островский). 7. Ему казалось, что он был влюблен в кузину и гостью Шумихиной, Анну Федоровну (Чехов). Задание

  • Слайд 19

    Прочитайте, расставляя пропущенные знаки препинания. Укажите приложения и определяемые слова. Люди мужчины и женщины выносили через главные двери остатки имущества (Фадеев). 2. Она течет моя Непрядва как шесть веков тому назад (Старшинов). 3. Он был прекрасен в открытой степи этот рассвет (Фадеев). 4. Один из мифов Древней Греции рассказывает о Лаокооне троянском жреце нарушившем волю богов. 5. Читающая публика успела привыкнуть к Чехову как юмористу (Федин). 6. Это был Александр Тимофеевич или попросту Саша гость приехавший из Москвы дней десять тому назад (Чехов). 7. Илюше иногда как резвому мальчику так и хочется броситься и переделать все самому (Гончаров). 8. Была у Ермолая легавая собака по прозванию Валетка (Тургенев). 9. Как истинный художник Пушкин не нуждался в выборе поэтических предметов для своих произведений но для него все предметы были равно исполнены поэзии (Белинский).

  • Слайд 20

    Тест

  • Слайд 21

    1. В каком предложении выделенные слова отделяются запятыми?      а) Утром я увидел, что не освещенные солнцем места были покрыты блестящим инеем.      б) По одну сторону улицы тянулся длинный забор серый и пыльный.      в) Небольшие домики появлялись на окраине среди начинающих кудрявиться деревьев.      г) Покрытые инеем скалы уходили в неясную даль. Б

  • Слайд 22

    2. В каком предложении выделенные слова отделяются запятыми?      а) Поднявшийся ночью ветер раздувал пламя костра.      б) Под вешним солнцем дышит еще недавно мертвая земля.      в) Они вошли в соседний коридор узкийитемный.      г) Он мог бы легко на вырученные им за проданную дичь деньги купить себе патронташ и сумку. В

  • Слайд 23

    3. В каком предложении выделенные слова не отделяются запятыми?      а) Убаюканный сладкими надеждами он крепко спал.      б) Сопровождавшие нас крестьяне показали нужный нам дом.      в) Молодой паренек белобрысый и скуластый подошел к нему несмело.      г) Ее узкое лицо обращенное к унылым равнинам казалось печальным. Б

  • Слайд 24

    4. В каком предложении выделенные слова не отделяются запятыми?      а) Огромное солнце тусклое и оранжевое опускается в быстро растущую тучу.      б) Андрей Гаврилович изумленный неожиданным вопросом в тот же день написал ответ.      в) Весенней негой утомлен я впал в невольное забытье.      г) Под ногами похрустываетпахнущий влажной свежестью мартовский снег. Г

  • Слайд 25

    5. В каком предложении выделенные слова не отделяются запятыми?      а) Лицо ее полное и румяное выражало важность и спокойствие.      б) Профессор увлеченный любимой темой говорил долго.      в) Утомленный долгой речью я закрыл глаза и зевнул.      г) Испещренное морщинами лицо старика замерло в выражении томительной тоски. Г

  • Слайд 26

    6. В каком предложении выделенные слова не отделяются запятыми?      а) Ухаживала за мной одна девушка полька из Кракова.      б) Славный сын украинского народа Богдан Хмельницкий возглавил освободительную войну.      в) Ему аккуратному читателю разрешалось брать сразу до десятка книг.      г) Нас вызвали в суд как свидетелей по делу об ограблении магазина. Г

  • Слайд 27

    7. В каком предложении выделенные слова не отделяются запятыми?      а) У самого берега утка птица осторожная не держится.      б) Знаменитый русский художник В. И. Суриков написал много полотен на исторические темы.      в) Семнадцатилетнему юноше ему не сиделось дома в этот весенний вечер.      г) Он настойчивый охотник мог часами идти по следу какого-нибудь зверя. Б

  • Слайд 28

    8. В каком предложении выделенные слова не отделяются запятыми?      а) Русский просветитель XVIII века А. Т. Болотов положил начало разведению картофеля в России.      б) Его страстного болельщика никто бы не смог удержать в этот вечер дома.      в) Среди вас врачей немало людей самоотверженных и бескорыстных.      г) Этот юноша общий любимец был сыном антрепренера театра Григорьева. А

