Презентация на тему "Путешествие в мир слов"

Презентация: Путешествие в мир слов
Включить эффекты
1 из 31
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.1
3 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентационная работа по русскому языку, предназначенная для учеников начальных классов. Благодаря данной работе дети совершат путешествие в "мир слов" и помогут королю разобраться с этими трудными словами.

Краткое содержание

  • Игровая форма проведения урока
  • Вставляем слово
  • Картинки – помощники
  • Омонимы
  • Работа с предложениями и словосочетаниями
  • Антонимы
  • Тематический кроссворд

Содержание

  • Презентация: Путешествие в мир слов
    Слайд 1

    Путешествие в мир слов

    Кузнецова Лариса Васильевна

    ГБС(К)ОУ школа№6 Выборгского района СПб

    pptcloud.ru

  • Слайд 2
  • Слайд 3

    А вместе с мудрецом покинули королевство знания и ум …

  • Слайд 4
  • Слайд 5

    Вставьте в предложение подходящее по смыслу слово

    Давайте … замóк на воротах.

    ОТКРЫТЬ ОТВОРИТЬ

  • Слайд 6

    В предложение нужно вставить слово … , потому что … .

  • Слайд 7

    В предложение нужно вставить слово «открыть» , потому что отворить можно дверь, окно, створки чего-либо.

  • Слайд 8

    Давайте откроем замóк на воротах.

  • Слайд 9
  • Слайд 10
  • Слайд 11

    Омóнимы – это слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению.

  • Слайд 12

    Составьте предложение со словами:

    Натягивать, на, тетива, лук, охотник.

  • Слайд 13

    Лук, покупать, рынок, мама, на.

  • Слайд 14
  • Слайд 15
  • Слайд 16
    • золотой браслет
    • золотые руки
  • Слайд 17

    В каком из словосочетаний слово ЗОЛОТОЙ употреблено в переносном значении?

    золотой браслет

    золотые руки

  • Слайд 18

    В словосочетании ЗОЛОТОЙ БРАСЛЕТ слово ЗОЛОТОЙ обозначает …………..……………………………………………, а в словосочетании ЗОЛОТЫЕ РУКИ - …………………………………………………… .

    Вещи из золота ценные, дорогие. И руки могут быть ……………….. . Поэтому и стали называть руки, которые все умеют делать, золотыми.

    Следовательно, слово ЗОЛОТОЙ употреблено в переносном значении в словосочетании……………………………………. .

  • Слайд 19

    В словосочетании ЗОЛОТОЙ БРАСЛЕТ слово ЗОЛОТОЙ обозначает «сделанный из золота», а в словосочетании ЗОЛОТЫЕ РУКИ - «руки, которые все умеют делать».

    Вещи из золота ценные, дорогие. И руки могут быть ценными. Поэтому и стали называть руки, которые все умеют делать, золотыми.

    Следовательно, слово ЗОЛОТОЙ употреблено в переносном значении в словосочетании ЗОЛОТЫЕ РУКИ.

  • Слайд 20
  • Слайд 21
  • Слайд 22

    Прочитайте словосочетания:

    • новый урожай
    • ранние всходы
    • редкий дождь
    • холодный ветер
  • Слайд 23

    Подберите антонимы к выделенным словам:

    • новый урожай
    • ранние всходы
    • редкий дождь
    • холодный ветер
  • Слайд 24

    Антóнимы – это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением.

  • Слайд 25

    Проверьте:

    • новый (урожай) - старый
    • ранние (всходы)- поздние
    • редкий (дождь)- частый
    • холодный (ветер)- теплый
  • Слайд 26
  • Слайд 27

    Долина мудрецов

  • Слайд 28

    По горизонтали:

    Собрание слов в алфавитном порядке, устойчивых выражений с пояснениями, толкованиями или переводом на другой язык.

    Слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения.

    Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению.

    Слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением.

    По вертикали:

    5. Запас слов и выражений человека.

    Слова для справок: книга, антонимы, словарь, лексика, омонимы, лексикон, синонимы, грамматика

    1. 2. 3. 4. 5.

