Содержание
-
Выступление на РМО учителя русского языка и литературыМОУ Дивеевской средней школыКарпушовой Татьяны Игоревны.
Тема: « Работа над частью С при подготовке к ЕГЭ». 2011 г.
-
Пример работы с текстом в 5 классе
Зарисовка М.Пришвина "Как распускаются деревья". Дуб сурово развёртывается, утверждая свой лист, пусть маленький, но и в самом младенчестве своём дубовый. Клён распускается жёлтый, ладонки листа сжатые, смущённо и крупно висят подарками. Сосны раскрывают листочки сжатыми смолистыми пальчиками. Когда пальчики разожмутся и вытянутся вверх, то станут совершенно как свечи.
-
Предлагаю следующие вопросы:
Докажите, что это текст. Какова его тема? Найдите в тексте синонимы. Какова их роль? Найдите слова, употреблённые в переносном значении. Какие изобразительные средства использовал автор в тексте? С каким чувством автор относится к изображаемому? Наблюдали ли вы когда-нибудь за явлениями природы? Поделитесь своими впечатлениями.
-
Пример работы с текстом в 6 классе.
Прочитайте текст, ответьте на вопросы и выполните задания. На лугах расцвели мёртвые камни! Дождь и туманы оживили на них высохшие мхи и лишайники. Запестрели камни зелёными, рыжими, бурыми и серебряными кругами, овалами и разводами. Камни обрадовались сырости. Только бы солнышко не пригрело! (Н.Сладков). --Какова тема текста? --Как можно озаглавить данный текст? --Найдите слова, используемые в тексте как синонимы (контекстуальные синонимы). ( Расцвели, оживили, запестрели.) --Какие слова употреблены в переносном значении? --Найдите в тексте примеры языковых средств художественной выразительности. --Как вы понимаете смысл последнего предложения? --Создайте собственный текст-описание природы на тему «Начало весны».
-
Чтобы подготовить старшеклассников к успешному выполнению части С ЕГЭ, необходимо следующее: -- познакомитьс основными этапами работы над заданием части С и критериями, по которым оценивается сочинение -- обучить анализу содержания исходного текста; способам выражения понимания чужого текста; умению формулировать собственное мнение и связно, последовательно его излагать; умению аргументированно доказывать собственное мнение; созданию текста типа речи рассуждение с учетом основных признаков текста: смысловой и грамматической целостности, подчиненности коммуникативной задаче и т.д. использовать в речи варианты грамматических конструкций и лексическое богатство языка, а также изобразительно-выразительные средства; соблюдать нормы современного русского языка; пользоваться справочной и лингвистической литературой.
-
Учащиеся должны знать:
-- требования к сочинению части С ЕГЭ по русскому языку (критерии оценивания); -- основные понятия: проблема, авторская позиция, комментарий, аргумент; -- грамматические и речевые нормы (типы грамматических и речевых ошибок ); --специфику работы с публицистическим и художественным текстом при написании сочинения части С; -- наиболее распространенные клише, используемые при написании сочинения части С ЕГЭ по русскому языку.
-
- определять проблему публицистических и художественных текстов и формулировать ее разными способами (обобщенно с помощью слов проблема и вопрос, в форме вопросительного предложения); - выбирать из исходного текста необходимую для комментария информацию в зависимости от стиля и типа речи исходного текста; -определять авторскую позицию в текстах с различной смысловой структурой, формулировать ее разными способами (с помощью глаголов речи, мысли, с помощью способов передачи чужой речи); -писать сочинение по исходному тексту в соответствии с критериями оценивания части С; -критически относиться к написанному, редактировать свое сочинение. Выпускники должны уметь:
-
Термины, используемые в критериях оценивания ответа на задание части С.
АРГУМЕНТ- довод, основание, суждение, приводимые в доказательство высказанной мысли. АРГУМЕНТИРОВАТЬ- приводить доказательства. ИДЕЯ АВТОРСКАЯ- главная мысль текста, отражающая отношение автора к изображаемому. КОММЕНТАРИЙ ПРОБЛЕМЫ- толкование, изъяснение основного вопроса исходного текста. МНЕНИЕ- собственное суждение по предложенной проблеме; взгляд, точка зрения. ПРОБЛЕМА ИСХОДНОГО ТЕКСТА- основной вопрос, поставленный в тексте, требующий изучения, разрешения. ПОЗИЦИЯ АВТОРА- отношение создателя текста к поднятой проблеме, как сам автор отвечает на поставленные вопросы (проблемы). ФАКТОЛОГИЧЕСКАЯ ТОЧНОСТЬ- отсутствие фактических ошибок в фоновом материале. ФАКТИЧЕСКАЯ ОШИБКА- искажение фактов биографий писателей, ученых и т.д.; ЭТИЧЕСКИ КОРРЕКТНО сформулировать свое мнение – тактично и деликатно, соблюдая нравственные нормы .
