Содержание
-
РАССУЖДЕНИЕ НА ДИСКУССИОННУЮ ТЕМУ
-
Цели: продолжить работу над формированием грамотного коммуникатора; закрепить умения участвовать в дискуссии, аргументированно отстаивать собственную точку зрения, строить логически стройную систему доказательств.
-
Тип урока: развитие речи.
Оборудование:1) текст о манере вести спор (вывести на слайд или индивидуально каждому учащемуся); 2) памятка «Как правильно критиковать людей» (каждому); 3) индивидуальные листы-опросники по произведению Д. Лихачева «Искусство ошибаться»; 4) репродукция картины Ю. Пименова «Спор» (из учебника).
-
I. Слово учителя.
– Ребята, приходилось ли вам в жизни дискутировать? (Какие синонимы мы можем подобрать к слову «дискутировать»?) Получалось ли у вас грамотно вести спор? Убеждали ли вы своего собеседника в собственной правоте? Сегодня мы поучимся это делать.
II. Словарная работа:дискуссия.
III. Знакомство учащихся с предложенным
-
Знаете ли вы, что существует множество разновидностей манеры вести спор? Понаблюдайте за своими товарищами во время диспута, дискуссии, полемики – вы, конечно, убедитесь, что ведут они себя по-разному.
Одни, например, держатся уважительно по отношению друг к другу, не прибегая к нечестным приемам и уловкам, не допускают резкого тона. Они внимательно анализируют доводы, которые предлагает оппонент, и основательно аргументируют свою позицию. Как правило, во время такого спора стороны испытывают глубокое удовлетворение, желание разобраться в обсуждаемых проблемах.
-
Другие же, вступив в спор, начинают себя чувствовать как на войне, поэтому они применяют непозволительные уловки. Главное – наголову разбить противника, поставив его в невыгодное, с их точки зрения, положение. Значит, и вам нужно находиться в боевой готовности.
Наконец, есть и такие горе-спорщики, которые ведут себя самым непозволительным образом. Они в грубой форме обрывают оппонента, унижают его оскорбительными выпадами, говорят пренебрежительным или оскорбительным тоном, насмешливо переглядываются со слушателями, одним словом, ведут себя как невоспитанные люди.
-
Таким образом, поведение полемистов, безусловно, влияет на успех обсуждения, поэтому понимание особенностей манеры спорить, умение на лету уловить изменения в поведении своих оппонентов, конечно, позволяет лучше ориентироваться в споре, наиболее точно выбирать вариант собственного поведения и определять тактику в споре.
-
Задание: дать объяснение лексического значения слов аргумент, тезис, позиция, оппонент, собеседник, полемика. Обратить внимание на их правописание, внести в словарик.
-
IV. Беседа по тексту.
– Какие существуют способы вести спор?
– Какой вам кажется наиболее приемлемым?
– Какие приемы можно использовать во время дискуссии?
– Рассмотрите полемистов на репродукции картины Ю. Пименова «Спор». Какую манеру вести спор они предпочитают? По каким деталям можно сделать такой вывод?
– Приходится ли во время спора критиковать собеседника? Как это правильно сделать? Воспользуйтесь советом Д. Карнеги.
Памятка раздается каждому ученику.
Как правильно критиковать людей
-
Как правильно критиковать людей
Правило 1: начинайте с похвалы и искренних достоинств собеседника.
Правило 2: указывайте на ошибки других не прямо, а косвенно.
Правило 3: сначала поговорите о собственных ошибках, а затем уж критикуйте своего собеседника.
Правило 4: задавайте собеседнику вопросы, вместо того чтобы ему что-то приказывать.
Правило 5: давайте людям возможность спасти свой престиж.
Правило 6: выражайте людям одобрение по поводу малейшей их удачи и отмечайте каждый их успех. Будьте чистосердечны в своей оценке и щедры на похвалу.
Правило 7: создавайте людям хорошую репутацию, которую они будут стараться оправдать.
Правило 8: прибегайте к поощрению. Создавайте впечатление, что ошибка, которую вы хотите видеть исправленной, легко исправима. Делайте вид, чтобы то, на что вы побуждаете людей, казалось им нетрудным.
Правило 9: добивайтесь, чтобы люди были рады сделать то, что вы предлагаете.
-
V. Работа по индивидуальным листам-опросникам.
Письма о добром и прекрасном.
Письмо восемнадцатое.
-
Искусство ошибаться
Я не люблю смотреть телевизионные передачи. Но были программы, которые я смотрел всегда: танцы на льду. Потом я устал от них и смотреть перестал – перестал систематически, смотрю только эпизодически. Больше всего мне нравится, когда те, кого считают слабыми или кто еще не вошел в обоймы «признанных», выступают удачно. Удача начинающих или удача неудачливых приносит гораздо более удовлетворения, чем удача удачников
-
Но дело не в этом, больше всего меня восхищает, как «конькобежец» (так в старину называли спортсменов на льду) выправляет свои ошибки во время танца. Упал и встает, быстро вступая снова в танец, и ведет этот танец так, точно падения и не было, – это искусство, огромное искусство.
Но ведь в жизни ошибок бывает гораздо больше, чем на ледяном поле. И надо уметь выходить из ошибок: исправлять их немедленно и… красиво. Да, именно красиво.
-
Когда человек упорствует в своей ошибке или чересчур переживает, думает, что «жизнь кончилась», «все погибло», – это досадно и для него и для окружающих. Окружающие испытывают неловкость не от самой ошибки, а от того, какое недоумение проявляет ошибшийся в ее исправлении.
-
Признаться в своей ошибке перед самим собой (не обязательно делать это публично: тогда это либо стыдно, либо рисовка) не всегда легко, нужен опыт. Нужен опыт, чтобы после совершенной ошибки как можно скорее и как можно легче включиться в работу, продолжить ее. И окружающим не надо понуждать человека к признанию ошибки, надо побуждать к ее исправлению; реагируя так, как реагируют зрители на соревнованиях, иногда даже награждая упавшего и легко исправившего свою ошибку радостными аплодисментами при первом же удобном случае.
(Д. С. Лихачев.)
-
Задания:
- Умеешь ли ты ошибаться?
- Помог ли тебе автор текста своими советами?
- Какова тема текста?
- Сколько проблем поднимает автор?
- Какая из них тебе наиболее близка?
- Составь тезисный план текста.
- Какие фразы из текста тебе кажутся ключевыми? (Подчеркни их.)
- Выражена ли позиция автора открыто? В чем она заключена? (Подчеркни ее.)
-
- Какова идея текста?
- Согласен ли ты с мнением автора: «И окружающим не надо понуждать человека к признанию ошибки…»?
- Вырази свое мнение по данному вопросу, аргументируй его.
- Как выполнить совет Лихачева: «…надо побуждать к ее исправлению…»?
- Заполни таблицу, воспользовавшись текстом Лихачева.
-
Как поступить, если ты ошибся?
Можно Нельзя
VI. Дискуссия с опорой на письменные замечания в листах-опросниках.
Домашнее задание: создать памятку «Правила ведения дискуссии». Словарное слово: трасса.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.