Содержание
-
Шестнадцатое ноября.Классная работа.
Причастие как часть речи. Грамматическое значение причастия.
-
Прочитайте текст. Сбоку наползает мрачная синяя туча, на фоне её трепещут тысячи белых крыльев. Как стая белых бабочек, летят россыпью стрепеты. В полёте этих птиц, в их трепещущих крыльях – нечто необычное, удивительное. Сравните выделенные слова. Какие из них обозначают признак предмета? Определяем проблему урока Какое слово называет действие? В значении какого слова есть и признак, и действие? Как это можно доказать? Проверьте себя Сбоку наползает мрачная синяя туча, на фоне её трепещут тысячи белых крыльев. Как стая белых бабочек, летят россыпью стрепеты. В полёте этих птиц, в их трепещущих крыльях – нечто необычное, удивительное. Сбоку наползает мрачная синяя туча, на фоне её трепещут тысячи белых крыльев. Как стая белых бабочек, летят россыпью стрепеты. В полёте этих птиц, в их трепещущих крыльях – нечто необычное, удивительное. Сбоку наползает мрачная синяя туча, на фоне её трепещут тысячи белых крыльев. Как стая белых бабочек, летят россыпью стрепеты. В полёте этих птиц, в их трепещущихкрыльях – нечто необычное, удивительное.
-
Можно ли отнести слова белые и трепещущие к одной и той же части речи? трепещущий Можно задать два вопроса: какой? что делающий? Объяснить значение: «такой, который трепещет» Перед вами новая часть речи – причастие. Сформулируйте цель урока. Установить, какие признаки есть у причастия, чем отличается причастие от прилагательного.
-
Сравните свои наблюдения с материалом, представленным в таблице. Из грамматических значений каких частей речи складывается значение причастия?
-
Грамматическое значение причастия складывается из грамматических значенийприлагательногоиглагола. Проверь себя
-
Прочитайте высказывание М.В. Ломоносова о причастии. «Сии глагольные имена служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу». М.В.Ломоносов Как вы поняли, для чего нужны причастия? Решаем проблему, открываем новые знания
-
Сопоставьте столбики слов, характеризующих слово яблоко. яблоко красное зелёное сладкое кислое большое круглое краснеющее висящее срываемое поспевшее сорванное мытое очищенное Отнесите признаки к соответствующему столбику. постоянные по действию во времени
-
Распределите причастия в группы в зависимости от характера признака во времени. краснеющее висящее срываемое поспевшее сорванное мытое очищенное в прошедшем времени в настоящем времени
-
Поработайте в парах. краснеющее висящее срываемое Выделите суффиксы причастий настоящего времени. Выделите суффиксы причастий прошедшего времени. настоящего времени прошедшего времени поспевшее сорванное очищенное мытое – краснеть – висеть – срывать – поспеть – сорвать – очистить – мыть краснеющее висящее срываемое поспевшее сорванное очищенное мытое Рядом с причастиями запишите глаголы, от которых они образованы.
-
Проверьте свои выводы по материалу учебника Запомните суффиксы причастий! настоящего времени прошедшего времени ущ- (-ющ-) -ащ- (-ящ-) -ем- (-ом-), -им- вш- (-ш-) -енн- (-нн-) -т-
-
Дополните таблицу с опорой на полученную информацию.
-
Найдите в предложениях причастия. 1. Внимание охотников привлёк растущий на опушке леса дуб. 2. Догоравший костёр ещё дымился. 3. Прочитанная книга лежала на полке. 4. Обеспокоенные чем-то птицы сорвались с веток и полетели в сторону озера, сверкающего зеркальной гладью. - Какого вида и времени эти причастия? - Какую синтаксическую роль они выполняют?
-
Ответьте на вопросы 1. Что такое причастие? 2. Как изменяются причастия? 3. Каким членом предложения обычно бывают причастия?
-
Рефлексия Найдите «лишнее» слово. Укажите, почему оно «лишнее». 1) синий, синеющий, синеватый, синенький 2) сильный, сильнейший, силовой, усиленный . Проверьте себя Укажите время причастий. 1) синий, синеющий, синеватый, синенький 2) сильный, сильнейший, силовой, усиленный Это причастия! Настоящее время Прошедшее время
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.