Содержание
-
Двадцатое февраля.Классная работа. Тема урока: «Правописание о – е после шипящих и ц в окончаниях существительных».
Урок русского языка в 5 классе. Учитель: Свирская Наталья Александровна МБОУ СОШ №6 г. Торжка Тверской обл.
-
Цель урока:
на материале, воспитывающем нравственные качества личности, обогащающем словарный запас обучающихся, развивающем их речь, изучить правило правописания гласных после шипящих и ц в окончаниях существительных, сопоставив его с правилом выбора орфограммы в корнях слов.
-
Запишите одним словом ответы на вопросы.
Как называется плод дуба? Жёлудь 2. Какой цвет у одуванчика? жёлтый 3. Как называется предмет для чистки зубов? щётка 4. Как называется разговор тихим голосом? шёпот 5. Как называется ткань из нитей, получаемых из коконов тутовых гусениц? шёлк
-
Разгадайте кроссворд.
Место соединения сшитых кусков. Глухой звук, шуршание. Стержень для чистки и смазки ствола оружия. Накидка на голову. Колючий кустарник с кисло-сладкими ягодами зелёного цвета.
-
Синтаксический разбор предложения.
Добрая улыбка солнечным лучом душу озаряет. (Повеств., невоскл., простое, двусост., распростр.)
-
В какой части слова выделены буквы о и е?После каких согласных стоят эти буквы?Определите ударение в словах.
врачом борцов дворцом кольцо межой бойцов шалашом певцов товарищем горцев полотенцем сердце задачей гвардейцев репортажем юношей
-
Запомни:
После шипящих и ц в окончаниях существительных под ударением пишется буква о, без ударения буква е. врачом, свинцом товарищем, полотенцем
-
Поставить имена существительные, данные в скобках, в нужной форме; обозначить изучаемую орфограмму.
Не железным (ключ) сер.це открывает?ся, а д.бротой. Слово коварного человека режет острым (нож) по доброму сер.цу. Жадный человек всегда недоволен (добыча). Всех (зайцы) упустишь, если сразу за несколькими п.гонишься. Каждая мать своих (птенцы) об.регает.
-
С.И Ожегов «Словарь русского языка».
Коварство – злонамеренность, прикрытая показным доброжелательством.
-
Проверка.
Не железным ключом сердце открывается, а добротой. Слово коварного человека режет острым ножом по доброму сердцу. Жадный человек всегда недоволен добычей. Всех зайцев упустишь, если сразу за несколькими погонишься. Каждая мать своих птенцов оберегает.
-
Заполнить таблицу своими примерами (по 5-7 примеров в каждую колонку)
Шёлк шёпот шов шорох жёлудь Плащом ключом свечой товарищем задачей
-
1. Укажите ряд существительных, в окончаниях которых после шипящих пишется о.
за молодц..м, под луч..м; перед выигрыш..м, над задач..й; ландыш..м, над шалаш..м, кирпич..м; с репортаж..м, с калач..м о о о о о е е е е
-
2. Укажите ряд существительных, в окончаниях которых после шипящих пишется е.
со скрипач..м, под хлебниц..й; под блюдц..м, с товарищ..м; перед врач..м, с марш..м; за палач..м, под солнц..м. о о о о е е е е
-
3. Укажите предложение, в котором есть слова с орфограммой «Буквы о - ё после шипящих и ц в окончаниях существительных.
Лодка вошла в камышовые заросли. На перемене я побеседовал со своим товарищем. По небу плыли свинцовые тучи. Девушки любят менять причёски. е
-
4. Укажите ряд, во всех словах которого на месте пропуска пишется ё.
Пощ..чина, крыж..вник, щ..лкать; Ж..кей, ш..рох, расч..ска; Пш..нка, деш..вый, ш..рстка; Ш..колад, ч..рточка, ш..фёр. о о о о о ё ё ё ё ё ё ё
-
Работа по развитию речи.
Составить небольшой текст или предложения о дружбе, взаимопомощи, включая слова с орфограммами, которые сегодня изучили и повторили. Можно использовать словосочетания: Приехал с товарищ..м, красивое лиц.., слыть удальц..м, укрыться плащ..м, разрезать нож..м, идти с поклаж..й, быть молодц..м. о о о о е е о
-
Итог урока.
- Какую орфограмму изучили? - Правило. - Чему ещё вы учились на уроке?
-
Домашнее задание.
§101, упр.560, по желанию: составить небольшой текст по пословице, записанной в классе.
-
Спасибо Молодцы!
-
Использованные материалы и литература:
Ладыженская Т. А. Русский язык 5 класс – М.: Просвещение, 2008. Богданова Г. А. Уроки русского языка – М.: Просвещение, 2001. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т.. Методические рекомендации к учебнику – М.: Просвещение, 2001.
-
Автор презентации: Свирская Наталья Александровна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №6 г.Торжка Тверской области
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.