Содержание
-
Работа с текстом на уроках русского языка Учитель русского языка и литературы МОУ Бекетовская СОШ Игнатова Светлана Михайловна
-
Там нет текста, там нет и объекта исследования и мышления». (М.М.Бахтин)
-
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИпреподавания русского языка
Современные тенденции преподавания русского языка определяются идеей коммуникативной направленности школьного курса русского языка. Выдвижение текста в качестве центральной единицы обучения русскому языку.
-
Формирование коммуникативной компетенции
Коммуникативная компетенция – это… владение разными видами речевой деятельности, умение воспринимать чужую речь и создавать собственное высказывание. Основой ее формирования является построение в педагогической практике учителя системной, постоянной и поэтапно спланированной работы по развитию устной и письменной речи учащихся.
-
ЗАЧЕМ НАМ ТЕКСТ НА УРОКЕ?
Организация работы с текстом на уроках русского языка обеспечивает развитие всех видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи. Совершенствование методики комплексного анализа текста на уроках русского языка связано, в первую очередь, с актуализацией универсальных приемов учебной деятельности: выразительного чтения, лексической работы.
-
ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ
На основе обучения правильному интонированию текста развиваются следующие умения школьников: умение членить текст на смысловые отрезки (фрагменты, микротемы), умение выделять главную и второстепенную информацию текста.
-
СЛОВАРНАЯ РАБОТА
Словарная работа обеспечивает… осмысленность процесса понимания текста; расширение словарного запаса ученика, рост его культуры. Содержание словарной работы - толкование значения новых или непонятных ученику слов, понятий, терминов, в том числе с помощью словаря.
-
Этапы работы с текстом
-
Работа с текстом на уроках русского языка будет эффективной, если она проводится в определенной системе, а не однократно. Опыт практической деятельности в школе позволяет сделать вывод о том, что ребята с 5 класса достаточно быстро привыкают к использованию текста на уроке, более того им это очень нравится. Значение такой работы велико: воспитывается любовь к родному слову, расширяется кругозор учащихся, отрабатываются навыки грамотного письма, различных видов разбора; формируется умение самостоятельной работы с текстом, умение создавать свой текст.
-
Работа с текстом формирует - способы концентрации внимания при чтении; - интеллектуальные приёмы, обеспечивающие понимание читаемого текста (дифференциация содержания, выделение существенных структурных и смысловых элементов); - приёмы, способствующие освоению учебных материалов (составление плана, ответы на вопросы, интерпретация смысла); - понимание текста (выделение его уровней).
-
Главное в работе с текстом – сосредоточить внимание учащихся не только на орфографии и пунктуации, но и на содержании текста как коммуникативно – познавательной единицы. Примерный план анализа текста любого типа речи: 1.Выразительное чтение текста. 2.Словарная работа. 3.Тема текста. 4.Идея текста. 5.Тип текста. 6.Стиль текста. 7.Выразительные средства речи и их роль. Большую роль в создании речевой среды на уроке играет подбор дидактического материала. Обращение к тексту позволяет не только улучшить орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся, но и воспитать чувство национального достоинства у носителей русской речи.
-
Наиболее результативными являются следующие формы и методы организации работы на уроке с текстом : - комплексный анализ текста; - работа с текстом при подготовке к сочинению-рассуждению, к изложению; - анализ текста при работе над типами речи; - сопоставительный анализ текстов; - письмо по памяти; - лингвистический эксперимент; - работа с «деформированным» текстом; - составление текста по опорным словам; -различные виды диктантов; -коммуникативные и игровые ситуации; -редактирование текста.
-
Развитию творческих способностей содействуют дидактические игры на уроке. Например: «Диктор». Прочитайте текст орфоэпически правильно. «Редактор». Исправь речевые ошибки. «Переводчик». Замени иноязычные слова русскими. «Перевертыши». Замените в словосочетании главное слово так, чтобы получилась метафора. «Лингвист». Исследуйте текст
-
*** Мы идем с л…сником по мелколесью. Кое-где попадают(?)сямаленьк…е оконца- колодцы. Из –под камня течёт р…дник. Он превращает(?)ся в ручеёк который вес..ло б…жит на восток. Ручей брызж…т звенит журчит и потом стремительно скатывает(?)ся вниз. По склону горы он льет(?)ся дальше. Несколько таких ручьев сл…ваются в один большой ручей и он спокойно течёт по равнине. А вот он с шумом низвергает(?)ся в пропасть. (К.Паустовский) Примеры текстов
-
Задания 1.Озаглавьте текст. 2.Как второй абзац присоединяется к первому? 3.Найдите предложение, заключающую главную мысль текста. 4.Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и выделив орфограммы. 5.Подберите синонимы к слову низвергается. 6.Выпишите одно слово, в котором звуков больше , чем букв. Докажите правильность своего выбора. 7.В третьем предложении укажите части речи, к которым относятся составляющие его слова 8.Разберите по составу следующие слова: превращается, лесником, маленькие. 9.Напишите небольшое сочинение об источнике или водоеме, знакомом вам: родничке, ручье, реке, озере.