    Разгадайте кроссворд:

  • Слайд 29

    Проверьте:

    с с о а л о в а р ь е к и к о н и н о н и м ы м о м н ы т о н м и ы

  • Слайд 30
  • Слайд 31

    Молодцы ребята!

    Вернулись в королевство знания и ум!

    Усвоил король урок!

Посмотреть все слайды

Конспект

Путешествие в мир слов

Кузнецова Лариса Васильевна

ГБС(К)ОУ школа№6 Выборгского района СПб

Тип :обобщающий

Категория учащихся: 5 класс

Цель: в игровой форме обогатить словарный запас учащихся.

Задачи:

образовательные:

закреплять у учащихся умения находить лексическое значение слов, используя толковый словарь, подбирать синонимы, антонимы, работать с текстом,

коррекционно-развивающие: расширять кругозор учащихся, корректировать произносительную сторону речи

воспитательная: формировать интерес к русскому языку.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, путевые листы.

Форма : смешанная

Продолжительность : 45 минут

Технологии: игра - путешествие

Ход

Этапы

Учитель

Ученики

Примечания

Организация начала урока

Приветствие учащихся

Сообщение темы и постановка целей урока

- Сегодня у нас необычный урок – урок-путешествие.

- Знаете ли вы, где происходит то, чего в жизни не бывает?

- Мы отправимся в сказочное путешествие. Слушайте и смотрите.

Жил-был король. Королевство у него было замечательное, вот только сам король был глупый и вредный! И служил у этого короля учёный мудрец – умный-преумный, талантливый-преталантливый, и много этот мудрец для королевства того сделал да изобрёл, а за это любил его народ да уважал.

Но позавидовал однажды король таланту да уму мудреца и прогнал ученого со службы. А вместе с мудрецом покинули королевство знания и ум. И остался король один-одинешенек ждать совета да помощи: вдруг придут к нему умы светлые

Король прислал нам письмо. Давайте узнаем, что в нем.

- Ну что, ребята, поможем горе-королю?

- Я предполагала, что вы согласитесь, и подготовила для вас путевые листы. Сейчас я вам их отдам. (учитель раздает путевые листы)

- Что вы видите в путевых листах?

Попадая в каждую из частей королевства, мы должны будем выполнять определенные задания, а ответы вписывать в предназначенные для этого строчки. Только работать надо дружно, чтобы никто не отставал, иначе мы не сможем вернуть в королевство ум и знания.

С собой мы возьмем кладовые слов.

- Что мы называем кладовыми слов?

- Посмотрите, какой словарь лежит перед вами?

- Теперь мы отправляемся в путь..

… В сказках происходит то, чего в жизни не бывает

Читает ученик: «Пожалейте меня, ребята, помогите вернуть в королевство ум и знания! Оставил мне ученый подсказку – карту.»

Поможем.

В путевых листах мы видим названия частей королевства и задания.

Кладовыми слов мы называем словари.

Перед нами толковые словари.

СЛАЙД. 1

СЛАЙД 2

СЛАЙД 3

СЛАЙД 4

Проведение игры (1 этап) Крепостные ворота

Таинственный лес

Город мастеров

Физкультминутка

- Какое первое препятствие встретилось у нас на пути?

В эти ворота мы сможем войти, лишь выполнив задание.

- Прочитайте первое задание.

- Вставьте в предложение подходящее по смыслу слово.

1) Давайте .. замок на воротах.

ОТКРЫТЬ ОТВОРИТЬ

- Чтобы правильно выполнить это задание, надо найти в толковом словаре значения слов ОТКРЫТЬ, ОТВОРИТЬ.

- Откройте словари. Найдите значение слова отворить

- Найдите значение слова ОТКРЫТЬ. Посмотрите, сколько значений у слова ОТКРЫТЬ?

- Выберите подходящее значение.

- Вставьте нужное слово в предложение и объясните свой выбор.

// Дайте полный ответ, используя опорную конструкцию.

- Прочитайте предложение целиком.

- Проверьте друг друга.

- Смотрите, часть карты волшебного королевства открылась. Идем дальше.

- Как называется следующая часть королевства?

- Верно. Кто в нем живет?

- А кто такой охотник?

- Откройте толковые словари и посмотрите значение слова ОХОТНИК.