  • Слайд 29

    9. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?      а) К концу января овеянные первой оттепелью хорошо пахнут вишневые сады.      б) Недоумевающий, озадаченный выходкой моего спутника, я смотрел на него и молчал.      в) Попытки писать приводили меня к результатам печальным и смешным.      г) Мне, человеку в костюме босяка, трудно было вызвать этого франта на разговор. А

  • Слайд 30

    10. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?      а) В Риме умер один из величайших художников века — Орест Кипренский.      б) Коренной сельский житель, Кузьмич не мог привыкнуть к городской суете.      в) Вдали за озером тянется высокий берег Иртыша, бурый и угрюмый.       г) Мересьеву сквозь стеклянную дверь был виден весь, слабо освещенный затемненными лампочками, коридор. Г

  • Слайд 31

    11. В каком предложении есть обособленное приложение (знаки препинания не расставлены)?      а) Стихотворение Лермонтова напоминало царю бунтарские стихи поэтов-декабристов.      б) Добрые и умные слова тревожили душу.      в) Как замечательный повар он всегда был приглашен на праздник.      г) Уставшая женщина с тяжелой сумкой и зонтом стояла на остановке. В

  • Слайд 32

    12. В каком предложении есть обособленное определение (знаки препинания не расставлены)?      а) В тесноте колыхавшейся кареты Наташа в первый раз представляла себе то, что ожидает ее на бале.      б) А вопрос не решенный дипломатами еще меньше решается порохом и кровью.      в) Мы знаем Бунина как тончайшего лирика.      г) Павел пришел взволнованный. Б

  • Слайд 33

    6 баллов – «3» 9 баллов – «4» 11 баллов – «5»

  • Слайд 34

    Культура речи Неправильное согласование определений не только свидетельствует о низкой культуре речи пишущего, но и может стать причиной искажения смысла высказывания. Например: Сад не просто «хобби», это тонны плодов, ягод, овощей, гектары некогда заброшенной земли, возрожденных к жизни (следовало: гектары… возрожденные к жизни).

  • Слайд 35

    Найдите ошибки! 1. Великолепный «Пейзаж» В.Д. Шмаринова, написанного в той же манере, приковывает внимание посетителей. 1. Великолепный «Пейзаж» В.Д. Шмаринова, написанный в той же манере, приковывает внимание посетителей выставки.

  • Слайд 36

    2. Мой взгляд задержался на заявлении отца, подшитого к делу. 2. Мой взгляд задержался на заявлении отца, подшитом к делу.

  • Слайд 37

    3.Это был конкурс-игра, являвшаяся испытанием одной из способностей соревнующихся. 3. Это был конкурс-игра, являвшийся испытанием одной из способностей соревнующихся.

  • Слайд 38

    Герой повести едет па поиски счастья и в городе Штутгард открывает ресторан. Герой повести едет па поиски счастья и в городе Штутгарде открывает ресторан.

  • Слайд 39

    Практическая стилистика обращает внимание на управление при синонимических словах, которые требуют употребления разных падежей: восхищаться отвагой - преклоняться перед отвагой презирать опасность - пренебрегать опасностью возмущаться безобразиями - злиться на безобразника быть недовольным отзывом - разочароваться в отзыве делать выговор сотруднику - упрекать сотрудника извещать автора - сообщать авторуи т.д.

  • Слайд 40

    Найдите ошибки! 1. Учителю надо было еще многое объяснить. 1. Учитель должен был еще многое объяснить.

  • Слайд 41

    2. Объяснение ответа брата представляется неубедительным. 2. Объяснение ответа, предложенное братом, неубедительно.

  • Слайд 42

    3. Приказали нам помочь в работе. 3. Приказали, чтобы мы помогли…

  • Слайд 43

    Морфология. Причастие как особая форма глагола. Образование причастий.

  • Слайд 44

          Причастие — особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и сочетает в себе признаки глагола и признаки прилагательного. Причастие отвечает на вопросы какой? какая? какие? и др. Делать Делающий

  • Слайд 45

          Причастиеобразуется от глагола и имеет следующие его свойства:      1) вид несовершенный и совершенный: горящий(несов. от гореть); сгоревший(сов. от сгореть);      2) время — настоящее и прошедшее: горящий(наст.), горевший, сгоревший(прош.);      3) может быть возвратным: поднимающийся, поднимавшийся дым.