-
Примерный текст для анализа
Кто дал право человеку калечить и безобразить землю?.. Есть вещи, которые не оценить ни рублями, ни миллиардами рублей. Неужели так трудно понять… что могущество страны – не в одном материальном богатстве, но и в душе народа! Чем шире, свободнее эта душа, тем большего величия и силы достигает государство. А что воспитывает широту духа, как не эта удивительная природа! Её нужно беречь, как мы бережём самую жизнь человека. Потомки никогда не простят нам опустошения земли, надругательства над тем, что по праву принадлежит не только нам, но и им. К.Г.Паустовский
-
Примерные вопросы к тексту
-К какому стилю относится текст? Докажите. - К какому типу речи относится текст? -Какова тема текста? -Сформулируйте проблему, поставленную автором. - Прокомментируйте эту проблему, то есть напишите, что и почему пишет автор об этой проблеме и что думаете о ней вы. -Определите позицию автора. Выразите согласие или несогласие с мнением автора. Сформулируйте и запишите собственное мнение о проблеме. -Вспомните, насколько освещена эта проблема в литературе (публицистике), кто из авторов касался ее?
-
Используйте фразы:
--Рассуждения автора посвящены проблеме.... --Автор придерживается следующего мнения... --Внимание К.Паустовского привлекает проблема.... --Позиция К.Паустовского заключается в том, что... --Рассматривая проблему..., автор весьма чётко формулирует собственное мнение: он… -- Я разделяю точку зрения автора… -- Не могу не согласиться с автором в том, что…
-
Сочинение должно рассматривать исходный текст в 4-х аспектах:
1. Проблема, поставленная в исходном тексте. 2. Комментирование проблемы относительно исходного текста (комментарий – рассуждения, пояснительные и критические замечания о чем-либо). 3. Авторская позиция. 4. Собственное мнение, подкрепленное развернутыми аргументами.
-
План сочинения части С
1. Вступление. 2. Проблема, поставленная в исходном тексте. 3. Комментирование проблемы относительно исходного текста (комментарий – рассуждения, пояснительные и критические замечания о чем-либо). 4. Авторская позиция. 5. Собственное мнение, подкрепленное развернутыми аргументами. 6. Заключение.
-
-
-
Высказывания и афоризмы о книге.
Любая книга — умный друг: Чуть утомит, она смолкает; Она безмолвно поучает, С ней назидателен досуг Лопе де Вега Книги — это инструмент насаждения мудрости. Коменский Я. Хорошая книга — это подарок, завещанный автором человеческому роду. Аддисон Д. Среди книг, как и среди людей, можно попасть в хорошее и в дурное общество. Гельвеций К. Книги обладают способностью бессмертия. Они самые долговечные плоды человеческой деятельности. Смайлс С.
-
Высказывания и афоризмы о слове и о русском языке.
Язык — одежда мыслей. Джонсон С. Полезнее наобум бросить камень, чем пустое слово. Пифагор Не знаю ничего прекраснее, чем умение силою слова приковывать к себе толпу слушателей, привлекать их расположение, направлять их волю куда хочешь и отвращать ее откуда хочешь. Цицерон С русским языком можно творить чудеса! Паустовский К.Г. Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык --это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса. Тургенев И.С.
-
Высказывания и афоризмы о нравах и нравственности.
Серебро дешевле золота, золото — нравственных достоинств. Гораций Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности. Пушкин А. С. Нравственное уродство — равнодушие к плохим поступкам и словам. Теофраст
-
Высказывания и афоризмы о человеке и человечестве.
Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом. Радищев А. Н. Человек должен быть умен, прост, справедлив, смел и добр. Только тогда он имеет право носить это высокое звание — Человек. Паустовский К. Г. Хорошо быть ученым, поэтом, воином, законодателем и проч., но худо не быть при этом человеком. Белинский В. Г. Если ты равнодушен к страданиям других, ты не заслуживаешь названия человека. Саади Сострадание есть высочайшая форма человеческого существования. Достоевский Ф. М.
-
КАК МОЖЕТ БЫТЬ ВЫРАЖЕНАВ ТЕКСТЕАВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ?
Четко, понятно: Через модальный план текста: -В названии текста. – Риторические вопросы. -В отдельных предложениях - Риторические восклицания текста (через ряд аргументов). – Оценочную лексику. - Порядок слов. - Лексические повторы. - Модальные слова и частицы АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ МОЖЕТ ПРОЯВЛЯТЬСЯ В положительном отрицательном ироничном осуждающем скептичном юмористическом и т.д. отношении к изображаемому.
