Содержание
-
Выпускная квалификационная работа по специальности 050715.65 «Логопедия»на тему:«Формирование экспрессивной речи у детей младшего дошкольного возраста с задержкой речевого развития»
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Факультет логопедии Выполнила: студентка группы 09ЛЗУ/41 Могилёва Яна Александровна Научный руководитель: старший преподаватель кафедры социальной психологии и коррекционной педагогики Федина Наталья Александровна Москва, 2013 г.
-
-
-
-
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (2-4 ГОДА) Ведущей деятельностью выступает предметно-орудийная деятельность, переходящая к 3-4 годам в предметно-действенное сотрудничество. Общение – ситуативно-деловое в процессе совместной деятельности со взрослыми. Общение со сверстником в этот период переходит этапы от интереса и внимания друг к другу (эмоциональное), через привлечение внимания и демонстрацию умений, к полной сформированности. Сознание ребенка характеризуется единством между сенсорными и моторными функциями – все, что он видит, он хочет потрогать руками. В период восприятия предметов чаще и ярче всего проявляются эмоции. Ребенок активно овладевает средством общения – речью – так как возрастающий интерес к предметам и действиям с ними побуждает ребенка постоянно обращаться ко взрослым (Что это?). Овладение речью является центральной линией развития ребенка этого возраста. Речь должна стать средством мышления и овладения своим поведением.
-
Направления сформированности экспрессивной речи у детей к 4 годам:
дети охотно вступают в общение даже с посторонними людьми словарный запас достигает 1500-2000 слов дети интенсивно овладевают грамматическим строем речи, но грамматические ошибки еще случаются дети все чаще правильно произносят трудные для усвоения звуки, слова с различной слоговой структурой дети не всегда могут управлять своим голосовым аппаратом (менять громкость, высоту голоса, темп речи), но правильно передают интонацию
-
Задержка речевого развития – это отставание от возрастной нормы речевого развития в возрасте до 4 лет.
Дети с задержкой речевого развития овладевают навыками экспрессивной речи так же, как и другие дети, однако возрастные рамки значительно сдвинуты. Задержка в развитии речи отражается на формировании всей психики ребенка. Она затрудняет общение ребенка с окружающими, препятствует правильному формированию познавательных процессов, влияет на эмоционально-волевую сферу. При задержке речевого развития отмечается позднее начало речи, скудный запас слов, аграмматизм, дефекты произношения и фонемообразования.
-
Экспериментальное исследование проводилось на базе МБДОУ д/с № 135 «Радужный» г. Брянска.
Цель констатирующего этапа исследования – изучение экспрессивной речи детей младшего дошкольного возраста с нормальным развитием и с задержкой речевого развития.
-
Разработанный нами комплекс методик, определяющих уровень развития экспрессивной речи у детей младшего дошкольного возраста, направлен на:
обследование возможности речевого общения (диалога) (методика И.Д. Коненковой) определение уровня активного словарного запаса детей (методика Е.А. Стребелевой) определение объема и типов предложений (методика М.Г. Борисенко, Н.А. Лукиной) выявление состояния грамматического строя речи, словообразовательных навыков (методика О.И. Сюбаевой) выявление слоговой структуры слова (методика Е.А. Стребелевой, О.Е. Громовой, Г.Н. Соломатиной) выявление состояния звукопроизношения (методика О.Е. Громовой, Г.Н. Соломатиной)
-
В ходе исследования было отмечено, что высокий уровень развития экспрессивной речи не был выявлен ни у одного ребенка с задержкой речевого развития, что составило 0%, низкий уровень показали 4 ребенка (42%), ниже среднего уровня показали 4 ребенка (43%), средний уровень – у одного ребенка (15%).
У обследуемых детей с задержкой речевого развития имеются множественные ошибки в звукопроизношении, слоговая структура слова сокращена, беден словарный запас, фразовая речь состоит из двух слов, часто – аморфных, лепетных существительных, грамматические формы в речи дети или не используют или только начинают использовать. Отмечен низкий уровень активности в общении со взрослыми, сверстниками; присутствие невербальных способов общения (жесты, показ предмета).
-
Цель формирующего этапа эксперимента – разработка и проведение системы занятий и дидактических игр, направленных на формирование экспрессивной речи детей младшего дошкольного возраста с задержкой речевого развития и определение эффективных средств для ее формирования.
-
-
Цель контрольного этапа эксперимента – определение эффективности проведенной работы по формированию экспрессивной речи у детей младшего дошкольного возраста с задержкой речевого развития.
Итоговые данные показывают, что большая часть младших дошкольников экспериментальной группы после проведенной коррекционно-логопедической работы имеют ниже среднего уровень развития экспрессивной речи – 41% и средний уровень -41%, высокий уровень не достиг ни одни дошкольник с задержкой речевого развития , что составило 0%, а низкий уровень составил 18% - этот показатель до проведенной работы составлял 42%. до формирующего эксперимента после формирующего эксперимента У детей с задержкой речевого развития значительно повысились показатели развития экспрессивной речи: дети стали проявлять активность при общении, строить фразу из 2-3 и более слов, увеличилось количество слов, означающих действия и признаки предметов в активном словаре, грамматический строй речи начал формироваться – дети стали допускать меньше ошибок в образовании падежных форм, реже пропускать предлоги. Однако значительно отстает звукопроизношение и оформление слоговой структуры слова.
-
Используя «Показатели нервно-психического развития детей» (М. Н. Аксарина, К. П. Печора) и «Схему нормального развития детской речи» (по А.Н. Гвоздеву) мы составили график«Возрастные показатели речевого развития обследуемых детей» У детей экспериментальной группы видна положительная динамика в формировании экспрессивной речи, показатели приближены к значениям сравнительной группы.
-
Таким образом, гипотеза о том, что специально-организованная коррекционно-логопедическая работа способствует развитию экспрессивной речи у детей младшего дошкольного возраста с задержкой речевого развития до уровня, приближенного к возрастной норме, экспериментально доказана.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.