(прочитайте следующую словарную статью)

- К какой части речи относятся эти слова?

- Что общего между этими словами?

- Чем отличаются эти слова?

- Как называются слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению?

Прочитайте

- Давайте посмотрим, что у охотника в руках.

- Что такое лук?

- Откройте толковые словари и посмотрите значение слова ЛУК.

- Как называются эти слова?

- Составьте с данными омонимами распространенные предложения.

- Какое предложение получилось у тебя, … ? А у тебя, …?

- Составьте предложения, используя слова, предложенные на слайде:

1) Натягивать, на, тетива, лук, охотник.

2) Лук, покупать, рынок, мама, на.

- Запишите составленные предложения в путевые листы.

- Проверьте друг друга.

- Мы все правильно сделали. Пропустил нас охотник. А карта еще открылась. Скорее дальше.

- Куда мы попали?

- Кто живет в Городе мастеров?

- Ребята, как называют человека, который все умеет делать?

- А как называют руки, которые все умеют делать?

Прочитайте словосочетания

- В каком словосочетании слово ЗОЛОТОЙ употреблено в переносном значении?

- Порассуждайте. Я вам даю подсказку. Смотрите в путевой лист.

- А мы все ближе к цели. Карта еще приоткрылась.

Мы хорошо поработали в пути. Привал. Сейчас отдохнем

Первое препятствие - это Крепостные ворота.

ОТВОРИТЬ - открыть дверь, окно, разомкнуть створки чего-либо.

У слова ОТКРЫТЬ 4 значения.

ОТКРЫТЬ - разомкнуть, раскрыть что-нибудь сомкнутое, сложенное.

В предложение нужно вставить слово ОТКРЫТЬ, потому что отворить можно дверь, окно, створки чего-либо.

Давайте откроем замок на воротах.

Следующая часть королевства называется Таинственный лес.

В Таинственном лесу живут медведи, рыси… Охотник

ОХОТНИК1 – тот, кто занимается охотой.

ОХОТНИК2 – 1) тот, кто добровольно берется за выполнение какого-нибудь поручения, 2) тот, кто склонен к чему-нибудь, любитель чего-нибудь, 3) тот, кто хочет приобрести, получить что-нибудь.

Эти слова являются существительными.

Общее между этими словами то, что они произносятся и пишутся одинаково

У данных слов разные лексические значения.

Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению называются омонимами.

В руках у охотника лук.

Лук – ручное оружие для метания стрел в виде пружинящей дуги, стянутой тетивой.

Лук – огородное или дикорастущее растение семейства лилейных с острым вкусов луковицы и съедобными трубчатыми листьями.

Эти слова – омонимы, потому что они являются одной и той же частью речи, одинаковые по написанию и звучанию, но совершенно разные по лексическому значению.

Мы попали в Город мастеров.

В Городе мастеров живут ремесленники, художники, архитекторы.

Человека, который все умеет делать, называют мастер на все руки.

Руки, которые все умеют делать, называют золотыми.

В словосочетании ЗОЛОТОЙ БРАСЛЕТ слово ЗОЛОТОЙ обозначает «сделанный из золота», а в словосочетании ЗОЛОТЫЕ РУКИ - «руки, которые все умеют делать».

Вещи из золота ценные, дорогие. И руки могут быть ценными. Поэтому и стали называть руки, которые все умеют делать, золотыми.

Следовательно, слово ЗОЛОТОЙ употреблено в переносном значении в словосочетании ЗОЛОТЫЕ РУКИ.

СЛАЙД 5

СЛАЙД 6

Ребята вписывают слова в предложения

СЛАЙД 7

СЛАЙД 8

СЛАЙД 9

СЛАЙД.10

СЛАЙД 11

СЛАЙД 12

СЛАЙД 13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

СЛАЙД 17

Золотой браслет

Золотые руки

СЛАЙД 18

СЛАЙД 19

Проведение игры (2 этап)

Плодородная провинция

Долина мудрецов

Продолжим путешествие.

- В какую часть королевства мы попали?

- Ребята, кто из вас знает значение слова ПРОВИНЦИЯ?

- Кто живет в Плодородной провинции?