-
Роль и формы вступления и заключения.
Вступление может - вводить в тему текста; -сообщать об основной проблеме текста; - быть основным тезисом, который ты будешь аргументировать; - определять круг проблем, затронутых автором; -содержать общую точку зрения по теме, поднимаемой автором. Заключение может - содержать твое решение проблемы, поставленной автором; -дополнять мысль автора; - содержать рассуждение о злободневности рассматриваемых темы и проблем; - содержать этически корректное возражение автору; - представлять собой развернутую или логически завершенную мысль, высказанную во вступлении. Заключение должно - быть органично связано с текстом, с его проблематикой; -завершить сочинение, еще раз обратив внимание эксперта на самое главное; -быть логическим завершением твоих рассуждений по поводу темы, проблем, поставленных автором.
-
Рекомендации учащимся
1. Внимательно прочитайте текст. 2.Определите тип и стиль речи текста. 3. Обозначьте проблему (сформулируйте основные вопросы, над которыми размышляет автор). 4. Напишите вступление. 5. Прокомментируйте проблему. 6. Обозначьте позицию автора. 7. Выскажите своё отношение к проблеме. 8. Приведите свои аргументы ( из художественной, научной литературы, жизненного опыта). 9. Напишите заключение.
-
Вступительная часть сочинения может быть оформлена по-разному и представлять собой:
Определение темы текста. Формулировку основных проблем, которые поднимает или затрагивает автор исходного текста. Краткую справку об авторе текста, об основных проблемах, которые он затрагивал в своих произведениях. Лирическое размышление, связанное с темой текста. Назывное предложение в зачине, содержащее базовое понятие или имя человека, о котором рассказывается в исходном тексте. Вопросно-ответное единство. Диалогичность позволит сделать вступление более энергичным. Риторический вопрос –вопросительное по форме и утвердительное по смыслу предложение. Цитата в качестве зачина. Цепочка вопросительных предложений. Несколько вопросительных предложений в зачине призваны зафиксировать внимание на ключевых понятиях текста. Обращение к исторической характеристике. Диалог с воображаемым собеседником. Рассуждение о заглавии. Связь с современностью.
-
Возможное начало сочинения
-В своей статье ( рассказе, тексте) автор (назвать фамилию) касается вопроса, рассматривает (поднимает, выдвигает на всеобщее обсуждение, затрагивает, обращает внимание читателей на) проблему (говорит о проблеме), - В центре внимания ( поле зрения) автора проблема… -Статья посвящена рассмотрению (решению) вопроса...
-
Комментарий проблемы,авторская позиция
-К какой категории относится эта проблема (нравственная, этическая, социальная, экологическая, общественно-политическая, философская, психологическая)? - Какова степень ее актуальности? (актуальная, второстепенная, животрепещущая, острая, важная, злободневная, насущная, давно назревшая, вечная и т. п.) Что дает основание утверждать о ее злободневности? -Насколько освещена эта проблема в литературе (публицистике), кто из авторов касался ее? - Как автор подошел к своей задаче? (Как автор рассказывает о ситуации, на чем заостряет внимание?) (Здесь возможно обращение к средствам выразительности, при условии, если они помогают определить авторскую позицию). - Какова точка видения писателя, если это художественный текст (автор рисует происходящее с позиции всеведения, показывает глазами рассказчика, говорит от имени героя прямо или неявно (несобственно-прямая речь))? -Какой материал выбирает автор, чтобы заявить свою позицию?
-
Возможные клише
Позиция автора особенно отчетливо проявляется в заявлении (высказывании) (можно процитировать), подборе фактов (языковых средств)… Позиция автора становится очевидной, если мы обратим внимание на такую, например, деталь… Я (не) разделяю точку зрения автора (позиция автора близка (понятна) мне, но… В чем-то я согласен с автором, но кое с чем мне хотелось бы поспорить…. Проблема глубже, чем кажется на первый взгляд (собственные аргументы)… Я разделяю негодование (неприятие, восторг) автора и думаю… Мне приходит на ум история, услышанная (прочитанная, которая произошла со мной…) (Далее рассказ со ссылкой на источник информации)… Косвенно мое мнение подтверждает и такой факт…
-
Способы, которые помогут закончить сочинение:
1) Заключение может быть написано в форме цитаты. 2) Итог всему сказанному, обобщение. 3) Заключение может быть написано в форме яркого примера, обобщающего суждения. 4) Заключение может быть написано в форме спора с воображаемым собеседником. 5) В заключении может быть развёрнута мысль, выраженная во вступлении. 6) Краткое выразительное изречение –афоризм. 7) Энергичный ответ на вопрос, поставленный в начале сочинения ( концовка—ответ).
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.