-
По желанию учащиеся также могут поработать с текстом стихотворения И.Бунина «Родник». В лесу, в горе, родник, живой и звонкий, Над родником старинный голубец С лубочной почерневшей иконкой, А в роднике березовый корец. Я не люблю, о Русь, твоей несмелой Тысячелетней, рабской нищеты. Но этот крест, но этот ковшик белый… Смиренные, родимые черты! Голубец - памятник в виде креста с кровлей над ним. Лубочные иконы -религиозные картинки, иногда заменявшие собой иконы не только в домах, но и в небогатых церквях (Нерукотворенный Спас, явленные образа Богоматери, фигуры святых с их чудесами, праздники, святцы). Корец - ковш.
-
Что объединяет эти тексты и в чем различия? Укажите непонятные слова. Попытайтесь определить значение слов: голубец, корец, лубочная икона. Подберите антонимы к словам: живой, звонкий, старинный, нищета, любить, несмелый. Какие части речи преобладают в тексте и почему Подберите синонимы к словам: живой, звонкий, старинный, нищета, любить, несмелый. Почему в тексте довольно много прилагательных? Почему автор использует многоточие? Можно ли считать стилистической ошибкой то, что в первой строфе Бунин употребил слово родник трижды? Определите ключевые слова текста. Какие образы создает поэт в стихотворении? Что общего между словами родник и родина? Подготовьте выразительное чтение стихотворения.
-
Работа с данным текстом помогает учащимся осознать, что великое рождается из малого (река, рожденная из маленького родника). Подвожу школьников к осознанию того, что в жизни человека тоже бывает так: наши маленькие дела становятся началом (родником) дел великих. Эти два текста тематически связаны. Их объединяет один и тот же образ – источник. В прозаическом тексте – это родничок, активный, деятельный, пробивающий себе дорогу. У Бунина это родник , «живой и звонкий», близкий и родной, как Родина.
-
Такая работа учит: Анализировать содержание и проблематику прочитанного текста; Комментировать проблемы исходного текста, позицию автора; Выражать и аргументировать собственное мнение; Последовательно и логично излагать мысли; Использовать в речи разнообразные грамматические формы и лексическое богатство языка; Оформлять высказывание в соответствии с орфографическими, пунктуационными, грамматическими и лексическими нормами современного русского языка.
-
«Хитрый текст» Учащихся привлекают тексты занимательного характера, тексты с необычными заданиями. Их можно использовать для реализации метапредметных связей , о которых заявлено в новых ФГОСах (русский язык + география; русский язык +биология; русский язык + литература), а также на уроках в конце четверти, когда ребята уже устали, а работать ещё надо. Ищем ответы в текстах Найдите в тексте замаскированные в предложениях названия 8 городов мира. Пример. Жил-был мальчик Аго. (Чикаго) Жил-был мальчик Аго. Он был очень сильным, но в городе был ещё один такой же силач, по кличке Реван. И решили они на спор убрать огромный камень, что на проспекте Герани. Словно слон, стал Реван толкать глыбу, но она не поддавалась. Аго же, не важничая, взял лопату и стал обкапывать камень со всех сторон. Тот так и ушел в землю, и Аго, мельче хоть размерами, чем Реван, победил. Ибо знание – сила, господа хорошие! Ответ: Чикаго, Ереван, Тегеран, Осло, Женева, Торонто, Гомель, Лагос.
-
*** Стихотворная игра В. Левина. Прочитайте запись и определите, текст это или нет. Ветер, ветер, ветер.(1) В почерневший сад(4). Тучи. Тучи. Тучи (5) Грустные сидят(8). Льется дождь колючий. (3) Мокрый листопад.(2) Взрослые и дети (7) По небу летят(6). Превратите эти строчки в стихотворный текст и запишите получившееся стихотворение в тетрадь. Придумайте заголовок к нему. Найдите в стихотворении слово с непроизносимой согласной в корне и подчеркните ее. Корень обозначьте графически.
-
*** Прочитайте предложения. Являются ли они текстом? Что нужно сделать, чтобы получился текст? Определите правильную последовательность предложений и запишите небольшой рассказ И. Соколова-Микитова. Птичка выпорхнула из куста черной смородины и закружилась над нашими головами. 2) Птички прилетели кормить птенцов и нас совсем не боялись. 3) Мы осторожно раздвинули густые зеленые ветки и увидели гнездышко. 4) В начале лета из голубых яичек вывелись желторотые голые птенчики. 5) В гнездышке лежали четыре голубых яичка. (Проверьте себя: 1, 3, 5, 2, 4.)