- Чем крестьяне занимаются в Плодородной провинции?

… Крестьяне возделывают поля, выращивают чудо-сады.

- Нам нужно выполнить задание.

- Прочитайте словосочетания.

-К какой части речи относятся выделенные слова?

Подберите антонимы к выделенным словам. Что такое антонимы?

В случае затруднения дать слайд: Антонимы – слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением

- Подберите антонимы к выделенным словам.

- Запишите антонимы к этим словам в путевой лист

Проверьте, верно ли выполнили задание

- Отлично, ребята. Карта еще приоткрылась. Осталось совсем немного.

- В какую часть королевства мы попали?

- Мудрецы подготовили нам задание – кроссворд. Разгадайте кроссворд. Вы можете воспользоваться подсказкой. Это слова для справок. Их вы найдете в путевых листах.

Читай 1-ое задание …..

(Кроссворды на отдельных листах, чтобы были крупнее!)

- Проверим.

- Прочитайте слово, зашифрованное по вертикали

- М. Горький сказал: «Надо учиться языку, надо расширять свой лексикон…»

- С какой целью надо расширять свой лексикон?

- Посмотрите, мы все правильно сделали. Карта вся открылась. Молодцы. Вот и вернулись в королевство ум и знания. Завистливый царь исправился и понял свою ошибку.

Мы попали в Плодородную провинцию.

Ответ подготовленного ученика: Провинция – это местность, удаленная от крупных центров

В Плодородной провинции живут крестьяне.

В Плодородной провинции крестьяне выращивают …

Выделенные слова являются прилагательными.

Антонимы – это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением

.

Мы попали в Долину мудрецов

Ребята разгадывают кроссворд

Лексикон.

Лексикон надо расширять, чтобы наша речь становилась ярче и выразительнее.

СЛАЙД 20

СЛАЙД 21

Новый урожай

Ранние всходы

Редкий дождь

Холодный ветер

СЛАЙД 22

(слайд) 23 - 25

Учащиеся записывают пары слов в путевой лист

СЛАЙД 26 -29

Со словами для справок

Слайд 30

Подведение итогов

Путешествуя, мы помогли горе-королю да знания свои проверили.

- Какие знания из курса «Лексика» нам помогли?

- Сдайте путевые листы.

- Каждый из вас получает удостоверение придворного мудреца.

Нам помогли знания об антонимах, омонимах, о прямом и переносном значении слова.

Награждение ребят.

Слайд 31

Путевой лист.

Части королевства

Задания

КРЕПОСТНЫЕ ВОРОТА

Вставьте в предложения слова, подходящие по смыслу

Давайте ____________ замок на воротах.

ТАИНСТВЕННЫЙ ЛЕС

Составьте с омонимами ЛУК1 – ЛУК2 распространенные предложения.

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

ГОРОД МАСТЕРОВ

Порассуждайте.

В словосочетании ЗОЛОТОЙ БРАСЛЕТ слово ЗОЛОТОЙ обозначает ………………………………………………………………., а в словосочетании ЗОЛОТЫЕ РУКИ -……………………………………………………………………… . Вещи из золота ценные, дорогие. И руки могут быть ……………….. .. Поэтому и стали называть руки, которые все умеют делать, золотыми.

Следовательно, слово ЗОЛОТОЙ употреблено в переносном значении в словосочетании ……………………………………… ..

ПЛОДОРОДНАЯ ПРОВИНЦИЯ

Подберите антонимы к выделенным словам

новый (урожай) ____________

ранние (всходы) ____________

редкий (дождь) ______________

холодный (ветер) ______________

ДОЛИНА МУДРЕЦОВ

Разгадайте кроссворд

По горизонтали:

Собрание слов в алфавитном порядке, устойчивых выражений с пояснениями, толкованиями или переводом на другой язык.

Слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения.

Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению.

Слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением.

По вертикали:

5. Запас слов и выражений человека.

