Содержание
-
Особенности использования игровых методов в работе с детьми с общим недоразвитием речи Ведущая вебинара – Суслова Екатерина Александровна, Учитель-логопед, преподаватель ИКТ, автор игр и методики «Занимаемся с Мерсибо»
-
Определение онрПод общим недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом следует понимать такую форму речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так и к смысловой сторонам речи.
Понятие об общем недоразвитии речи Впервые теоретическое обоснование общего недоразвития речи было сформулировано в результате многоаспектных исследований различных форм речевой патологии у детей дошкольного и школьного возраста, проведенных Левиной Р. Е. и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии АПН СССР (Жаренковой Г. И., Каше Г. А., Никашиной Н. А., Спировой Л. Ф., Филичевой Т. Б., Чиркиной Г. В., Ястребовой А. В. и др.) в 50 - 60 - е годы двадцатого века.
-
Общее недоразвитие речи наблюдается при наиболее сложных, системных нарушениях речи: алалии, афазии; при фонационных расстройствах (ринолалии, дизартрии), когда диагносцируются одновременно недостаточность фонетико - фонематической и лексико - грамматической стороны речи. При общем недоразвитии речи отмечается позднее ее начало, скудный запас слов, аграмматизм, дефекты произношения и фонемообразования.
-
Первый уровень речевого развития – отсутствие речи Первый уровень речевого развития характеризуется почти полным отсутствием речи в возрасте, когда у нормально развивающихся детей речь сформирована. Дети старшего дошкольного возраста имеют незначительный словарный запас, состоящий из звукоподражаний, аморфных слов - корней, сопровождают речь жестами и мимикой. Такая речь непонятна окружающим. По степени тяжести проявления дефекта условно выделяют четыре уровня общего недоразвития речи. Первые три уровня выделены и подробно описаны Левиной Р. Е., четвертый уровень представлен в работах Филичевой Т. Б.
-
Второй уровень речевого развития – отсутствие фразы Второй уровень речевого развития характеризуется тем, что речевые возможности детей значительно возрастают, общение осуществляется с помощью постоянных, но сильно искаженных речевых средств. Запас слов становится более разнообразным, в нем различаются слова, обозначающие предметы, действия, качества. На этом уровне дети пользуются личными местоимениями, простыми предлогами и союзами. Возникает возможность рассказать с помощью простых предложений о знакомых событиях.
-
Третий уровень речевого развития – аграмматичная фраза Третий уровень речевого развития характеризуется тем, что обиходная речь детей становится более развернутой, грубых лексико - грамматических и фонетических отклонений уже нет. В устной речи отмечаются отдельные аграмматичные фразы, неточное употребление некоторых слов, фонетические недостатки менее разнообразны. Дети пользуются простыми распространенными предложениями из 3 - 4 слов. Сложные предложения в речи детей отсутствуют.
-
Четвертый уровень речевого развития – элементы лексико – грамматической недостаточности Четвертый уровень речевого развития характеризуется отдельными пробелами в развитии лексики и грамматического строя. На первый взгляд ошибки кажутся несущественными, однако их совокупность ставит ребенка в затруднительное положении при обучении его письму и чтению. Учебный материал воспринимается слабо, степень его усвоения очень низкая, правила грамматики не усваиваются.
-
Особенности памяти и внимания детей с ОНР Исследование мнестических функций позволяет заключить, что запоминание словесных стимулов у детей с ОНР значительно хуже, чем у детей без речевой патологии. Исследование функции внимания показывает, что дети с ОНР быстро устают, нуждаются в побуждении со стороны экспериментатора, затрудняются в выборе продуктивной тактики, ошибаются на протяжении всей работы. Итак, у детей с ОНР значительно хуже, чем у сверстников с нормальной речью, сформированы зрительное восприятие, пространственные представления, внимание и память.
-
Особенности общения детей с ОНР Дети с ОНР мало активны, инициаторами общения обычно не являются. В исследованиях Гаркуши Ю. Ф. и Коржевиной В. В. (2001) отмечается, что: - у дошкольников с ОНР имеются нарушения общения, проявляющиеся в незрелости мотивационно - потребностной сферы; - имеющиеся трудности связаны с комплексом речевых и когнитивных нарушений; - преобладающей формой общения со взрослыми у детей 4 - 5 лет с недоразвитием речи является ситуативно - деловая, что не соответствует возрастной норме.
-
Особенности моторики детей с ОНР Наряду с общей соматической ослабленностью детям с ОНР присущи и некоторое отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении движений, снижением скорости и четкости выполнения. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции. У детей с ОНР отмечается недостаточная координация движений во всех видах моторной сферы: общей, мимической, мелкой и артикуляционной.
-
Обследование речи дошкольников с ОНР Индивидуальное всестороннее обследование речи детей с ОНР способствует наиболее точному установлению уровня развития, но требует очень много времени. В целях более эффективного использования периода обследования можно объединять некоторые задания, одновременно выявляя степень сформированности разных речевых навыков (например, зафиксировать нарушения звукопроизношения можно при исследовании словаря или связной речи, сформированность грамматического строя речи – при обследовании пересказа или рассказа ребенка).
-
Игровые приемы в обследовании детей с ОНРкомплексный подход
Выбирая игру, учитываем Возраст ребенка Настроение Состояние здоровья Интерес Игра должна быть Простая Создать ситуацию успеха Удивить ребенка Настроить на продолжение общения
-
Фонематические процессы
В соответствии с речевой картой: Различение неречевых звуков Первый звук в слове Наличие звука в слове Повторение близких слогов Наличие общего звука
-
Состояние артикуляции, общей моторики А ты так можешь? Букет для мамы
-
Звукопроизношение
Бродилка на РПриключение Буратино Конструктор картинок
-
Грамматический строй
На рынке Конструктор картинок Домашние животные
-
Связная речь
пересказ (имеется опора на готовый сюжет и предложенный авторский речевой материал); рассказ по сюжетной картинке или серии сюжетных картинок (нет опоры на готовый сюжет и речевой материал); рассказ – описание или рассказ из личного опыта (нет опоры на готовый сюжет, но в процессе предварительной беседы намечается вербальный план типа: какая это игрушка; какого цвета, размера, формы, как в нее можно играть; где ты был, какая была погода, что ты увидел, что тебе понравилось в парке и т. п.)
-
Что сначала Мышкин завтрак В гостях у Феи Конструктор картинок
-
Взаимосвязь логопеда и родителей
Открытые индивидуальные занятия Индивидуальные тетради с заданиями Совместные занятия детей и родителей Родительские собрания с отчетом логопеда Показательные групповые занятия Новые элементы занятия: научи маму! Игротеки, настольные и интерактивные
-
Преодоление ОНР у дошкольников Основными задачами коррекционного обучения являются: практическое усвоение лексических и грамматических средств языка; формирование правильного произношения, слоговой структуры слов, фонематического слуха и восприятия; подготовка к овладению грамотой; развитие навыков связной речи. Коррекционная работа рассчитана на два года, основной формой обучения являются логопедические занятия.
-
Мега-раскраска «Осень» Плакаты на «трудные звуки». Наши новинки
-
источник шаблона: Ранько Елена Алексеевна учитель начальных классов МАОУ лицей №21 г. Иваново Сайт:http://elenaranko.ucoz.ru/ Интернет – ресурсы: http://img-fotki.yandex.ru/get/4518/111874181.62/0_8d14d_cfa59fef_XL.png виньетка с бабочками
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.