Содержание
-
Кладоискатели
-
Станция первая «Противоположная».
Задание №1. Посмотрите на предложенные пары рисунков. Придумайте прилагательные, которые характеризуют предметы или существа, сложите их попарно и дайте ответ на первый вопрос. Каким словом можно назвать получившиеся пары?
-
толстый - тонкий злая - добрая Антонимы- это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением.
-
Задание №2.Подберите антонимы к следующим словам:
рано бледный утро рассвет далекий широкий поздно румяный вечер закат близкий узкий
-
Задание №3.Заполните горизонтальные строчки антонимами к указанным ниже словам, и в вертикальном выделенном столбце вы прочитаете общее название таких слов.
горький начинать буря сложный трудолюбивый короткий забывать
-
Станция вторая «Одинаковая».
Задание №1.Посмотрите на экран, какими двумя словами можно назвать это животное? Дайте полное определение этому явлению. крокодил– аллигатор Синонимы – это слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения.
-
Задание №2.Подберите как можно больше синонимов к данным словам.
мудрый, неглупый, рассудительный, смекалистый. - мгновенно, стремглав, скоро, стремительно, мигом. Умный- Быстро
-
Станция третья«Значительная».
Задание №1.Посмотрите на экран, что изображено здесь? Определите лексическое и грамматическое значение этого слова. Панда – млекопитающее семейства енотовых (лексическое значение). Панда – существительное женского рода, единственного числа, именительного падежа (грамматическое значение).
-
Задание №2.Угадайте слова по их лексическим значениям.
1.Говорить тихо, неразборчиво. 2.Пронзительно, резко кричать. 3.Перевертываться через голову. 4.Идти, делая частые, мелкие шажки. 5.Вырывать вместе с корнями пни, деревья. 6.Относиться с участием, состраданием к чьему-либо горю. (Бормотать). (Визжать). (Кувыркаться). (Семенить). (Корчевать) (Сочувствовать).
-
Задание№3 .Замените выделенные лексические значения на слова так, чтобы получился текст. Улетели (покрытые перьями и пухом позвоночные животные с крыльями) за море, Миновало время (уборки зерновых). На (имеющем низкую температуру, не нагретом, не дающем или не содержащем тепла) сером мраморе Листья (цвета яичного желтка) лежат. (Д.Кедрин.) птицы жатв холодном желтые
-
Станция четвертая«Многозначная».
Задание№1. Посмотрите на рисунки и скажите, как называются оба изображенных предмета. Как в науке называют такое явление? сентябрь Это месяц (календарный) и месяц (небесный). Многозначность – свойство слов употребляться в разных значениях.
-
Задание №2. Приведите все лексические значения указанного ниже слова.
корень 1.Подземная часть растения, служащая для укрепления его в почве и всасывания из нее воды и питательных веществ. 2.Внутренняя, находящаяся в теле часть волоса, ногтя, зуба. 3.Начало, источник чего-нибудь. 4.В языкознании основная значимая часть слова.
-
Задание №3.Придумайте как можно больше словосочетаний со словом «острый», но так, чтобы значение его не повторялось.
Острое копье (отточенное, хорошо режущее) Острый нос (суживающийся к концу) Острая шутка (отличающаяся остроумием) Острый соус (сильно действующий на вкус или обоняние) Острая боль (сильно, ярко выраженная) Острый глаз (проницательный, хорошо воспринимающий)
-
Станция пятая«Переносная»
Задание№1.Почему иногда говорят, что у человека колючий взгляд или язык? Разве у взгляда и языка могут быть такие же колючки, как у ежа? Когда говорят, что у человека колючий взгляд или колючий язык, то употребляют слово «колючий» в переносном значении (колючий – «язвительный, насмешливый, злой»).
-
Задание №2. Из приведенных ниже словосочетаний выберите те, в которых имеются слова, употребленные в переносном значении. потерять терпение горький перец горячий спор легкий характер ласточкино гнездо хлебнуть горя
-
Станция шестая«Одинаково-разная».
Задание№1. Почему лошадь идет рысью, а она сидит на дереве? Как такое явление называется в науке о языке? Это омонимы – слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению.
-
Задание №2. Объясните очень кратко, но точно смысловые различия между следующими омонимами: барыня – барыня - петрушка – петрушка - русская пляска помещица корнеплод кукла
-
Станция седьмая«Решающая».
Задание.Назовите как можно больше видов словарей. Толковый словарь Орфографический словарь Орфоэпический словарь Этимологический словарь Словообразовательный словарь Словарь синонимов Словарь антонимов
-
Лексика
«Не забывай на праведном пути то, что старик Марк Твен сказал когда-то: ты должен слово нужное найти, а не его троюродного брата.» (А.Гитович.)
-
Использованная литература
Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. Книга для учащихся. Под ред.Крысина Л.П., М., Просвещение, 1995. Книгина М.П., Русский язык 5 класс. Тесты, Изд-во «Лицей», 2006. Лебедев В.А. Поурочные разработки. К учебнику Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и др. «Русский язык 5класс», М., «Дрофа», 2001. Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений, М., Просвещение, 2004.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.