Слова для справок: книга, антонимы, словарь, лексика, омонимы, лексикон, синонимы, грамматика

Кроссворд:

image1.emf

Назначить придворным мудрецом

Сказочное королевство

2009 год

Учитель русского языка и литературы ГБС(К)ОУ школы №6 Выборгского района Санкт-Петербурга Кузнецова Лариса Васильевна

Путешествие в мир слов

Кузнецова Лариса Васильевна

ГБС(К)ОУ школа№6 Выборгского района СПб

Тип :обобщающий

Категория учащихся: 5 класс

Цель: в игровой форме обогатить словарный запас учащихся.

Задачи:

образовательные:

закреплять у учащихся умения находить лексическое значение слов, используя толковый словарь, подбирать синонимы, антонимы, работать с текстом,

коррекционно-развивающие: расширять кругозор учащихся, корректировать произносительную сторону речи

воспитательная: формировать интерес к русскому языку.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, путевые листы.

Форма : смешанная

Продолжительность : 45 минут

Технологии: игра - путешествие

Ход

Этапы

Учитель

Ученики

Примечания

Организация начала урока

Приветствие учащихся

Сообщение темы и постановка целей урока

- Сегодня у нас необычный урок – урок-путешествие.

- Знаете ли вы, где происходит то, чего в жизни не бывает?

- Мы отправимся в сказочное путешествие. Слушайте и смотрите.

Жил-был король. Королевство у него было замечательное, вот только сам король был глупый и вредный! И служил у этого короля учёный мудрец – умный-преумный, талантливый-преталантливый, и много этот мудрец для королевства того сделал да изобрёл, а за это любил его народ да уважал.

Но позавидовал однажды король таланту да уму мудреца и прогнал ученого со службы. А вместе с мудрецом покинули королевство знания и ум. И остался король один-одинешенек ждать совета да помощи: вдруг придут к нему умы светлые

Король прислал нам письмо. Давайте узнаем, что в нем.

- Ну что, ребята, поможем горе-королю?

- Я предполагала, что вы согласитесь, и подготовила для вас путевые листы. Сейчас я вам их отдам. (учитель раздает путевые листы)

- Что вы видите в путевых листах?

Попадая в каждую из частей королевства, мы должны будем выполнять определенные задания, а ответы вписывать в предназначенные для этого строчки. Только работать надо дружно, чтобы никто не отставал, иначе мы не сможем вернуть в королевство ум и знания.

С собой мы возьмем кладовые слов.

- Что мы называем кладовыми слов?

- Посмотрите, какой словарь лежит перед вами?

- Теперь мы отправляемся в путь..

… В сказках происходит то, чего в жизни не бывает

Читает ученик: «Пожалейте меня, ребята, помогите вернуть в королевство ум и знания! Оставил мне ученый подсказку – карту.»

Поможем.

В путевых листах мы видим названия частей королевства и задания.

Кладовыми слов мы называем словари.

Перед нами толковые словари.

СЛАЙД. 1

СЛАЙД 2

СЛАЙД 3

СЛАЙД 4

Проведение игры (1 этап) Крепостные ворота

Таинственный лес

Город мастеров

Физкультминутка

- Какое первое препятствие встретилось у нас на пути?

В эти ворота мы сможем войти, лишь выполнив задание.

- Прочитайте первое задание.

- Вставьте в предложение подходящее по смыслу слово.

1) Давайте .. замок на воротах.

ОТКРЫТЬ ОТВОРИТЬ

- Чтобы правильно выполнить это задание, надо найти в толковом словаре значения слов ОТКРЫТЬ, ОТВОРИТЬ.

- Откройте словари. Найдите значение слова отворить

- Найдите значение слова ОТКРЫТЬ. Посмотрите, сколько значений у слова ОТКРЫТЬ?

- Выберите подходящее значение.

- Вставьте нужное слово в предложение и объясните свой выбор.

// Дайте полный ответ, используя опорную конструкцию.

- Прочитайте предложение целиком.

- Проверьте друг друга.

- Смотрите, часть карты волшебного королевства открылась. Идем дальше.

- Как называется следующая часть королевства?

- Верно. Кто в нем живет?

- А кто такой охотник?

- Откройте толковые словари и посмотрите значение слова ОХОТНИК.

(прочитайте следующую словарную статью)

- К какой части речи относятся эти слова?

- Что общего между этими словами?

- Чем отличаются эти слова?

