Содержание
-
http://aida.ucoz.ru Причастие как часть речи Подготовила учитель русского языка и литературы основной общеобразовательной школы №61 г.Краснодара Зеликова Диана Рафаэловна Урок русского языка в 7 классе
-
http://aida.ucoz.ru А. С. Пушкин писал о выразительной краткости причастий: « Причастия вообще… обыкновенно избегают в разговоре. Мы не говорим: карета, скачущая по мосту; слуга метущий комнату; мы говорим: которая скачет; который метёт, заменяя выразительную краткость причастий вялым оборотом».
-
Тип урока: урок усвоения новых знаний Цели урока: ознакомить учащихся с грамматическими признаками причастия; формировать умения различать причастия и прилагательные; формировать умение в определении морфологических и грамматических признаков причастия; формировать умение опознавания причастий в предложении; обогащение словарного запаса за счёт использования причастий в речи; проверить знания, умения и навыки по теме «Причастие»;
-
Оснащение урока: Компьютер с мультимедийным проектором. Мультимедийная презентация урока. Репродукции картин. Тетради-словари.
-
Запись в раздел словаря «Говори правильно». НачАвший, отнЯвший, поднЯвший.
-
В древнегреческой мифологии самые интересные и необычные существа – это кентавры. Верхняя часть туловища – это руки и туловище человека, а нижняя их часть – туловище лошади. Вот такие необычные существа – свои кентавры – есть и в русском языке, и это причастия.
-
Причастие – морфологическая единица, которая обозначает признак предмета по действию и совмещает в себе признаки глагола и прилагательного.
-
Назовите признаки мяча: по форме, величине, назначению. Какие части речи мы используем для этого? (имена прилагательные: маленький, круглый,теннисный.) — Что можно сказать об этих прилагательных, какие признаки предмета — постоянные или временные — называют они? (Постоянные.) — Произведем с этим мячом некоторые действия. Какие признаки приобретает мяч? (Летящий, падающий, упавший — это признаки мяча по тем действиям, которые с ним совершаются.)
-
— Постоянные эти признаки или нет? (Нет, падающий мяч — тот, который падает сейчас, время настоящее; упавший — тот, который упал, время прошедшее.)
-
Запись на доске и в тетрадях:
Постоянный признак, изменяется по родам,числам и падежам. Временной признак(настоящее и прошедшее время),изменяется по родам,числам и падежам.
-
ЗАПОМНИ: Причастие можно заменить сочетанием «местоим. который + глаг.», от которого образовано данное причастие (в настоящем или прошедшем времени). Желтеющий лист = лист, который желтеет Блестящий вдали огонёк – это огонёк, который блестит вдали А прилагательное можно заменить только синонимом прилагательного. Блестящий актёр – талантливый актёр
-
На какие части речи похоже причастие?
-
Имена прилагательные, как правило, образуются от существительных, причастия же — от глаголов. Слова теннисный (от сущ. теннис), летящий (от глаг. лететь). — Чем же отличается признак, обозначенный причастием, от признака, обозначенного прилагательным. Вывод: причастие обозначает признак предмета по действию,проявляющийся во времени; он не является постоянным. Какую часть речи поясняет прилагательное? А причастие? (Имя существительное мяч.) Как изменяются прилагательные? причастия? Вывод: прилагательные и причастия изменяются одинаково — по родам, падежам и числам.
-
Синтаксический разбор предложения Морозы не могут сковать бушующую водную стихию. -Какими частями речи выражены определения?(Причастиями).
-
О причастиях Ломоносов писал: "Сии глагольные имена служат к сокращению человеческого слова, заключая в себя имени и глагола силу…"Иными словами, причастие совмещает в себе и признаки глагола, то есть действие предмета, и черты признака предмета. Именно поэтому к причастию можно задавать разные вопросы: "что делающий?" или "что делавший?" и "какой?".— Какую же «силу имени» прилагательного заключает в себе причастие? (Делается вывод о признаках прилагательного у причастия.)
На особенности причастия ещё в XVIII веке обратил внимание Михаил Васильевич Ломоносов.
-
— Докажите справедливость слов М. В. Ломоносова о том, что причастия «служат к сокращению человеческого слова». Для этого замените в предложении один из глаголов причастием. О б р а з е ц: Холодный предутренний ветер прогнал остатки ночного тумана и растрепал нашу палатку.— Холодный предутренний ветер, прогнавший остатки ночного тумана, растрепал нашу палатку. 1) Солнце еще не вошло в силу и греет бережно и ласково. 2) Воздух еще не стал знойным и приятно освежает лицо.
-
Закрепление материала: Подготовьте связный рассказ на тему : «Причастие»,ответив на вопросы: -что такое причастие; -что общего у причастия и прилагательного, -чем они отличаются; какова роль причастия в предложении.
-
Проверочная работа. I в а р и а н т I. Найти словосочетание «прилаг.+сущ.» (сущ.-главное слово) 1. Чернеющая пропасть; 4. спелый крыжовник; 2. черная ночь; 5. теплый дождь. 3. белого цвета; II. Найти словосочетание . «причас..+сущ.» (сущ.-главное слово) 1. Мокрый снег; 4. лаявшая собака; 2. синее небо; 5. темный горизонт. 3. поспевающий крыжовник; III. Найти словосочетание « прилаг.+сущ.» (сущ.-главное слово) 1. Стоящий мальчик; 4. светлое небо; 2. засеянное поле; 5. собранные грибы. 3. летящая птица; IV. Найти словосочетание . «причас.+сущ.» (сущ.-главное слово) 1. Болотная вода; 4. мелкий брод; 2. горячая печь; 5. последний лист. 3. спеющая ягода;
-
II в а р и а н т I. Найти словосочетание «прилаг.+сущ.» (сущ.-главное слово) 1. Висящая лампа; 4. зеленеющая рожь; 2. висячая лампа; 5. летучая мышь; 3. летящая птица; 6. зеленый дуб. II. Найти словосочетание «прилаг.+сущ.» (сущ.-главное слово) 1. Читающий мальчик; 4. скошенная трава; 2. читальный зал; 5. каменный дом; 3. созревающие зерна; 6. поющие птицы. III. Найти словосочетание . «причас.+сущ.» (сущ.-главное слово) 1. Нарастающий шум; 4. растаявший снег; 2. пожелтевшие листья; 5. низкие облака; 3. высохшая трава; 6. желтая рожь. IV. Найти словосочетание. «причас.+сущ.» (сущ.-главное слово) 1. Пахучее молоко; 4. кипящий раствор; 2. пахнувшее белье; 5. орудийные залпы; 3. молчаливые люди; 6. смотревший вперед.
-
Выберите условные знаки, соответствующие вашей работе на уроке ! ? - - Мне всё понятно, я всё усвоил - У меня есть вопросы - Мне надо ещё раз всё повторить
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.