Презентация на тему "Развитие творческих способностей и личности учащихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время"

Презентация: Развитие творческих способностей и личности учащихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время
Включить эффекты
1 из 27
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация на тему "Развитие творческих способностей и личности учащихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время" по русскому языку. Состоит из 27 слайдов. Размер файла 1.69 Мб. Каталог презентаций в формате powerpoint. Можно бесплатно скачать материал к себе на компьютер или смотреть его онлайн с анимацией.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    27
  • Слова
    русский язык
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Развитие творческих способностей и личности учащихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время
    Слайд 1

    «Развитие творческих способностей и личности учащихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время». Выполнила: Карпачёва Людмила Кирилловна, учитель русского языка и литературы 2010 г.

  • Слайд 2

    "Всеми возможными способами нужно воспламенять в детях горячее стремление к знанию и учению. Ученик будет сгорать от нетерпения учиться, не боясь никаких трудов, если учитель сможет развить в детях интерес и творческий подход к учению".

  • Слайд 3

    Содержание

    Введение I. Изложение - традиционный вид учебной работы по развитию творческих способностей школьников II. Технология развития мыслительной активности учащихся на уроках русского языка и литературы при обучении сочинениям различных жанров III. Работа над пониманием текста IV. Поэтические опыты учащихся V. Работа с «Пушкинскими проповедями» VI. Организация внеклассной работы Заключение Список литературы Приложение

  • Слайд 4

    Творчество - самый мощный импульс в развитии ребенка. Потенциальная гениальность живет в каждом человеке. Но сами дети не ощущают в себе присутствие гениальности. Задача учителя - развивать творческие силы в маленьком человеке. В творчестве происходит слияние человека с его делом, если это дело человека захватывает, увлекает. В высший момент творчества этот человек поглощен полностью предметом труда. Как у Пушкина: «И забываю мир…» Задача педагога, особенно словесника, заключается в развитии творческой индивидуальности ребёнка. По утверждению психолога Л. С. Выготского, творчество - норма детского развития.

  • Слайд 5

    Изложение - традиционный вид учебной работы по развитию творческих способностей школьников

    Работа над изложением обогащает словарь школьников, совершенствует синтаксический строй их речи, позволяет совершенствовать их грамотность, наконец, формирует навыки слушания, запоминания и воспроизведения в письменной форме исходного текста.

  • Слайд 6

    «И глобальное и детальное слушание могут сопровождаться дополнительной установкой на критическое слушание, которое предполагает критическое осмысление воспринятого на слух: формирование и выражение своей точки зрения на то чем, о чем и как говорится в тексте; мотивированное согласие или несогласие с основной мыслью автора, аргументацию своей точки зрения на затронутую в тексте проблему». (Приложение 1)

  • Слайд 7

    II. Технология развития мыслительной активности учащихся на уроках русского языка и литературы при обучении сочинениям различных жанров

    Технология развития творческих способностей и личности школьников на уроках русского языка и литературы представляет систему, состоящую из: -некоторого диагностичного и операционального представления планируемых результатов обучения; -средств диагностики текущего состояния и тенденции ближайшего развития обучаемых; - набора моделей обучения; -критериев набора или построения оптимальной модели для данных конкретных условий.

  • Слайд 8

    Модель обучения – эта система, в которую входят методы и организационные формы обучения, образующие ее дидактическую основу, и педагогическая техника, включающая средства и приемы.

  • Слайд 9

    Сочинения - ценнейший вид упражнений в развитии ума и речи, и начинать их надо как можно раньше.

  • Слайд 10

    Удачная работа - это сочинения по репродукциям картин известных художников, рисункам и по иллюстрациям самих школьников. Можно под картинами поставить цифры 1, 2, 3 - вот и готов план рассказа.

  • Слайд 11
  • Слайд 12
  • Слайд 13

    Индивидуальные сочинения развивающе действуют на учеников вообще; развитому же легче дается и орфография. Уже давно отмечено, что содержание детских сочинений отличается удивительным разнообразием, простотой и в то же время свежестью изложения.

  • Слайд 14

    Отрывок из сочинения «Русский язык - родной язык» (Лямкина Галина).

