Сообщение темы и постановка целей урока
| - Сегодня у нас необычный урок – урок-путешествие.
- Знаете ли вы, где происходит то, чего в жизни не бывает?
- Мы отправимся в сказочное путешествие. Слушайте и смотрите.
Жил-был король. Королевство у него было замечательное, вот только сам король был глупый и вредный! И служил у этого короля учёный мудрец – умный-преумный, талантливый-преталантливый, и много этот мудрец для королевства того сделал да изобрёл, а за это любил его народ да уважал.
Но позавидовал однажды король таланту да уму мудреца и прогнал ученого со службы. А вместе с мудрецом покинули королевство знания и ум. И остался король один-одинешенек ждать совета да помощи: вдруг придут к нему умы светлые
Король прислал нам письмо. Давайте узнаем, что в нем.
- Ну что, ребята, поможем горе-королю?
- Я предполагала, что вы согласитесь, и подготовила для вас путевые листы. Сейчас я вам их отдам. (учитель раздает путевые листы)
- Что вы видите в путевых листах?
Попадая в каждую из частей королевства, мы должны будем выполнять определенные задания, а ответы вписывать в предназначенные для этого строчки. Только работать надо дружно, чтобы никто не отставал, иначе мы не сможем вернуть в королевство ум и знания.
С собой мы возьмем кладовые слов.
- Что мы называем кладовыми слов?
- Посмотрите, какой словарь лежит перед вами?
- Теперь мы отправляемся в путь..
|
… В сказках происходит то, чего в жизни не бывает
Читает ученик: «Пожалейте меня, ребята, помогите вернуть в королевство ум и знания! Оставил мне ученый подсказку – карту.»
Поможем.
В путевых листах мы видим названия частей королевства и задания.
Кладовыми слов мы называем словари.
Перед нами толковые словари.
|
СЛАЙД. 1
СЛАЙД 2
СЛАЙД 3
СЛАЙД 4
|
Проведение игры (1 этап) Крепостные ворота
Таинственный лес
Город мастеров
Физкультминутка
| - Какое первое препятствие встретилось у нас на пути?
В эти ворота мы сможем войти, лишь выполнив задание.
- Прочитайте первое задание.
- Вставьте в предложение подходящее по смыслу слово.
1) Давайте .. замок на воротах.
ОТКРЫТЬ ОТВОРИТЬ
- Чтобы правильно выполнить это задание, надо найти в толковом словаре значения слов ОТКРЫТЬ, ОТВОРИТЬ.
- Откройте словари. Найдите значение слова отворить
- Найдите значение слова ОТКРЫТЬ. Посмотрите, сколько значений у слова ОТКРЫТЬ?
- Выберите подходящее значение.
- Вставьте нужное слово в предложение и объясните свой выбор.
// Дайте полный ответ, используя опорную конструкцию.
- Прочитайте предложение целиком.
- Проверьте друг друга.
- Смотрите, часть карты волшебного королевства открылась. Идем дальше.
- Как называется следующая часть королевства?
- Верно. Кто в нем живет?
- А кто такой охотник?
- Откройте толковые словари и посмотрите значение слова ОХОТНИК.
(прочитайте следующую словарную статью)
- К какой части речи относятся эти слова?
- Что общего между этими словами?
- Чем отличаются эти слова?
- Как называются слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению?
Прочитайте
- Давайте посмотрим, что у охотника в руках.
- Что такое лук?
- Откройте толковые словари и посмотрите значение слова ЛУК.
- Как называются эти слова?
- Составьте с данными омонимами распространенные предложения.
- Какое предложение получилось у тебя, … ? А у тебя, …?
- Составьте предложения, используя слова, предложенные на слайде:
1) Натягивать, на, тетива, лук, охотник.
2) Лук, покупать, рынок, мама, на.
- Запишите составленные предложения в путевые листы.
- Проверьте друг друга.
- Мы все правильно сделали. Пропустил нас охотник. А карта еще открылась. Скорее дальше.
- Куда мы попали?
- Кто живет в Городе мастеров?
- Ребята, как называют человека, который все умеет делать?
- А как называют руки, которые все умеют делать?
Прочитайте словосочетания
- В каком словосочетании слово ЗОЛОТОЙ употреблено в переносном значении?
- Порассуждайте. Я вам даю подсказку. Смотрите в путевой лист.
- А мы все ближе к цели. Карта еще приоткрылась.
Мы хорошо поработали в пути. Привал. Сейчас отдохнем
| Первое препятствие - это Крепостные ворота.
ОТВОРИТЬ - открыть дверь, окно, разомкнуть створки чего-либо.
У слова ОТКРЫТЬ 4 значения.
ОТКРЫТЬ - разомкнуть, раскрыть что-нибудь сомкнутое, сложенное.
