Содержание
-
Разработка вопросов и заданий на основе таксономии Б. Блума в ДОУ на примере русской народной сказки «Гуси - лебеди».Воспитатель первой квалификационной категорииИванченко Елена Алексеевна
-
Таксономия Блума – что это такое. Таксономия целей Блума помогает правильно определить задачи обучения. Многим кажется, что это – получение знаний. Но на самом деле школы и другие учебные заведения должны научить анализировать полученную информацию, сопоставлять ее и делать выводы. Как это сделать? Если сказать кратко, таксономия Блума — это классификация педагогических целей. Ее создатель, как видно из названия, — профессор педагогики Чикагского Университета Бенджамин Блум. В 50-е годы прошлого столетия он пытался систематизировать цели и задачи обучения. Результатом этой работы и стала теория, которая по прошествии десятков лет вызывает массу споров. Но при этом активно используется при создании образовательных программ. Можно сказать, что таксономия Блума — это педагогическая методика по запоминанию и усвоению знаний.
-
О таксономииНаиболее разработана и часто используется классификация целей в рамкахпознавательной области, она представляет собой иерархическую шестиуровневую структуру:• знание,• понимание,• применение,• анализ,• синтез,• оценка.
-
Уровень знания. Это самый нижний, начальный уровень. Все цели, относящиеся к этому уровню, формулируются в терминах воспроизведения. Например: назвать, перечислить. Здесь достаточно познакомить воспитанников с соответствующей информацией так, чтобы они смогли ее повторить. Примерные вопросы:1. Вспомни, куда так спешила Аленушка после ухода родителей?2. Опиши, где живет Баба – яга?3. Расскажи, как помогла яблонька (печка, речка) Аленушке с братцем?4. Перечисли всех героев этой сказки.
-
Уровень понимания.Чтобы продемонстрировать достижение этого уровня, воспитанник должны изложить изучаемый материал своими словами. Способность изложить информацию своими словами подтверждает, что воспитанники ее усвоили (произошло запечатление информации и её переработка).Примерные вопросы:1. Кто автор этой сказки? Почему ты так решил?2. Объясни, почему гуси-лебеди забрали братца?3. Сделай вывод и озвучь, что было бы с Аленушкой и братцем, если быпечка не захотела им помогать?4. Можно ли сказать, что эта сказка учит исправлять свои ошибки?5. Подтверди примерами, что ради спасения брата девочке пришлось преодолевать множество препятствий, но она всё-таки сумела вернуть егодомой.
-
Уровень применения. На этом уровне цели формулируются в терминах применения полученных знаний в изученной и новой (частично измененной или новой) ситуации.Примерные вопросы: 1. Покажи с ребятами, как можно поиграть в эту сказку.2. Реши, какой план можно составить к сказке.3. Отбери героев из предложенных и разыграй сказку.4. Проведи эксперимент и подумай, за что ты можешь быть благодарен другу?5. Дополни и подтверди, что семья - самое дорогое, что есть у человека.
-
Уровень анализа.Цели данного уровня предполагают, что воспитанники в состоянии разделить изученный материал на отдельные составляющие. Примерные вопросы: 1. Разбери сказку на части.2. Проанализируй мысль, если совершил оплошность, умей исправить ее последствия.3. Систематизируй сюжет и подумай, можно ли назвать путь в сказке –зеркальным? (сказка «Гуси-Лебеди» показывает «зеркальный путь» следующую дорогу: Аленушка идёт к реке, к яблоне, к печке, обратновозвращается по той же дороге уже вместе с братом.)4. Сравни три главные мысли сказки и приведи примеры. (1 - делай людям добро, и оно вернется к тебе в трудную минуту;2 – слушайтесь маму и папу и все будет с вами в порядке; 3 - если что-то натворил, постарайся исправить это и тогда тебя не накажут).5. Сравни: какими словами встретила Аленушка яблоню (печку) при первой и второй встрече.
-
Уровень синтеза. Достигнув целей этого уровня, воспитанники могут эффективно комбинировать усвоенные знания, формировать из них новые конструкции. Примерные вопросы: 1. Представь, что Аленушка не оставляла братика одного, чем бы закончилась сказка?2. Придумай конец сказки, если бы Аленушка не одумалась и струсила.3. Добавь дополнительного героя в сказку, кто это будет?
-
Уровень оценки.Это самый высокий, шестой уровень, на котором воспитанники демонстрируют отношения, делают содержательные оценочные суждения об изученном материале, о новых данных, относящихся к изученной области.Примерные вопросы:1.Можно ли судить о том, что в сказке главными темами являются забота о родных людях и ответственность за их судьбу?2. Верно ли утверждение: если поможешь кому-нибудь, то и он поможет тебе в ответ? Почему?3. Верно ли утверждение: если не слушаться родителей может случиться беда? Почему?4. Какие важные черты качества характера проявила Аленушка, спасая брата?5. Обобщи и скажи, чему можно научиться при прочтении этой сказки?6. Можно ли объявить ребятам, что это хорошая поучительная сказка о добре и зле? Почему?7. Дай оценку сказки "Гуси-лебеди" и подтверди, что она построена в первую очередь на семейных ценностях, учит дорожить близкими и помогать им.
-
Молодцы!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.