  • Слайд 46

          Причастие, как и прилагательное, отвечает на вопрос какой?, называя признак предмета, связанный с действием, и имеет следующие свойства прилагательного: изменяется по числам, падежам (и родам — в единственном числе) для связи (согласования) с существительным, от которого зависит: горящий лес, горящего леса и т. д.; горящие сосны, кусты; горящая сосна, горящей сосны и т. д.

  • Слайд 47

          По значению и форме причастия делятся на действительные и страдательные.

  • Слайд 48
  • Слайд 49

          Действительные причастия обозначают признак того предмета, который сам что-то делает или делал. Например: 1) батальон, атакующий противника (атакующий — действительное причастие настоящего времени; тот, кто сам атакует); 2) батальон, атаковавший противника (атаковавший — действительное причастие прошедшего времени; тот, кто сам атаковал).

  • Слайд 50

          Страдательные причастия обозначают признак того предмета, на который направлено чье-либо действие. Например: 1) противник, атакуемый батальоном (атакуемый — страдательное причастие настоящего времени; тот, кого атакуют); 2) противник, атакованный батальоном (атакованный — страдательное причастие прошедшего времени; тот, кого атаковали).

  • Слайд 51

          Страдательные причастия имеют полную и краткую форму. Например: скошенная трава — трава скошена.

  • Слайд 52

    Задание От данных глаголов образуйте все возможные формы причастий. Выделите суффиксы причастий.       Писать, строить, подойти, отбросить, обидеть, встречаться, устраиваться, посеять.

  • Слайд 53

    Проверь себя

  • Слайд 54

    1. В каком ряду все слова являются причастиями?      а) перевернув, посидев, невпопад, раскидистый      б) перепрыгнувший, решаемый, вынув, несчастный      в) гонимый, затемнена, нагретая, назначено      г) разделенный, держащий, расставаясь, увлекая В

  • Слайд 55

    2. Сколько причастий в двух приведенных предложениях?      Это были опаленные летним солнцем, утомленные тяжелым трудом люди. Руки их были исцарапаны, ноги испачканы землей.      а) 2       б) 3      в) 4       г) 5 В

  • Слайд 56

    3. В каком варианте форма причастия образована от глагола неправильно?      а) закрутить — закрутивший      б) решать — решенный      в) возвращаться — возвращающийся      г) изучать — изучавший Б

  • Слайд 57

    4. В каком варианте грамматические признаки причастия определены неправильно?      а) убранный — страдательное причастие совершенного вида, прошедшего времени      б) бегущий — действительное причастие несовершенного вида, настоящего времени      в) принятый — страдательное причастие совершенного вида, настоящего времени      г) слышавший — действительное причастие несовершенного вида, прошедшего времени. В

  • Слайд 58

    5. В каком варианте содержится ошибка в определении грамматических признаков выделенных в предложении слов?      В облике этой улицы угадываются старинные черты: кое-где сохранившиеся двухэтажные и даже одноэтажные дома с мезонинами; пустырь на месте снесенного дома и открытый двор без заборов и ворот, с разросшимися густо тополями и кленами, из-за которых виднеется обшитое желтыми досками двухэтажное здание, служившее в старину подсобным помещением, а впоследствии приспособленное под жилье.      а) сохранившиеся — причастие, действительное, прошедшего времени, совершенного вида, возвратное, полное, в форме именительного падежа, множественного числа, в предложении является определением      б) снесенного — причастие, страдательное, прошедшего времени, совершенного вида, невозвратное, полное, в форме мужского рода, родительного падежа, единственного числа, в предложении является определением      в) разросшимися — причастие, действительное, прошедшего времени, совершенного вида, возвратное, полное, в форме творительного падежа, множественного числа, в предложении является определением      г) обшитое — причастие, страдательное, настоящего времени, совершенного вида, невозвратное, полное, в форме среднего рода, именительного падежа, единственного числа, в предложении является определением Г

  • Слайд 59

    Культура речи

  • Слайд 60

    Исправьте ошибки! 1. Знаменитая гробница Мавсола находилась в Малой Азии, потрясшая жителей древнего мира своими размерами и великолепием. Подсказка! Причастный оборот занимает неправильное положение по отношению к определяемому слову. Знаменитая гробница Мавсола, потрясшая жителей древнего мира своими размерами и великолепием, находилась в Малой Азии.