В предложение нужно вставить слово ОТКРЫТЬ, потому что отворить можно дверь, окно, створки чего-либо.
Давайте откроем замок на воротах.
Следующая часть королевства называется Таинственный лес.
В Таинственном лесу живут медведи, рыси… Охотник
ОХОТНИК1 – тот, кто занимается охотой.
ОХОТНИК2 – 1) тот, кто добровольно берется за выполнение какого-нибудь поручения, 2) тот, кто склонен к чему-нибудь, любитель чего-нибудь, 3) тот, кто хочет приобрести, получить что-нибудь.
Эти слова являются существительными.
Общее между этими словами то, что они произносятся и пишутся одинаково
У данных слов разные лексические значения.
Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению называются омонимами.
В руках у охотника лук.
Лук – ручное оружие для метания стрел в виде пружинящей дуги, стянутой тетивой.
Лук – огородное или дикорастущее растение семейства лилейных с острым вкусов луковицы и съедобными трубчатыми листьями.
Эти слова – омонимы, потому что они являются одной и той же частью речи, одинаковые по написанию и звучанию, но совершенно разные по лексическому значению.
Мы попали в Город мастеров.
В Городе мастеров живут ремесленники, художники, архитекторы.
Человека, который все умеет делать, называют мастер на все руки.
Руки, которые все умеют делать, называют золотыми.
В словосочетании ЗОЛОТОЙ БРАСЛЕТ слово ЗОЛОТОЙ обозначает «сделанный из золота», а в словосочетании ЗОЛОТЫЕ РУКИ - «руки, которые все умеют делать».
Вещи из золота ценные, дорогие. И руки могут быть ценными. Поэтому и стали называть руки, которые все умеют делать, золотыми.
Следовательно, слово ЗОЛОТОЙ употреблено в переносном значении в словосочетании ЗОЛОТЫЕ РУКИ.
| СЛАЙД 5
СЛАЙД 6
Ребята вписывают слова в предложения
СЛАЙД 7
СЛАЙД 8
СЛАЙД 9
СЛАЙД.10
СЛАЙД 11
СЛАЙД 12
СЛАЙД 13
Слайд 14
Слайд 15
Слайд 16
СЛАЙД 17
Золотой браслет
Золотые руки
СЛАЙД 18
СЛАЙД 19
|
Проведение игры (2 этап)
Плодородная провинция
Долина мудрецов
| Продолжим путешествие.
- В какую часть королевства мы попали?
- Ребята, кто из вас знает значение слова ПРОВИНЦИЯ?
- Кто живет в Плодородной провинции?
- Чем крестьяне занимаются в Плодородной провинции?
… Крестьяне возделывают поля, выращивают чудо-сады.
- Нам нужно выполнить задание.
- Прочитайте словосочетания.
-К какой части речи относятся выделенные слова?
Подберите антонимы к выделенным словам. Что такое антонимы?
В случае затруднения дать слайд: Антонимы – слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением
- Подберите антонимы к выделенным словам.
- Запишите антонимы к этим словам в путевой лист
Проверьте, верно ли выполнили задание
- Отлично, ребята. Карта еще приоткрылась. Осталось совсем немного.
- В какую часть королевства мы попали?
- Мудрецы подготовили нам задание – кроссворд. Разгадайте кроссворд. Вы можете воспользоваться подсказкой. Это слова для справок. Их вы найдете в путевых листах.
Читай 1-ое задание …..
(Кроссворды на отдельных листах, чтобы были крупнее!)
- Проверим.
- Прочитайте слово, зашифрованное по вертикали
- М. Горький сказал: «Надо учиться языку, надо расширять свой лексикон…»
- С какой целью надо расширять свой лексикон?
- Посмотрите, мы все правильно сделали. Карта вся открылась. Молодцы. Вот и вернулись в королевство ум и знания. Завистливый царь исправился и понял свою ошибку.
|
Мы попали в Плодородную провинцию.
Ответ подготовленного ученика: Провинция – это местность, удаленная от крупных центров
В Плодородной провинции живут крестьяне.
В Плодородной провинции крестьяне выращивают …
Выделенные слова являются прилагательными.
Антонимы – это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением
.
Мы попали в Долину мудрецов
Ребята разгадывают кроссворд
Лексикон.
Лексикон надо расширять, чтобы наша речь становилась ярче и выразительнее.
|
СЛАЙД 20
СЛАЙД 21
Новый урожай
Ранние всходы
Редкий дождь
Холодный ветер
СЛАЙД 22
(слайд) 23 - 25
Учащиеся записывают пары слов в путевой лист
СЛАЙД 26 -29
Со словами для справок
Слайд 30
|
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.