1.Оргмомент
Здравствуйте, садитесь. Посмотрите, все ли готовы к уроку. Откройте тетради, запишите число, классная работа.
2.Проверка домашнего задания.
На прошлом уроке мы выяснили, когда пишется окончание е, а когда и. Назовите условия для обоих случаев.
Вам было задано упр. 517.
3.Объявление темы и задач урока.
Мы продолжаем изучать тему, которую начали на прошлом уроке: «Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе». Сегодня на уроке мы должны научиться правильно писать окончания существительных в единственном числе.
4.Объяснение нового материала
Правильно. Выбор е или и в падежном окончании существительного зависит от склонения и падежа.
Распределите существительные по склонению: брошюра, цыган, ветка, ветвь, чувство, поле, рожь.
На интерактивной доске появляется таблица. Слайд 1:
В русском языке есть существительные на -ия, -ий,
-ие. Например, станция, делегация, здание, терпение, санаторий, гербарий. Существительные на –ия относятся к 1 склонению.
В таблицу добавляется слово станция. Слайд 2(по щелчку):
Существительные на –ие и
–ий относятся ко второму склонению.
В таблицу добавляется слова здание и гербарий. Слайд 2(по щелчку).
Ребята, запомните, что -ия,
-ие, -ий не окончания. Окончания здесь я, е и нулевое (выделение слов – слайд 2(по щелчку)).
Для написания падежных окончаний существительных на -ия, -ие, -ий есть правило. На доске появляется правило (слайд 3). Что нам нужно знать для верного написания падежного окончания данных существительных?
Верно. Для существительных на -ия, -ие, -ий можно не определять склонение, достаточно только их опознать. В конце этих слов пишутся две буквы и, из которых лишь последняя является окончанием.
5.Первичное закрепление материала
Итак, мы узнали сегодня, что существительные на –ия относятся к 1 склонению, на –ие и –ий – ко 2 склонению. Мы изучили новую орфограмму. Сейчас мы знаем, что для верного написания падежного окончания существительных на -ия, -ие, -ий достаточно их опознать и запомнить, что на конце этих слов пишутся две буквы и.
Применим новые знания на практике. Выполним задание: из слов построить словосочетание, дать грамматическое обоснование падежного окончания имени существительного, являющегося зависимой часть словосочетания.
На доске появляются образец и слова. Слайд 4:
Следующее задание: существительные, являющиеся зависимой частью словосочетания, заменить синонимом-существительным на –ий, -ия,- ие. Объяснить написание окончаний.
На доске появляются словосочетания. Слайд 5:
Инструктаж домашнего задания.
Упр. 522.
Подведем итог нашего урока. Какую цель мы ставили? Что нового вы узнали сегодня на уроке?
| Учащиеся записывают число, классная работа.
Окончание е пишется у существительных единственного числа 1 склонения в дательном и предложном падежах и 2 склонения в предложном падеже (кроме существительных на –ия, -ий, -ие). Окончание и пишется у существительных единственного числа 1 склонения в родительном падеже и 3 склонения в родительном, дательном и предложном падежах.
1.Бабушка живет в деревне (1скл., предл.п). - Бабушка живет на окраине (1скл., предл.п) большой деревни (1 скл., род.п). 2.новые дороги строятся в области (3 скл., предл.п). – Новые дороги строятся на юге (2 скл., предл.п) области (3 скл., род.п.). 3.Удобные скамейки стоят в аллее (1скл., предл.п.). – Удобные скамейки стоят в конце (2 скл., предл.п.) тенистой аллеи (1 скл., Род.п.). 4. Туристы расположились около рощи (1 скл., род.п.). – Туристы расположились на опушке (1 скл., предл.п) около берёзовой рощи (1скл., род.п.).
Учащиеся в тетрадях записывают тему урока.
Учащиеся записывают слова в тетрадь в таблицу:
1 скл.
2 скл
3 скл
брошюра
ветка
цыган
чувство
поле
ветвь
рожь
Затем отвечают устно.
Учащиеся читают правило.
Нам нужно поставить существительное в начальную форму (ед. число, Им.п.), если существительное оканчивается на –ия, -ие, -ий, то в падежных окончаниях пишем всегда и.
Учащиеся каждый самостоятельно выполняет в тетради, затем устно отвечают.
Учащиеся записывают домашнее задание в дневниках.
Мы узнали, что к 1 склонению относятся еще существительные на –ия, ко 2му – на –ие и –ий. Мы научились писать падежные окончания данных существительных: на конце этих слов пишется две буквы и, из которых только последняя является окончанием.
| Учащиеся настраиваются на работу.
Проверка домашнего задания дает возможность установить, кто из школьников и как выполняет задание, в какой мере учащиеся самостоятельно справляются с заданием.
Цель урока необходимо проговаривать, а в конце урока вернуться к ней.
Применение компьютерной обучающей программы с использованием презентации, в которой отдельные структурные элементы двигаются, обеспечивает наглядность, облегчает понимание материала.
Эти упражнения позволяют учителю формировать умение писать безударные падежные окончания имен существительных на -ия, -ие, -ий в единственном числе.
Записывается домашнее задание за несколько минут до звонка для того, чтобы у учителя было время на необходимые разъяснения и ответы на вопросы учащихся, если они возникают.
|
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.