  • Слайд 61

    2. Мавсол, не доверяющийся персидским архитекторам, объявил конкурс среди греческих зодчих, в котором победил Пифей и Сатир. Подсказка! Причастие не согласовано с определяемым существительным Мавсол, не доверявший персидским архитекторам, объявил конкурс среди греческих зодчих, в котором победили Пифей и Сатир.

  • Слайд 62

    3. Особое внимание привлекала окруженная усыпальница 39 колоннами. Подсказка! Определяемое слово не должно входить в причастный оборот. Особое внимание привлекала усыпальница, окруженная 39 колоннами.

  • Слайд 63

    Укажите ошибки в образовании причастий и употреблении причастных оборотов. Исправьте эти ошибки. В случае необходимости заменяйте причастные обороты придаточными определительными предложениями. 1. Автор рассказал об изменениях в книге, готовящейся им к переизданию. 2. Приведенные факты в докладе свидетельствуют о больших успехах нашей медицинской науки. 3. Ничего другого, двигавшего бы дело вперед, никто из критиков проекта не предложил. 4. В таком же положении, как и жители Адрии, находились жители близлежащих селений и ферм, отрезанных наводнением и спасающиеся на крышах домов, угрожающих в любой момент обвалом. 5. Арестованный тревожился о семье, взятой под надзор полицией и которую он оставил без всяких средств к существованию. 6. В руках у режиссера кадры из кинокартины, снимающейся на «Мосфильме». 7. Направляемых студентов на практику необходимо хорошо подготовить теоретически. 8. Абитуриенты, попытающиеся пользоваться мобильными телефонами, будут лишены возможности писать сочинение. 9. В классе есть ученики, охотно занимавшиеся бы английским, если бы такие занятия были организованы. 10. Писатель придавал большое значение делу декабристов, выражая уверенность, что оно будет продолжено потомками, пожелающих увидеть Россию свободной.

  • Слайд 64

    Проверь себя

  • Слайд 65

    1. Укажите правильную морфологическую характеристику слова ИНТРИГУЮЩИХ из предложения:  Одна из самых интригующих тайн Вселенной — то, как зарождались в галактиках звезды, возможно, разрешена. А) действительное причастие Б) страдательное причастие В) отглагольное прилагательное Г) деепричастие совершенного вида А

  • Слайд 66

    2. Укажите верную морфологическую характеристику слова СОСРЕДОТОЧЕН из предложения:  Есть у Земли и электрическое поле, положительный заряд которого сосредоточен в нижних слоях атмосферы, а отрицательный — в верхней части земной коры. А) краткое прилагательное Б) страдательное причастие В) наречие Г) деепричастие Б

  • Слайд 67

    3. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом?  А) Событие, о котором пойдет речь, стало уже легендой. Б) Три тополя, которые росли на краю поля, превратились в огромных великанов. В) Он заметил в банках с водой на окнах букеты белых и нежных нарциссов, которые склонялись на своих ярко-зеленых тучных и длинных стеблях с сильным ароматным запахом. Г) Иностранец окинул взглядом высокие дома, которые квадратом окаймляли пруд. А

  • Слайд 68

    4. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом? А) С искренним восхищением разглядывали мы бухту Тихую, которая походила на зеркальное блюдо. Б) Степка хотел найти настоящего друга, который не бросил бы его в любой беде. В) Вижу птиц чернеющие стаи, которые летят в далекие края. Г) На берегу, который выплыл из тумана, мы увидели маленькую фигурку. Б

  • Слайд 69

    5. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом?  А) В мусоре, который выбросили из комнаты, попалось несколько медных монет, сильно позеленевших. Б) Артисты, которые не были заняты в этот вечер, собрались в доме юбиляра и устроили настоящий праздник. В) Почему я вижу звезды, которые так ярко светятся на черно-синем болгарском небе? Г) Однажды я прочитал статью, в которой описывалась история редкой марки. Г

  • Слайд 70

    Правописание причастий

  • Слайд 71
  • Слайд 72

    Вставьте пропущенные буквы. Объясните правописание суффиксов:        Тяжело дыш...щий человек, бор...щийся с ленью, слыш...щийся издалека звук, стел...щийся туман, завис...щие от него обстоятельства, мел...щий муку агрегат, стро...щееся здание, кле...щий коробку мальчик, ре...щие знамена, запреща...щая директива, сража...щиеся воины, хлопоч...щая у плиты хозяйка, леч...щий врач, дорогосто...щие товары, готов...щийся к занятиям студент, знач...щееся в фондах количество книг, логично мысл...щий ученик. Задание

