Содержание
-
Практические приёмы коррекции дислексии и дисграфии у младших школьников с ТНР
Учитель-логопедКочеткова Я.А.
-
Дислексия
Дислексия – специфические затруднения в овладении навыками чтения, обусловленные недоразвитием ВПФ, принимающих участие в реализации процесса чтения. Распространенность дислексии среди детей с нормальным интеллектом составляет 4,8%. Дети с тяжелыми нарушениями речи и ЗПР страдают дислексией в 20-50% случаев.
-
Классификация дислексии
В соответствии с нарушенными механизмами принято выделять следующие формы нарушения чтения: Фонематическую дислексию (вследствие недоразвития фонематического восприятия, анализа и синтеза) Семантическую дислексию (вследствие несформированности слогового синтеза, бедности словаря, непонимания синтаксических связей в структуре предложения). Аграмматическуюдислексию (вследствие недоразвития грамматического строя речи, морфологических и функциональных обобщений) Мнестическуюдислексию (вследствие нарушения речевой памяти, затруднения соотнесения буквы и звука) Оптическую дислексию (вследствие неcформированности зрительно-пространственных представлений) Тактильную дислексию (вследствие нечеткости тактильного восприятия у слабовидящих).
-
Упражнения
- конструирование букв из палочек -дорисовывание печатных букв - обводка, лепка букв из пластилина - подчеркивание конкретных букв в крупном и мелком тексте - собрать букву из кусочков - при стойком неузнавании буквы дается ее образец из плотного картона с бархатной или наждачной бумагой. Ощупывая букву, ребенок подключает к зрительно-слуховому восприятию тактильную память. Упражнение проводится до 30 раз с открытыми и закрытыми глазами. Затем проводится диктант печатных букв для самопроверки.
-
1. Выделение ударного звука силой голоса с опорой на буквы. а′ – а – а а – а′ – а а – а – а′ 2. Слоги, которые употребляются в словах и вызывают затруднения при чтении. ста′ – ста – ста стла′ – стла – стла ста – ста′ – ста стла – стла′ - стла ста – ста - ста′ стла – стла – стла′ стлан′ – стлан – стлан стлан – стлан′ – стлан стлан – стлан – стлан′ 3. Чтение слогов с подготовкой. У – ту – сту – стул О – то – сто – стол О – но – гно - гном
-
4. чтение слогов по подобию. а) ком б) мак дом так сом бак ром рак лом лак 5. работа с карточками под пленкой, на которой написаны различные буквосочетания. Выбери и подчеркни те слова, которые написаны до черты. где | дег, гед, гдо, где, год, гте, где слон | носл, лосн, смон, слон, слол, снол, слон
-
6. Слоговая таблица под плёнкой. - заполни указанную строку и прочитай слоги - заполни указанный столбик и прочитай все слоги - напечатай и прочитай по клеткам таблицы, где поставлены точки. - напечатай фломастером и прочитай все слоги с буквой Н (Н′); аналогичная работа с другими согласными - найди место названного слога в таблице и напечатай его
-
Задания для родителей
взять из кассы слоги только с одной согласной буквой и тренировать ребенка в нахождении произнесенного взрослым слога при интонировании. - предъявлять ребенку слоги и читать вместе с ним. - просить ребенка самостоятельно прочитать слог и напечатать его сначала с опорой, а затем по памяти. Обязательно прочитать, что напечатал.
-
Дисграфия
Дисграфия – частичное расстройство процесса письма, связанное с недостаточной сформированностью (или распадом) психических функций, участвующих в реализации и контроле письменной речи. Дисграфия проявляется стойкими, типичными и повторяющимися ошибками на письме, которые не исчезают самостоятельно, без целенаправленного обучения. Согласно исследованиям, дисграфия выявляется у 53 % учащихся вторых классов и 37-39% учащихся среднего звена, что говорит об устойчивости данной формы речевого нарушения.
-
Формы дисграфии
1. Артикуляторно-акустическая. Не правильно произносит звуки и пишет буквы (забавный заяц – сабавныйзаяс). 2. Акустичекая. Заменяет буквы фонетически похожими звуками, но правильно произносит Смешивает звонкие и глухие (Б - П, Д - Т) Путает свистящие и шипящие (С - Ш, З - Ж). Ошибочно обозначает мягкость согласных : «лубит», «больит», голобь-голубь. 3. Расстройство языкового анализа и синтеза. Пропускает буквы и слоги Меняет местами буквы и (или) слоги (моколо, мотолок). Не пишет окончания. Пишет лишние буквы в слове . Повторяет буквы и (или) слоги (застревание). Смешивает слоги из разных слов. Слитное написание предлогов («настуле»). Раздельное написание приставок («на шла»). 4. Аграмматическая Расстройство грамматического строя речи (например, черный перчатка», «солнечная день»). Не может склонять слова по падежам, числам и родам. Ошибается в окончаниях слов. Не согласует слова между собой. 5. Оптическая. Расстройство зрительного и пространственного гнозиса. Буквы пишутся при помощи «черточек» и «кружочков». Не дописывает элементы букв, например «Г» вместо» Р». Добавляет лишние элементы в буквы. Не соединяет две буквы. Путает печатные и письменные буквы. Зеркальное отображение букв.
-
-
Упражнения для развития слухового внимания и восприятия.
Повторение ритмических рисунков
-
Задание для тренировки в позиционном анализе звуков. «Цифровой ряд». Укажи место данного звука в слове. «К» в слове сковородка
-
Реципрокные упражнения для психомоторного развития учащихся
-
Формирование буквенного гнозиса
Найди правильно записанные буквы.
-
Назвать буквы, наложенные друг на друга.
-
Назвать зашумлённые буквы.
-
Закрепление дифференциации букв «Д» - «Б»
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.