-
*** Работа с текстом (материал распечатан для каждого ученика). В жаркий летний полдень. Медом, полевыми цветами густо пахнет в жаркий день свежее сено. На крутом берегу, там, где начинается сосновый бор, высыпало земляники видимо-невидимо. Качается под ветром сухая трава. Гоняются над лугом друг за другом веселые стрекозы и перепархивают разноцветные бабочки. Между травинками по сухим земляным комочкам, по сухой траве спешат-бегут хлопотливые муравьи, несут травинки — строить себе высокий дом. Хорошо бегать по зеленому душистому лугу и, набегавшись, полежать в траве под березами. И, глядя в небо, слушать кукушку «Ку-ку! Ку-ку! Ку-ку!» — Это вам на счастье. «Ку-ку! ку-ку! ку-ку!» — Это вам на радость. «Ку-ку ку-ку! ку-ку!» — Это вам на веселье.(И. Соколов-Микитов) Прочитайте текст про себя и перескажите его. О чем говорится в тексте? Определите его тему и основную мысль. Что отражает заглавие этого текста? Озаглавьте отрывок по выраженному в нем чувству автора. (От того, что видит писатель, его охватывает веселые, радость жизни, и поэтому текст можно назвать «Радость жизни».)
-
*** Чтение и анализ отрывка из рассказа В. Бианки. Мы были на охоте в лесу. Втроем: сынишка, я и Джим. Джим — это собачка наша. Коротконожка, уши до земли, хвостик куцый. Замечательная охотничья собачка, хоть и старенькая... Необыкновенно умный и добрый у нас Джим. С другими собаками не дерется, никого никогда не кусает, всем знакомым людям при встрече хвостиком часто-часто машет и, знаете, так по-собачьи, приветливо улыбается. Беседа по содержанию: Как автор относится к Джиму? По каким словам это можно определить? Выпишите из текста слова, которые описывают характер Джима. Добавьте к характеристике собаки свои слова. Какова основная мысль этого отрывка? Выражена ли она автором прямо или содержится в самом тексте?
-
*** Редактированиеученического сочинения. Наш сад красивый. Слева от сада темный старый колодец. За ним плещется и журчит веселая речка. На крутом ее берегу поставили памятник героям войны. А за речкой простираются поля золотой пшеницы. С одной стороны поля посажен совсем молодой лесок. Чтение текста, определение его основной мысли. В каком предложении она выражена? Развивается ли мысль, выраженная в начале абзаца? В основной части? Исправьте текст, придумав продолжение (т. е. развив основную мысль). Исправленный вариант запишите.
-
***Работа с текстом,записанным на доске или распечатанным для каждого ученика. Прочитайте предложения. Запишите их правильно в зависимости от значения корня в выделенных словах. Рядом запишите проверочные слова, графически обозначая в них корень. Лу(г/к) благоухает свежим запахом скошенных трав. Разведчики залегли в густом кустарнике, который ро(з/с) перед ними, и увидели плывущий по реке пло(т/д). Щенок мо(г/к) под дождем, и я не мо(г/к) не взять его в дом. Ве(з/с)ти за собой туристов по узкой тропинке было трудно. На какие правила вы опирались, выполняя это упражнение?
-
*** Восстановите первоначальный текст (материал распечатан), поставив слова с основой на шипящий в единственное число. Летние ночи коротки. Скоро первые лучи солнца заглянули в палатку и разбудили меня. Товарищи мои забрались под плащи и крепко спали. Я достал обручи, мячи и вышел из палатки. Поглядел на шалаши , где спали сторожа. Там было тихо. Я пошел на речку. На берегу шуршали от ветра камыши. Над моей головой пролетали стрижи.
-
*** А4. В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст? 1.Обучали солдат иноземцы, занимавшие офицерские должности. 2.В потешных войсках Петра всё было как в настоящей армии. 3.Он записался сначала барабанщиком, а потом рядовым солдатом в роту. 4.Царь же не имел никаких преимуществ перед другими. А.2,1,4,3 Б.1,3,2,4 В.2,4,3,1 Г.3,4,1,2
-
*** Письмо по памяти. Запишите по памяти отрывок из стихотворения. Расставьте ударения в словах. Подчеркните те слова, в которых не совпадает количество букв и звуков. Льет дождь, холодный, точно лед. Кружатся листья по полянам, И гуси длинным караваном Над лесом держат перелёт. (И. Бунин)
-
Использование текста при обучению русскому языку создает условия для осуществления личностно-ориентированной педагогики –эта работа позволяет воспитывать свободную личность, наделенную субъективным опытом и реализовавшую свои способности и возможности на интеллектуальном, речевом, духовно-нравственном уровне.
ГИА-9 Консультация № 3 1.12.2010
-
Литература по теме
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.