  • Слайд 73

          1) Тесто хорошо замеш...но. Сосед оказался замеш...н в неприятную историю. 2) Окопы были обстрел...ны неприятелем. Подстрел...ые браконьерами утки все же спрятались в тростнике. 3) Стены комнаты были обкле...ны веселыми обоями. 4) Потер...ая книга случайно нашлась. 5) Замеч...ые вовремя недостатки удалось легко исправить. 6) На засе...ых ранней весной полях дружно появились первые всходы. 7) Работа была оконч...на своевременно.

  • Слайд 74

    Явление полисемии. Прямое и переносное значение слова. Виды переносного значения (метафора, метонимия, синекдоха). Лексика

  • Слайд 75

          Развитие многозначности слов связано со способностью человеческого мышления устанавливать связи между похожими предметами, явлениями или признаками и переносить названия с одного предмета или явления на другие. Ср., например: золотое кольцо и золотое сердце, вершина горы и вершина успеха.

  • Слайд 76

          Первичное значение слова, возникшее для обозначения чего-либо и служащее для этой цели непосредственно, называется прямымзначением. Другие, вторичные (производные) значения, возникшие вследствие переноса наименования с одного предмета, явления, признака и т. п. на другой, называются переносными.

  • Слайд 77

    Прочитайте образцы словарных статей из «Толкового словаря русского языка» С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой. Какие значения приведенных слов являются основными, какие — производными?       ЖЕСТКИЙ, -ая, -ое. 1. Твердый, плотный на ощупь. Ж. диван. Ж. мясо. Ж. волосы. 2. На транспорте: с твердыми деревянными сиденьями. Ж. вагон. Жесткая плацкарта (для проезда в жестком вагоне). 3. Перен. Суровый, грубоватый, резкий. Ж. характер. Жесткие черты лица. 4. Перен. Не допускающий отклонений, безоговорочный. Ж. срок. Жесткие условия. 5. О воде: насыщенная известковыми солями.

  • Слайд 78

    Постройте фразы, в которых приведенные ниже слова употребляются в прямом и переносном значении.       Буря, железный, океан, болото, тряпка, сладкий, хвост, закат, дворник, голова, лопух, глухой.

  • Слайд 79

    Тест

  • Слайд 80

    1. Какое из перечисленных слов имеет значение «чувство нравственной ответственности за свое поведение перед определенным лицом, обществом»?      а) совесть      б) долг      в) стыд      г) благородство Б

  • Слайд 81

    2. Какое из перечисленных слов имеет значение «направленный на благо других, человеколюбивый»?      а) порядочный      б) гуманный      в) преданный      г) добрый Б

  • Слайд 82

    3. Какое из перечисленных слов имеет значение «система взглядов на природу и общество»?      а) мировоззрение      б) наука      в) кругозор      г) мнение А

  • Слайд 83

    4. В каком варианте лексическое значение слова указано неверно?      а) дискуссия — спор, обсуждение какого-либо вопроса на собрании, в печати, беседе      б) имитация — воспроизведение чего-либо с возможной точностью, подражание      в) аналогия — противоположность чему-либо      г) привилегия — преимущественные права, льготы В

  • Слайд 84

    5. В каком варианте лексическое значение слова указано неверно?      а) полиглот — человек, равнодушный к пище      б) посягать — покушаться      в) авангард — передовая, ведущая часть какой-либо общественно­й группы      г) полый — имеющий внутри пустоту А

  • Слайд 85

    6. В каком варианте лексическое значение слова указано неверно?      а) педантичный — строгий в выполнении всех требований, чрезвычайно точный, аккуратный      б) аврал — спешная работа, выполняемая всем коллективом      в) пиетет — глубокое уважение, почтение      г) постный — придерживающийся диеты Г

  • Слайд 86

    7. Какое из указанных слов является многозначным?      а) тополь      б) фонетика      в) классификация      г) сладкий Г

  • Слайд 87

    8. Какое из выделенных слов употреблено в прямом значении?      а) черное платье      б) черная душа      в) черный вторник      г) черные мысли А

  • Слайд 88

    9. Какое из слов в предложении В Генуе, на малой площади перед вокзалом, собралась густая толпа народа употреблено в переносном значении?      а) площадь       б) вокзал       в) собралась       г) густая Г

