Содержание
-
Основные группы придаточных обстоятельственных.
Урок русского языка в 9 классе.
-
Илюхо Г. В., учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №4 пгт Афипского
-
Придаточное степени
Стало так холодно, как бывает только зимой. (Игра «Да-нет») Это предложение простое? Нет Это предложение сложное? Да Это предложение сложносочинённое? Нет Это предложение сложноподчинённое? Да На какой вопрос отвечает придаточное предложение? Это придаточное степени.
-
Придаточное образа действия
[Наступление шло так], (как было предусмотрено в штабе) [ Полярное лето промелькнуло], (как его и не было). (А.Первенцев) [ Старик и говорил так], (как будто было очень холодно, с расстановками и не раскрывая как следует рта).(А.Чехов)
-
Придаточное места
Нет величия там [где?], где нет правды (Л. Толстой). [ указ. слово], (где – союз. слово) Там [где?], где ранее было устье реки, тропа взбирается на гору. [ указ. слово], (где – союз. слово) Чаще всего я возвращался, конечно, туда [куда?], где сидела девушка. [ указ. слово], (где – союз. слово) Илюхо Г. В., учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №4 пгт Афипского
-
Придаточное времени
(когда?) Голос её, когда она говорит, поёт и звенит. Я шёл в глубь лесного массива (до каких пор?), пока не услышал шум мотора. (К.Паустовский)
-
Придаточное условия
Давайте составим схемы этих предложений. [При каком условии?] Если горе имеет свой запах, то война пахнет огнём, пеплом, смертью. (Ю.Бондарев). (если– союз), [ ]. Не на пользу книги читать [при каком условии?], когда только вершки с них хватать (пословица). [ ], (когда – союз). [При каком условии?] Как душа черна, так и мылом не смоешь (пословица). (как – союз), [так и ].
-
Придаточное причины
Цветы, оттого что их только полили, издавали влажный, раздражающий запах. Лес стоял тихий, потому что главные певцы улетели. (Д.Мамин-Сибиряк) Отчего? Почему?
-
Придаточное цели
Давайте расставим знаки препинания в этих предложениях. Всю жизнь он посвятил искусству чтобы развивать в людях возвышенное чувство прекрасного. Чтобы не заблудиться я решил вернуться на тропинку. (В.Арсеньев) Где расположены придаточные предложения? На какие вопросы они отвечают?
-
Придаточное сравнительные
Ветер рвал шинель так [как?],будто хотел разодрать её надвое (В.Тельпугов). Князь Василий говорил всегда лениво, как актер говорит роль старой пьесы. (Л. Н. Толстой) Но вот с океана долетел широкий и глухой звук, будто в небе лопнул пузырь. (А. Н. Толстой)
-
Придаточное уступительные
Было уже совсем тепло [несмотря на что?], хотя кругом лежал рыхлый, тяжёлый снег (Т.Семушкин). [ ], (хотя – союз). [Несмотря на что?] Как бы ни говорили девушки по всему белому свету, всё становится милым в их устах (А.Фадеев). (как ни – союз. слово), [ ]. [Несмотря на что?] Хотя было ещё рано, ворота оказались запертыми.(В.Короленко). (хотя – союз), [ ] .
-
Придаточное следствия
Снег становился белее и ярче, так что ломило глаза. (М.Лермонтов). Было холодно, так что из дома мы не выходили. Попробуйте поменять местами придаточные предложения и главные. Что изменилось?
-
Придаточное присоединительные
Такая [дикая, пустынная, неприветливая] тайга влияет на психику людей, что заметно было и по моим спутникам (В.Арсеньев). В данном случае в придаточном предложении приводится наблюдение, подтверждающее общее суждение, выраженное в главном предложении. Работая над яшмой, русские художники и мастера научились понимать и ценить камень, искать в нём самом художественный замысел, сливать идею художника со свойствами материала, что является одним из величайших достижений в истории камнерезного искусства (А.Ферсман). В данном придаточном предложении выражена оценка. Уничтожив рыбу в одном каком-нибудь районе, выдра передвигается вверх или вниз по реке, для чего идёт по берегу (В.Арсеньев). В данном придаточном предложении дается добавочное сообщение.
-
План разбора сложноподчинённого предложения
Указать тип сложного предложения (сложноподчинённое предложение). Назвать главное предложение и придаточное предложение (выделить грамматические основы). Указать, к чему относится придаточное предложение (ко всему главному предложению или к одному слову в главном предложении). Определить тип придаточного предложения. Указать средства связи: союз или союзное слово; указательное слово (если оно есть в главном предложении). Указать место придаточного предложения по отношению к главному предложению. Построить схему сложноподчинённого предложения.
-
Работа по группамУдачи!)
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.