- Как называются слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению?

Прочитайте

- Давайте посмотрим, что у охотника в руках.

- Что такое лук?

- Откройте толковые словари и посмотрите значение слова ЛУК.

- Как называются эти слова?

- Составьте с данными омонимами распространенные предложения.

- Какое предложение получилось у тебя, … ? А у тебя, …?

- Составьте предложения, используя слова, предложенные на слайде:

1) Натягивать, на, тетива, лук, охотник.

2) Лук, покупать, рынок, мама, на.

- Запишите составленные предложения в путевые листы.

- Проверьте друг друга.

- Мы все правильно сделали. Пропустил нас охотник. А карта еще открылась. Скорее дальше.

- Куда мы попали?

- Кто живет в Городе мастеров?

- Ребята, как называют человека, который все умеет делать?

- А как называют руки, которые все умеют делать?

Прочитайте словосочетания

- В каком словосочетании слово ЗОЛОТОЙ употреблено в переносном значении?

- Порассуждайте. Я вам даю подсказку. Смотрите в путевой лист.

- А мы все ближе к цели. Карта еще приоткрылась.

Мы хорошо поработали в пути. Привал. Сейчас отдохнем

Первое препятствие - это Крепостные ворота.

ОТВОРИТЬ - открыть дверь, окно, разомкнуть створки чего-либо.

У слова ОТКРЫТЬ 4 значения.

ОТКРЫТЬ - разомкнуть, раскрыть что-нибудь сомкнутое, сложенное.

В предложение нужно вставить слово ОТКРЫТЬ, потому что отворить можно дверь, окно, створки чего-либо.

Давайте откроем замок на воротах.

Следующая часть королевства называется Таинственный лес.

В Таинственном лесу живут медведи, рыси… Охотник

ОХОТНИК1 – тот, кто занимается охотой.

ОХОТНИК2 – 1) тот, кто добровольно берется за выполнение какого-нибудь поручения, 2) тот, кто склонен к чему-нибудь, любитель чего-нибудь, 3) тот, кто хочет приобрести, получить что-нибудь.

Эти слова являются существительными.

Общее между этими словами то, что они произносятся и пишутся одинаково

У данных слов разные лексические значения.

Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению называются омонимами.

В руках у охотника лук.

Лук – ручное оружие для метания стрел в виде пружинящей дуги, стянутой тетивой.

Лук – огородное или дикорастущее растение семейства лилейных с острым вкусов луковицы и съедобными трубчатыми листьями.

Эти слова – омонимы, потому что они являются одной и той же частью речи, одинаковые по написанию и звучанию, но совершенно разные по лексическому значению.

Мы попали в Город мастеров.

В Городе мастеров живут ремесленники, художники, архитекторы.

Человека, который все умеет делать, называют мастер на все руки.

Руки, которые все умеют делать, называют золотыми.

В словосочетании ЗОЛОТОЙ БРАСЛЕТ слово ЗОЛОТОЙ обозначает «сделанный из золота», а в словосочетании ЗОЛОТЫЕ РУКИ - «руки, которые все умеют делать».

Вещи из золота ценные, дорогие. И руки могут быть ценными. Поэтому и стали называть руки, которые все умеют делать, золотыми.

Следовательно, слово ЗОЛОТОЙ употреблено в переносном значении в словосочетании ЗОЛОТЫЕ РУКИ.

СЛАЙД 5

СЛАЙД 6

Ребята вписывают слова в предложения

СЛАЙД 7

СЛАЙД 8

СЛАЙД 9

СЛАЙД.10

СЛАЙД 11

СЛАЙД 12

СЛАЙД 13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

СЛАЙД 17

Золотой браслет

Золотые руки

СЛАЙД 18

СЛАЙД 19

Проведение игры (2 этап)

Плодородная провинция

Долина мудрецов

Продолжим путешествие.

- В какую часть королевства мы попали?

- Ребята, кто из вас знает значение слова ПРОВИНЦИЯ?

- Кто живет в Плодородной провинции?

- Чем крестьяне занимаются в Плодородной провинции?

… Крестьяне возделывают поля, выращивают чудо-сады.

- Нам нужно выполнить задание.

- Прочитайте словосочетания.

-К какой части речи относятся выделенные слова?

Подберите антонимы к выделенным словам. Что такое антонимы?

В случае затруднения дать слайд: Антонимы – слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением

- Подберите антонимы к выделенным словам.

- Запишите антонимы к этим словам в путевой лист

Проверьте, верно ли выполнили задание

- Отлично, ребята. Карта еще приоткрылась. Осталось совсем немного.

- В какую часть королевства мы попали?

- Мудрецы подготовили нам задание – кроссворд. Разгадайте кроссворд. Вы можете воспользоваться подсказкой. Это слова для справок. Их вы найдете в путевых листах.

Читай 1-ое задание …..

(Кроссворды на отдельных листах, чтобы были крупнее!)

- Проверим.

- Прочитайте слово, зашифрованное по вертикали

- М. Горький сказал: «Надо учиться языку, надо расширять свой лексикон…»

- С какой целью надо расширять свой лексикон?

- Посмотрите, мы все правильно сделали. Карта вся открылась. Молодцы. Вот и вернулись в королевство ум и знания. Завистливый царь исправился и понял свою ошибку.

Мы попали в Плодородную провинцию.

Ответ подготовленного ученика: Провинция – это местность, удаленная от крупных центров

В Плодородной провинции живут крестьяне.

В Плодородной провинции крестьяне выращивают …

Выделенные слова являются прилагательными.

Антонимы – это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением

.

Мы попали в Долину мудрецов

Ребята разгадывают кроссворд

Лексикон.

Лексикон надо расширять, чтобы наша речь становилась ярче и выразительнее.

СЛАЙД 20

СЛАЙД 21

Новый урожай

Ранние всходы

Редкий дождь

Холодный ветер

СЛАЙД 22

(слайд) 23 - 25

Учащиеся записывают пары слов в путевой лист

СЛАЙД 26 -29

Со словами для справок

Слайд 30

Подведение итогов

Путешествуя, мы помогли горе-королю да знания свои проверили.

- Какие знания из курса «Лексика» нам помогли?

- Сдайте путевые листы.

- Каждый из вас получает удостоверение придворного мудреца.

Нам помогли знания об антонимах, омонимах, о прямом и переносном значении слова.

Награждение ребят.

Слайд 31

Путевой лист.

Части королевства

Задания

КРЕПОСТНЫЕ ВОРОТА

Вставьте в предложения слова, подходящие по смыслу

Давайте ____________ замок на воротах.

ТАИНСТВЕННЫЙ ЛЕС

Составьте с омонимами ЛУК1 – ЛУК2 распространенные предложения.

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

ГОРОД МАСТЕРОВ

Порассуждайте.

В словосочетании ЗОЛОТОЙ БРАСЛЕТ слово ЗОЛОТОЙ обозначает ………………………………………………………………., а в словосочетании ЗОЛОТЫЕ РУКИ -……………………………………………………………………… . Вещи из золота ценные, дорогие. И руки могут быть ……………….. .. Поэтому и стали называть руки, которые все умеют делать, золотыми.

Следовательно, слово ЗОЛОТОЙ употреблено в переносном значении в словосочетании ……………………………………… ..

ПЛОДОРОДНАЯ ПРОВИНЦИЯ

Подберите антонимы к выделенным словам

новый (урожай) ____________

ранние (всходы) ____________

редкий (дождь) ______________

холодный (ветер) ______________

ДОЛИНА МУДРЕЦОВ

Разгадайте кроссворд

По горизонтали:

Собрание слов в алфавитном порядке, устойчивых выражений с пояснениями, толкованиями или переводом на другой язык.

Слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения.

Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению.

Слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением.

По вертикали:

5. Запас слов и выражений человека.

Слова для справок: книга, антонимы, словарь, лексика, омонимы, лексикон, синонимы, грамматика

Кроссворд:

image1.emf

Назначить придворным мудрецом

Сказочное королевство

2009 год

Учитель русского языка и литературы ГБС(К)ОУ школы №6 Выборгского района Санкт-Петербурга Кузнецова Лариса Васильевна

Скачать конспект

Сообщить об ошибке