  • Слайд 89

    10. Какое из слов в предложенииЛетний вечер тих и ясен; посмотри, как дремлют ивы; запад неба бледно-красен, и реки блестят извивы употреблено в переносном значении?      а) летний       б) дремлют       в) бледно-красен       г) блестят Б

  • Слайд 90

    11. Каково лексическое значение слова «театр» в предложении Отношение к прошлому может быть двух родов: как к некоторому зрелищу, театру,представлению, декорации и как к документу?      а) род искусства, художественное отражение жизни посредством сценического представления      б) учреждение, организация, занимающиеся устройством представлений      в) здание, в котором происходят представления      г) совокупность драматических произведений какого-либо писателя А

  • Слайд 91

    12. В каком значении употреблено слово «строгий» в предложении Да, вдохновение — это строгое рабочее состояние, но у него есть своя поэтическая окраска, свой, я бы сказал, поэтический подтекст?      а) очень требовательный, взыскательный      б) не допускающий никаких снисхождений, суровый      в) не допускающий никаких отклонений, выполняемый точно и неукоснительно      г) не допускающий отклонения от принятых норм поведения и морали В

  • Слайд 92

    6 баллов – «3» 9 баллов – «4» 11 баллов – «5»

  • Слайд 93

    Метафора

  • Слайд 94

    Мета́фора(от др.-греч.μεταφορά— «перенос», «переносное значение») — троп, слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака. «Сосны подняли в небо свои золотистые свечи" (М. Горький) "стволы как свечи"

  • Слайд 95

    Лопе де Вега описывает струи фонтана:        …В струях фонтанов, которые        В несметном своем единстве        Хрустальными копьями вонзаются в небо.

  • Слайд 96

    Дно души метафора

  • Слайд 97

    Метонимия

  • Слайд 98

    Метони́мия — от др.-греч.μετονυμία — «переименование», от μετά — «над» и ὄνομα/ὄνυμα — «имя») — вид тропа, словосочетание, в котором одно слово замещается другим, обозначающим предмет (явление), находящийся в той или иной (пространственной, временной и т. д.) связи с предметом, который обозначается замещаемым словом. Замещающее слово при этом употребляется в переносном значении. Пример: «Все флаги в гости будут к нам», здесь флаги замещают страны (часть заменяет целое)

  • Слайд 99

    Метонимию следует отличать от метафоры, с которой её нередко путают, между тем как метонимия основана на замене слова «по смежности» (часть вместо целого или наоборот, представитель вместо класса или наоборот, вместилище вместо содержимого или наоборот, и т. п.), а метафора — «по сходству».

  • Слайд 100

    «Не то на серебре – на золоте едал»  (А.С. Грибоедов). Связь между предметом и материалом. «Ну, скушай же еще тарелочку, мой милый!» (И.А. Крылов). Связь между содержимым и содержащим. «Перо его местию дышит» (А.К. Толстой) Связь между действием и его орудием. И т.д.

  • Слайд 101

    Синекдоха

  • Слайд 102

    Сине́кдоха (др.-греч.συνεκδοχή) — троп, разновидность метонимии, основанная на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними.

  • Слайд 103

    Обычно в синекдохе употребляется: Единственное число вместо множественного, например: Всё спит — и человек, и зверь, и птица. (Гоголь); Множественное число вместо единственного, например: Мы все глядим в Наполеоны. (Пушкин); Часть вместо целого, например: Имеете ли вы в чём-нибудь нужду? — В крыше для моего семейства. (Герцен); Родовое название вместо видового, например: Ну что ж, садись, светило. (Маяковский) (вместо: солнце); Видовое название вместо родового, например: Пуще всего береги копейку. (Гоголь) (вместо: деньги).

  • Слайд 104

    «Эй, борода! А как проехать отсюда к Плюшкину?» (Н.В. Гоголь) Совмещение значения «человек с бородой» и «борода». «И слышно было до рассвета, как ликовал француз» (М.Ю. Лермонтов). Употребление ед. числа в собирательном значении. «начальство» в значении «начальник» Употребление общего вместо частного. И т.д.

  • Слайд 105

    Метафора Метонимия Синекдоха - явления полисемии (многозначности) слова, являются художественно- выразительными средствами языка.

  • Слайд 106

    Спасибо за внимание

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке