Содержание
-
Решение олимпиадных заданий повышенной сложности
на уроках русского языка и литературы Поповой Л.А.
-
«Если хочешь воспитать в детях смелость ума, интерес к серьёзной интеллектуальной работе, самостоятельность как личностную черту, вселить в них радость сотворчества, то создавай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мыслей, дай возможность им почувствовать себя в нём властелинами.» Ш. А. Амонашвили
-
ПЕРВЫЙ ПРИНЦИП:ИНТЕРЕСНАЯПОДАЧА МАТЕРИАЛА
*занимательные рассказы по предмету *особенные факты из биографии писателя *курьезные случаи, имеющие познавательное и поучительное содержание *загадки по предмету
-
Рассказ Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»
Л.Н. Толстой известен нам как автор замечательного рассказа «Кавказский пленник». Впереди вас ожидают незабываемые встречи с его повестями, романам. А сейчас я предлагаю послушать ещё одно произведение Л.Н. Толстого «Два товарища». - Определите, к какому жанру относится произведение. - Вы поняли смысл басни? В чём её мораль? - Как вы думаете, о чём сегодня будем вести разговор?
-
Н.В. Гоголь «Мёртвые души»
У В.М. Шукшина, писателя, публициста, режиссёра и актёра, много размышлявшего о нравственности, есть рассказ «Забуксовал». Герой рассказа, слушая, как его сын зубрит заданный на дом отрывок о птице-тройке из «Мертвых душ», невольно задумывается над вопросом: «А кого везут-то? Кони-то? Этого… Чичикова? Роман даже привстал в изумлении. Этого хмыря везут, который мертвые души супал, ездил по краю. Елкина мать!.. вот так троечка! — Валерк, — позвал он. — А кто на тройке-то едет? — Селифан. — Селифан-то, Селифан! То же — кучер. А кого он везет-то? — Чичикова. — Так… Ну? А тут — Русь-тройка… А? — Ну. И что? — Как что? Как что? Русь-тройка, все гремит, все заливается, а в тройке — прохиндей, шулер…» -Вот такую оценку даёт герой Шукшина Чичикову. - Как вы думаете, о чём мы сегодня поведём разговор? Прохиндей? …
-
ВТОРОЙ ПРИНЦИП: ВКЛЮЧЕНИЕ В ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС
*придумать свое продолжение по заданному началу *создание рассказа, сказки, стихотворения в прозе, стихотворения на заданную тему, баллады, сонета, былины, поучения и т.д.
-
ТРЕТИЙ ПРИНЦИП: СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЙ
*задания олимпиад *дистанционных олимпиад *конкурсов
-
ЗАДАНИЯ ПОВЫШЕННОЙ СЛОЖНОСТИ
ФОРМЫ И ПРИЕМЫ * Самостоятельный подбор учащимися дидактического материала, аналогичного упражнению учебника - В данных пословицах изменить лицо глагола. Сильные учащиеся должны выполнить указанное задание на материале пословиц, которые они должны подобрать самостоятельно.
-
Задания на установление внутрипредметных связей между лингвистическими явлениями
* вставить гласные Е-И в окончаниях глаголов. Сильные учащиеся должны не только выполнить задание, но и доказать, что выбор орфограмм невозможен без знания грамматики.
-
Задания, ориентирующие учащихся на поиски разнообразных вариантов выполнения задания
* сколько вариантов группировки слов можете вы предложить? Укажите, что лежит в основе группировки. (Сторож, мышь, течь, молодёжь, с пастбищ, река Сож, город Керчь, из училищ, дочь, без калош).
-
Задания на сравнение, сопоставление явлений
*Например, в упражнении предлагается поставить глаголы в форме настоящего времени. Для сильных учеников задание усложняется : определить вид глагола и установить, какая закономерность наблюдается при сопоставлении времени и вида глагола.
-
Задания исследовательского характера
* Подбор доказательств к данному умозаключению. Например: докажите справедливость следующих слов: «Обособленные определения широко используются в научных терминах, где надо выразить мысль довольно точно и в то же время с максимальной краткостью и чёткостью». Использовать учебники, толковые словари.
-
*Формулировка собственных умозаключений на основе собранного материала модальные частицы в баснях Крылова («Осёл и соловей», «Лжец», «Ворона и Лисица») Сравнительные обороты в поэме Лермонтова «Мцыри».
-
Задания, содействующие формированию навыка самостоятельного добывания учащимся знаний
*Вы готовитесь к докладу. У вас возникли сомнения, как правильно произносить слова: феномен, договор, средства, ходатайствовать, хаос, отчасти, индустрия. Поставьте ударения в словах, используя словарь.
-
Творческие задания
* выполнение работы по аналогии, по образцу в упражнении предлагается вставить прилагательные в текст, представляющий собой описание пасмурного дня. Детям, имеющим более высокий уровень подготовки, предлагаю по данному образцу дать самостоятельное описание солнечного дня.
-
ТИПЫ РЕЧИ. ОПИСАНИЕ
Представьте, что вы заяц, который очень любит зиму, но ваш друг медвежонок никогда не видел зимнего леса. Расскажите ему о зимнем лесе так, чтобы он понял, что такое зима, полюбил ее с ваших слов и захотел посмотреть на зимнюю природу. Можно дать следующие рекомендации: чтобы вам легче было писать, представьте, что вас попросили сочинить рассказ для детского журнала, у которого уже есть постоянные герои – заяц и медвежонок.
