Содержание
-
1 ПРИЧАСТНЫЙ И ДЕЕПРИЧАСТНЫЙ ОБОРОТЫ Урок - практикум ГИА-2012 Гузанова Татьяна Ивановна, учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ в п. Усть-Омчуг» Магаданской области
-
Цель урока:
2 Повторить и закрепить правила постановки знаков препинания при причастном и деепричастном оборотах.
-
Необходимо знать:
Причастие с зависимыми словами образует причастный оборот. Например: 1.Море, взволнованное ветром, шумело у берегов. 2.Взволнованное ветром море шумело у берегов. (В первом предложении причастный оборот обособляется, т.к. он стоит после определяемого слова. Во втором предложении причастный оборот необособленный, т.к. он находится в предложении после определяемого слова). 3
-
Деепричастный оборот – это деепричастие с зависимыми от него словами. Например: 1.Кот, удобно устроившись на диване, безмятежно спал. 2. Удобно устроившись на диване, кот безмятежно спал. 3.Кот безмятежно спал, удобноустроившись на диване. 4
-
Помните!
Всегда обособляются одиночные деепричастия. Например: 1.Самойлова вошла в небольшую комнату гостиницы и села, не раздеваясь, в кресло. 2.Павел, сморщившись, посмотрел на молодого франта. 5
-
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ: Подчеркните причастный и деепричастный обороты, выделите рамкой слово, к которому относится оборот, допишите окончания, расставьте знаки препинания.
6
-
Образец:
Интересно поговорить с возвративш…мся из похода туристом. Пример выполнения задания: Интересно поговорить с возвратившИмся из похода 7 туристом
-
Возвратившись из похода турист рассказал много интересного. Пример выполнения задания: Возвратившись из похода, турист много инересного. 8 рассказал
-
1.Повеяло близк… рекой в тумане сверкающей немо. 2. И приближающ…ся вечер меня тороп…т темнотой. 3. Конь стоял возле стога кар…м глазом кося. 4.Я верю: скрывшись за туманом по мне тоскуя и маня на свет… есть моя поляна, поляна красная моя! 5.И вот иду, иду тропинкой узк…, к избушк… затерявш…ся вдали. 9
-
6. Но душа зам…рая от счастья ловит отклики диких гусей. 7.Сердце слушает сказки лугов. А у яблонь ломаются ветки от наполне…ых солнц..м плодов. 8. Петух желая петь со сцены чуть свет взлета…т на плетень. 9. Покрыв столицы и деревни взвились бушуя знамёна. 10. Мы с именем Родины горы сдвигали в ней черпая силу свою. 10
-
11. Стоят овсы звеня в рассвете долгом уходит рожь под купол голубой. 12. Только изредка на Оке закричит заспа…м голосом буксирный пароход. 13. Кузнечик рядышком садится пригнув травинку до земли. 14.Гляжу, поднимает…ся медле…о в гору лошадка везущая хворосту воз. 15.Косы заплетённые короной ни морщинки на высоком лбу. 11
-
Задание:Допишите слова, раскройте скобки; где следует, поставьте запятые.1. (Не) подвижно лежал (передо)мною (не)большой сад весь озарё…ый и как (бы) успокое…ый серебристыми лучами луны.
12
-
2.Всё дремало всё нежилось вокруг всё как будто глядело вверх выт…нувшись (не)шевелясь и выжидая.3. Лесной зап..х усил…вает…ся слегка (по)ве…ло тёплой сыростью (в)летевший ветер около вас зам…рает.4. (Кое)где на опушках в…днеются дикие козы; стройно и чутко стоят они на своих тонких ножках и пр…слушиваются красиво повернув голову и насторожив большие трубчатые уши.
13
-
ЗАДАНИЕ:Расставьте знаки препинания; перестройте предложения, употребляя причастный оборот (вместо предложений с союзным словом КОТОРЫЙ) или деепричастный оборот (вместо одного из сказуемых).
14
-
1.Пр…мые дорожки сх…дились на сам…й середин… в круглую клумбу которая густо зар…сла астрами высокие липы окружили её ровной каймой. 2. Сквозь густые кусты орешн…ка которые перепутала цепкая трава спускаетесь вы на дно оврага. 3. Молчали вербы и молчали клёны и радуга которая упала в Десну глядела как(то) очень удивлё…о на пахнущую небом тишину. 4. Я гикну – кони дыш…т тяжко и остались где(то) за спиной. 15
-
5. Звёзды падают прямо в ладон…и обж…гают небесным огнём.6.(Не)зримый кто(то) ходит садом и с ветвей отряхива…т снег.7. Словно малый ребёнок который весь продрог в снегу плач…т белый ягнёнок на осе…ем лугу.
16
-
ВЫВОД:
Деепричастный оборот, а также одиночные деепричастия на письме всегда выделяются запятыми (обособляются). Причастный оборотвыделяется запятыми (обособляется), если он стоит после определяемого слова. 17
-
18 Успехов на экзамене!!!
-
Литература:
1.Власенков А.И. Пособие по русскому языку для самостоятельной работы учащихся. (Фонетика и графика. Словообразование. Части речи.). М., «Просвещение», 1978. 192 с. 19
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.