    Мы в России родились И живем здесь по сей день, Хоть и варвары лихие Жить мешали годы в ней. Но прошла орда златая. Победили мы врага, Победили иноземцев И останемся всегда Жить, любить, мечтать в России. И на русском языке изъясняться будем гордо: Русский - наш родной язык!

  • Слайд 15

    Сочинения - письма

    Составление писем деловых, дружеских, юмористических, наконец, - опять-таки ценнейший вид письменных упражнений. «Письмо ветерану»(Лемихова Полина) (Приложение 4) «Письмо А.С. Пушкину» (Семичастнова Екатерина). (Приложение 5)

  • Слайд 16

    Сочинение-компиляция, то есть сочинение с использованием ранее изученного.

    На уроках литературы после изучения стихотворения Марины Цветаевой «Красною кистью рябина зажглась ...», детям предлагается написать сочинение на тему «Рябина осенью». Подобного рода сочинениями достигается, с одной стороны, умелое использование знаний, а с другой стороны, - развиваются комбинаторские способности мышления.

  • Слайд 17

    Работа в газете.

    Класс – это редакция, каждый ученик - ответственный редактор. В записные книжки ребята собирают рабочий материал: слова, словосочетания, зарисовки для будущих заметок, статей. Результат – это выпуск рукописного журнала, сотрудничество с местной газетой. Дети работают с удовольствием, никто не остается равнодушным. Учащиеся спешат поделиться увиденным и услышанным.

  • Слайд 18

    Интерпретация

    На уроках литературы необходимо отводить время для знакомства учащихся с разновидностями жанра рецензии: литературно-критической или публицистической статьей, эссе, развернутой аннотацией. Главное, чего нужно добиться от старшеклассников, которые дают рецензию на изученные произведения, - это попытка разобраться в своих впечатлениях от прочитанного. Эмоциональное погружение в текст - первый этап постижения произведения. Важно воспитать у школьников привычку к перечитыванию особого рода, с целью проверить впечатления, адекватные авторскому замыслу. Проверка проходит в ходе анализа художественного текста; ее результат- создание собственной интерпретации произведения, то есть оценка, толкование, трактовка произведения в форме аргументированного высказывания. Интерпретация - это разговор с самим собой. (Приложение 8)

  • Слайд 19

    III. Работа над пониманием текста

    Начинать работу над пониманием текста нужно как можно раньше, уже с пятиклассниками, так как это способствует развитию творческих способностей детей. Чего потребует от учителя работа над обучением пониманию текста? Безусловно, времени, усилий, творчества. Психологами доказано, что при работе с текстом ярче проявляется индивидуальность ребенка и взрослого. Анализ дает пищу для размышлений, для совместной выработки нравственной позиции, что и воспитывает Читателя. Но это не всеобъемлющий подход, скрывающий инициативу детей. Очень важно, чтобы ученик попробовал свои силы в сочинительстве, - это увлекает детей.

  • Слайд 20

    IV. Поэтические опыты учащихся

    РОЗА Друзья мне розы подарили, Домой скорей их принесла, Бутончики в горшочке были. Я место на окне нашла. Летели дни - бутон изящный Возник из нескольких листов, И первый лепесток прекрасный Вдруг показался из оков. Я розой долго любовалась, Дарила ей свои мечты, Но кошка шустрая подкралась И ... откусила лепестки.

  • Слайд 21

    О роза, роза! Ты красива, Ясна, мила, но горделива. Тобой любуюсь не напрасно, Ты утром, как любовь, прекрасна, Когда роса блестит звездой, Все восхищаются тобой! Тебя измучили шипы, Но не найдешь в саду тропы, Где не было бы лепестка Сего прелестного цветка!

