Содержание
-
"Развитие познавательно-речевой сферы воспитанников дома ребенка"
Подготовила учитель-дефектологФильева С.А. г. Кузнецк Октябрь 2020г. Семинар - практикум для воспитателей ГБУЗ «Пензенский дом ребенка»
-
«Внешняя среда выступает не только как условиеформирования психики,но и как источник ее развития» (Л.С. Выготский)
-
Цель:Оказание помощи воспитателям в выборе форм и методов развития познавательно-речевой сферы детей. Задачи: обозначить актуальность проблемы развития познавательно-речевой сферы детей; познакомить с этапами и приемами, используемые при формировании познавательно-речевого развития; решение практических ситуаций и обсуждение проблемных вопросов по познавательно - речевому развитию воспитанников дома ребенка; оказание помощи воспитателям в проведении НОД по познавательному и речевому развитию.
-
Приоритетом развития ребенка младенческого и раннего возраста является познание окружающего мира, которое строится на основе образов восприятия. Восприятие предметов и явлений (сенсорное развитие) становится предпосылкой развития таких психических процессов как внимание, память, речь, мышление и воображение. Л.С.Выготский подчеркивал, что все психические процессы в этом возрасте развиваются «вокруг восприятия, через восприятия и с помощью восприятия». Полноценное развитие любого ребенка невозможно без развития речи. Развивать речь ребенка, не включая его в познавательную деятельность невозможно, т.к. речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей, делая ее более целенаправленной и осознанной.
-
Основные задачи познавательно - речевой деятельности:
Обогащать познавательную сферу детей информацией через НОД, наблюдения, предметную, игровую и продуктивную деятельность, речь. Обогащать эмоционально-чувственный опыт в процессе непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми. Поддерживать условия для развития познавательно-речевых процессов воспитанников дома ребенка во всех видах деятельности.
-
Основные направления педагогической работы в сфере познавательно - речевого развития воспитанников дома ребенка
Обеспечение сохранения и укрепления здоровья наших воспитанников; изменение содержания, форм и методов организации образовательного процесса, использование современ-ныхобразовательных технологий развития детей младенческого и раннего возраста, в том числе современных технологий познавательного и речевого развития; совершенствование развивающей предметно-пространственной среды; установление партнерских отношений между педагогами и специалистами, обеспечивающих качественное сопровождение ребёнка в образова-тельном процессе.
-
Методы и приемы развития речи у детей младенческого и раннего возраста в условиях дома ребенка
рассматривание и обыгрывание игрушек с называ-ниемпредметов и действий с ним; чтение потешек, стихов, соответствующих возрасту в сопровождении иллюстраций или игрушек; использование малых фольклорных форм в режимных моментах; игры с мелкой и крупной мозаикой, шнуровками и застёжками, прищепками, с разными видами конструкторов для развития мелкой моторики; применение жестов, пиктограмм, мнемодорожек.
-
Сенсорное развитие
-
Этапы сенсорного развития с рождения до 4-х летнего возраста
I. РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ
-
II. Знакомство детей со свойствами предметовФорма. Величина. Цвет.
Зрительно-моторная координация 1-6 мес 6-12 мес 1г-1,6г. 2г.-2,6г. 3г. к 4 г.
-
Способы действия ребенка с предметами
-
Развитие речи
-
Основные тенденции в развитии речи детей младенческого и раннего возраста
Импрессивная речь Экспрессивная речь Слова-названия Слова-укаазания Инструкция Текст Рассказы Гуление, лепет Аморфные слова Слова-предложения «Телеграфная речь» (двухсловная) Полная фраза Рассказ об увиден-ном
-
Этапы формирования импрессивной стороны речи
Узнавание названных предметов. Узнавание названных предметов на картинном материале. Соотнесение предмета с картинкой. Воспроизведение простых действий. Узнавание частей тела. Узнавание простых действий на сюжетной картинке.
-
Этапы активации речи
Гласные звуки. 1 слог или два одинаковых слога (ма, га-га..). Однословное оречевление(мяу, му, би, ту т.п). Двусложные слова (ляля, баба, киса…). Формирование фразы со словами: вот, на, дай, тут. Простая фраза (это субъект и его действие — «дядя тук»; действие и объект — «дай ляля»). Трехсловная фраза (с применением пиктограмм) Развернутая фраза (развитие грамматического строя речи: ед, мн.ч сущ. и гл; согласование между частями речи, использование предлогов, уменьшительно-ласкательных суффиксов…)
-
Развитее познавательно-речевой сферы во время прогулки.
-
Гуляя можно не только укреплять здоровье, но и развивать малыша: закрепляйте представление о цвете, форме и величине; количественный счет; пространственные представления; старайтесь больше разговаривать с детьми, называть все, что видите вокруг. Рассказывайте, что делают люди; объясните, какие происходят изменения в природе; закрепляйте речевые навыки детей по лексическим темам: «Одежда», «Осень», «Зима», «Лето», «Игрушки», «Город», «Транспорт», «Птицы» и другие.
-
Практическая часть семинара
Воспитатели представляют фрагменты НОД по сенсорному и речевому развитию Обсуждение представленного материала
-
Приемы, используемые при формировании познавательно-речевого развития
Наглядные- наблюдения, рассматривание игрушек, картинок, демонстрация презентаций. Практические- упражнения, игры, продуктивные виды деятельности. Словесные – потешки, прибаутки, рассказ, чтение, вопросы, беседы.
-
ВАЖНО
1. Богатая и разнообразная сенсорная среда, в которой малыши активно действуют, является важнейшей предпосылкой умственного развития. 2. На начальных этапах активации речи Необходимы жестовые, артикуляционные и мимические подсказки формируем связь между зрительным восприятием и словом. Активизация звукоподражаний из одного слога, потом из двух. Показывая предметы или картинки обязательно оречевляем, формируем связь между зрительным восприятием и словом
-
3. Больше внимания уделять: пению песенок, соответствующих времени года, определенной теме, предметам, ежедневно находящимся в поле зрения ребенка, которые позволяют увидеть предметы, явления с новой стороны; ежедневным, систематическим пальчиковым играм, имеющим ритмическую стихотворную форму, позволяющую расширить пассивный словарь и знания об окружающем (о семье, о мебели, количественный и порядковый счет и др.); современным психомоторным практикам (кинезиологическим методам - развитию через движения); обыгрыванию диалогов между игрушками, имитированию в сопровождении с текстом действий предметов; использованию игр, направленных на совершенствование мимических мышц лица, пропеванию артикуляционных песенок, позволяющих правильно производить выдох и произносить гласные звуки; использованию в режимных моментах стихотворных форм при организации подвижных и хороводных игр, имитации движений зверей, деревьев и пр.; развитию познавательно-речевой сферы во время прогулки.
-
Только развиваясь самим, мы можем развить ребенка.
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.