-
Виды заданий
Во что превратятся глаголы, если в них переставить ударение? СЕЛО, ПРОПАСТЬ, ОКУНИ, ТОПИ, ПРЯДИ…
-
Виды заданий ( фонетика)
Определите, сколько раз встречается звук в следующих предложениях (Ш) Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож. (Ж) Тихонько жук жужжит, визжит и дрожит.
-
Виды заданий ( лексика)
Слова БАЗАР и РЫНОК - синонимы, но в некоторых сочетаниях они отличаются друг от друга. Что означают выражения ПТИЧИЙ БАЗАР и ПТИЧИЙ РЫНОК?
-
Виды заданий ( морфология)
Какие из следующих существительных являются существительными одушевлёнными: КОЛЛЕКТИВ, МЕРТВЕЦ, ЧЕЛОВЕК, ТРУП? Объясните свою точку зрения.
-
Реши пропорцию
(спит) как убитый= ? = сломя голову=? крепко темно ? ? молодой = сухой= ? = ? моложе ? веселее ?
-
Найди соответствия
Запишите предложения, соответствующие схемам: 1. [ ], и [ ]. 2. [ ]:[ ]. 3. [… ,обр.,… ]. 4. [ ],( ). Табунщики переполошились жеребец был ценный донской породы привёзённый из далёкой России. (Ч.Айтматов.) Для собственного спокойствия он решил не надевать тюбетейку и чаще носил её не на голове, а в кармане. (А.Бессараб.) Я хочу знать от кого могу получить объективную информацию. (Л.Обухова.) Окончилось жаркое лето и желтизной вспыхивают леса по которым крадётся осень. (Е.Осетров.) Сзади напирала очередь и раздумывать было некогда. (А.Гайдар.) Что барин по служебной надобности едешь? (О.Добровольский.)
-
Да-нетка
Всю ночь читает небылицы, и вот плоды от этих книг!.. (А.С.Грибоедов) Это служебная часть речи? (нет) Это слово спрягается? (нет) Это слово употреблено во второй предикативной части? (да) и т.д.
-
Морфологический анализ
1) «Соберите» словосочетание: Б7А3В5Г2 + Б1А7В1В7В3 ( вскрикнет испуганно). Обозначьте и объясните известные вам орфограммы. 2) (Не)медле(н,нн)о уехать. Раскройте скобки, «зашифруйте» словосочетание (Б2А1В6В3 + Б4А4В1Г8)
-
Задания для активизации познавательной деятельности на уроках литературы
даю первые строки стихотворения и предлагаю написать продолжение; - предлагаю придумать свое продолжение строкам стихотворений известных поэтов; восстановление текста: небольшой текст разрезается на кусочки. 2-3 человека восстанавливают текст; Печальная берёза У моего окна, И прихотью___________________ Разубрана_____________________ составление диафильма. Текст делится на части и распределяется между детьми. Ученик читает свой отрывок, выполняет к нему рисунок и делает короткую подпись; составить диафильм по эпизоду и определить характер музыкального сопровождения;
-
Тренинги
- тренинг по составлению ассоциативных рядов (например, к слову «серебро»); - «КВ» – конструирование «киноленты видений» (по Станиславскому) – например, «составьте «киноленту видений» со словами «церковь», «окно», «хлеб», «икона»; - «ААР» – анализ ассоциативных рядов в каком-либо произведении (например, звук – запах – форма - цвет в стихотворении С.Есенина.
-
Дерево предсказаний
Ствол – тема Ветви – предположения Листья – основания предположения “Дерево Мудрости” (“О чем я думал(а), читая страницы повести В.Г. Короленко “В дурном обществе”?)
-
Литературоведческий диктант
НАЙДИТЕ И ИСПРАВЬТЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ Реалистический жанр. Чацкий – персонаж, направление «разговор глухих», диалог Чацкого. Закон реализма о «трёх единствах»: единстве времени, порядка и места. Фронтальный монолог, драма»Горе от ума», фраза Софьи, Фамусов – резонёр, одна сюжетная линия в «Горе от ума».
-
Теоретическая разминка
Восстановите пропуски в определениях Реплика(в переводе с латинского…) – краткий ответ действующего лица в произведении,… фраза в диалоге, возникшая как отклик на слова партнёра. Монолог (в переводе с греческого…) речь действующего лица в произведении, обращённая к собеседнику или … Психологический портрет («портрет» в переводе с греческого…) – описание внутреннего мира героя, персонажа литературного произведения.
-
Работа с литературоведческими терминами (приём СИНКВЕЙН)
СЕНТИМЕНТАЛИЗМ ИДЕАЛЬНЫЙ, ЕСТЕСТВЕННЫЙ,ГРУСТНЫЙ РАЗМЫШЛЯТЬ,ПРЕДСТАВИТЬ,ПОДРАЖАТЬ ПРОТЕСТ ПРОТИВ ИСПОРЧЕННОСТИ АРИСТОКРАТИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА ЧУВСТВА
-
Задания творческого характера
Придумайте мини-рассуждение в публицистическом стиле для приведённой морали из басни И.А. Крылова: Завистники, на что ни взглянут, Подымут вечно лай; А ты себе своей дорогою ступай: Полают, да отстанут.
-
Творческие конкурсы. Научно – практические конференции. Участие. Победы.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.