  • Слайд 22

    Упражнения по анализу учащимися их собственных произведений. Ученики получают задания проверить знания при разборе своих произведений: найти стилистические фигуры, риторические вопросы, указать метафоры, эпитеты, их роль в тексте, определить строфику, виды рифмы, стихотворные размеры. Кроме того, подобные задания прививают художественный вкус, воспитывают потребность в самостоятельной работе, раскрывают индивидуальные способности ребенка. После проведения урока в 8 классе по рассказу Л. С. Патрушевской «Глюк» как зеркало социальных и нравственных проблем современного общества учащимся было дано задание ответить на вопрос «Каково влияние зла окружающего мира на молодое поколение?». Урок и продукт деятельности восьмиклассников представлен в (Приложении 9)

  • Слайд 23

    V. Работа с Пушкинскими проповедями»

    Развитию умения мыслить, рассуждать, дискутировать, облекать свои мысли в хорошую словесную форму очень помогает работа с «Пушкинскими проповедями», которые так талантливо составил удивительный педагог С.Л. Соловейчик. Все проповеди предлагается обсудить учащимся, высказать свое мнение. (Приложение 10) Воспитательная сила этих проповедей огромна. «Душа твоя чиста; унынье чуждо ей; Светла, как ясный день, младенческая совесть», - писал А.С. Пушкин. Прослушав эти строки, учащиеся отвечают на вопросы: Что такое уныние? Имеем ли мы право предаваться ему? Что есть надежда? Изучение подобных проповедей помогает школьникам с особой теплотой познавать уроки доброты, радости, открытой и тихой грусти, настраивать свои души на волну любви и внимания.

  • Слайд 24

    VI. Организация внеклассной работы

    Внеклассная работа по русскому языку и литературе помогает пробудить и поддерживать интерес школьников к предметам, позволяет ярко, эмоционально представить язык не только как знаковую речевую систему, но и как часть духовной жизни народа. Ежегодно в школе проходит неделя русского языка и литературы. В рамках недели проводятся КВН, лингвистические конкурсы «Слова и буквы», «Загадочные круги», «Магическое слово», литературные праздники: «Лицей начало положил», «Я вас любил», инсценировки по произведениям А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя. Дети инсценируют отрывки из литературных произведений, читают стихи известных поэтов и свои собственные, звучит классическая музыка. Класс превращается в вечернее кафе: столы накрыты нарядными скатертями, на столе подсвечники со свечами, таинственно горящими и тихо потрескивающими. В такой обстановке не слышно громких голосов, шума, дети настраиваются на особую лирическую волну, и час пролетает незаметно.

  • Слайд 25

    Экскурсии в лес, изучение литературы Дальнего Востока помогают школьникам создавать свои сказки. (Приложение 11) Старшеклассники участвуют в написании конкурсных сочинений. Сочинение Семичастновой Екатерины «Край света» заняло I место в районной краеведческой олимпиаде. (Приложение 12).

  • Слайд 26

    Заключение

    «Глина, из которой ты слеплен, высохла и затвердела, и уже ничто и никто на свете не сумеет пробудить в тебе уснувшего музыканта, или поэта, или астронома, который, быть может, жил в тебе когда-то», - эти пронизанные болью слова Актуана де Сент- Экзюпери, как будто обращены к каждому учителю. Все, что нужно для того, чтобы учащиеся смогли проявить свои дарования, - это умелое руководство со стороны взрослых.

  • Слайд 27

    Список литературы:

    А.А. Потебня «Речь и понимание». М., 1990 г. А.А. Потебня «Слово и его свойства». М., 1990 г. А.А. Потебня «Теоретическая поэтика». М., 1990 г. А.Я. Пономарёв «Фазы творческого процесса». М., 1983 г. Л.А. Александрова Развитие личности школьника в условиях новой образовательной среды. // Образование в современной школе.- 2005.- № 5. – С.53-56. Л.А. Ашевская Развитие творческих способностей и личности учащихся. // Русский язык в школе. – 2001. - № 6. – С. 21-25. Л.З. Красновский Подготовка к сочинениям на основе театральных впечатлений. // Русский язык в школе. – 2004. - № 4. – С. 28-32. М.Р. Львов «Словарь - справочник по методике русского языка». М., 1997 г. Н.К. Винокурова Управление процессом развития творческих способностей школьников. // Завуч. – 1998. - № 4. – С. 18-37. Т.М. Жукова Развитие человека есть развитие его способностей. // Одаренный ребенок.- 2006.- № 1.- С. 46-51.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке