Содержание
-
Реализация системно-деятельностного подхода на уроках русского языка в начальной школе
-
Системно - деятельностный подход
2 Организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. Ключевыми моментами деятельностного подхода является постепенный уход от информационного репродуктивного знания к знанию действия.
-
Дидактические принципы
3 Принцип деятельности Принцип непрерывности Принцип целостности Принцип минимакса Принцип психологической комфортности Принцип вариативности Принцип творчества
-
Этапы урока
4 1. Мотивация к учебной деятельности 2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии 3. Выявление места и причины затруднения 4. Построение проекта выхода из затруднения 5. Реализация построенного проекта 6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону 8. Включение в систему знаний и повторение 9. Рефлексия учебной деятельности
-
Системно-деятельностный подход предполагает
воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального состава; переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
-
ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира; признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;
-
учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения; обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования; разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.
-
Результаты изучения учебного предмета «Русский язык»
Личностные результаты изучения русского языка в начальной школе: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
-
Метапредметные результаты изучения русского языка в начальной школе: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения; понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.
-
Предметные результаты изучения русского языка в начальной школе: овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; умение проверять написанное; умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение; способность контролировать свои действия, проверять написанное.
-
Урок русского языка
Требования к деятельности ученика на уроке Мобилизующий этап 1) Выполняя предложенные учителем задания частично поискового характера, ученик определяет тему урока; 2) пользуясь опорной схемой, формулирует цели урока, создаёт установку на их реализацию; 3) актуализирует имеющиеся знания, применяя их в практической деятельности. Этап овладения новыми знаниями 1) Формулирует задания к упражнениям; 2) выполняет упражнения, комментируя и поясняя свои действия; 3) формулирует новое правило на основе анализа предложенного учителем материала. Рефлексия 1) Вспоминает ход урока; 2) анализирует свою деятельность (деятельность одноклассников); 3) формулирует свои впечатления.
-
Требования к деятельности учителя на уроке 1) Чётко и точно формулирует задания. 2) Не даёт новые знания ученикам в готовом виде. 3) Не повторяет задание 2 раза. 4) Не комментирует ответы учеников и не исправляет их, предлагая это сделать самим ученикам. 5) Не повторяет то, что уже сказали ученики. 6) Предугадывает затруднения учеников и меняет по ходу урока задание, если дети не смогли его выполнить с первого раза. 7) Подбирает задания комплексного характера.
-
Психологические требования к уроку
Соотношение нагрузки напамять и мышление учащихся Определение объема воспроизводящей и творческой деятельности учащихся Сочетание усвоения знаний в готовом виде и в процессе самостоятельного поиска Учет контроля, анализа оценки деятельности школьников, осуществляемых учителем, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа
-
Организация познавательной деятельности
Планирование путейвосприятия учениками изучаемых объектов и явлений, их осмысления Использование установок в форме убеждения, внушения Планирование устойчивого внимания и сосредоточенности Использование различных форм работы для актуализации в памяти ранее усвоенных знаний и умений, необходимых для восприятия новых Планирование приемов и форм работы, обеспечивающих активность и самостоятельность мышления учащихся Предупреждение механического переноса умений и навыков на новые условия работы
-
Новые типы уроков деятельностной направленности
урок открытия новых знаний урок-рефлексия урок развивающего контроля
-
Структура урока открытия новых знаний
1. Мотивация к учебной деятельности (организационный момент): 1) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»); 2) выделяется содержательная область («могу»). 2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности: 1) актуализация знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; 2) тренировка соответствующих мыслительных операций. Затем создается затруднение в индивидуальной деятельности учащихся, которое фиксируется ими самими. 3. Постановка учебной задачи: учащиеся соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т. д.) и на этой основе выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения. Учитель организует коммуникативную деятельность учеников по исследованию возникшей проблемной ситуации в форме эвристической беседы. Завершение этапа связано с постановкой цели и формулировкой (или уточнением) темы урока.
-
4. Построение проекта выхода из затруднения («открытие» детьми нового знания). Учащиеся выбирают метод разрешения проблемной ситуации, выдвигают и проверяют гипотезу. Учитель организует коллективную деятельность детей. В завершение устанавливается, что учебная задача разрешена. 5.Первичное закрепление во внешней речи. Учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием установленного алгоритма во внешней речи. 6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания на применение нового способа действий, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с образцом, и сами оценивают ее. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации ситуации успеха, способствующей включению учащихся в дальнейшую познавательную деятельность. 7. Включение в систему знаний и повторение. Новое знание включается в систему знаний. При необходимости выполняются задания на тренировку ранее изученных алгоритмов и подготовку введения нового знания на последующих уроках. 8. Рефлексия деятельности (итог урока).
-
Структура урока рефлексии
1. Самоопределение к деятельности: учитель формулирует цель урока и устанавливает тематические рамки повторяемого содержания; включается эмоциональный компонент, основанный на положительном опыте прошлых уроков. 2. Актуализация знаний: 1) организуется повторение используемых способов действий (норм) — понятий, алгоритмов (правил), свойств — с фиксацией соответствующих эталонов; 2) проводится самостоятельная работа (в форме индивидуальной деятельности), которая завершается самопроверкой учащимися по готовому образцу своих работ и фиксацией ошибок. 3. Локализация затруднений (этап, аналогичный постановке учебной задачи).
-
4. Построение проекта выхода из затруднений (этап, аналогичный этапу «открытия» нового знания). Пошагово применяя эталоны, соответствующие зафиксированным способам действий (нормам), учащиеся выявляют, в чем именно заключаются ошибки (место в алгоритме, признак понятия и т. д.), и исправляют их на основе правильного применения эталонов. 5. Обобщение затруднений во внешней речи (этап, аналогичный этапу первичного закрепления). Обсуждаются типовые ошибки и проговариваются формулировки способов действий (норм), вызвавших затруднение.
-
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Каждый учащийся выбирает только те задания из числа предложенных, в которых он допустил ошибки. 7. Включение в систему знаний и повторение. При отрицательном результате учащиеся повторяют предыдущий этап для другого варианта (индивидуально или вместе с консультантом). 8. Рефлексия деятельности (итог урока). Учащиеся анализируют, где и почему были допущены ошибки, каким способом они были исправлены, проговаривают способы действий (нормы), вызвавшие затруднение, оценивают свою деятельность на уроке.
-
Структура урока развивающего контроляЦели: 1) формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции и рефлексии ; 2) контроль и самоконтроль усвоения УУД
1-ый урок 1. Самоопределение к деятельности: создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность. Исходя из решенных ранее задач, устанавливаются тематические рамки контроля. Вместе с учащимися определяется основная цель урока; устанавливается форма и процедура контроля; предъявляется критерий выставления оценки. 2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности. Организовано повторение и фиксация контролируемых способов действий. Проводится контрольная или самостоятельная работа (индивидуальная деятельность учащихся). Объем и уровень контрольной работы определяется ФГОС. Для учащихся, справившихся с обязательным уровнем, предусмотрены дополнительные задания. Проводится сопоставление учащимися своих работ с готовым образцом и знаковая фиксация результатов (без исправления ошибок); самооценка учащимися своих работ по заранее обоснованному критерию.
-
Структура урока развивающего контроля
2-ой урок 3. Локализация затруднений. После проверки работ учителем учащиеся анализируют правильность самопроверки работы. Учащиеся, допустившие ошибки: анализируют решение, определяют место ошибки (где?); указывают способы действий, в которых допущены ошибки (почему?). При необходимости согласуют свою оценку с оценкой учителя. На этой основе учащиеся определяют цель дальнейшей деятельности и тему урока. Учащиеся, не допустившие ошибки: сравнивают свое решение с предложенным эталоном; выполняют задания творческого уровня или выступают в качестве консультантов. 4. Построение проекта выхода из затруднения. Учащиеся конструируют проект работы над ошибками (алгоритм исправления ошибок).
-
5. Обобщение затруднений во внешней речи. Организуется обсуждение типовых затруднений. Проговариваются формулировки способов действий, которые вызвали затруднения. 6. Самостоятельная работа с самопроверкой. 7. Включение в систему знаний и повторение. 8. Рефлексия деятельности (итог урока).
-
Анализ урокас позиций требований ФГОС
1.Целеполагание (как сформулированы цели и задачи урока, отражают формирование УУД или нет). 2. Содержание урока (соответствует дидактическим требованиям, адекватно целям, органично включает ценностный (воспитывающий) и развивающий компоненты или нет). 3. Логика организации учебно-познавательной деятельности (как прослеживаются этапы урока и осуществляется переход к новым этапам, как организуется учебная деятельность). 4. Методы организации учебной деятельности (адекватны или нет задачам, как сочетаются методы, учтены или нет индивидуальные особенности учащихся, как отражается своеобразие методической концепции УМК).
-
5.Формы организации учебной деятельности (адекватны целям и задачам или нет; как преломляются известные формы организации учебно-познавательной деятельности; проявляется или нет деловая и творческая активность учащихся). 6. Организация контрольно-оценочной деятельности (организация контроля; используется или нет критериальный подход к оценке деятельности; учащиеся включаются в ситуации самоконтроля, взаимоконтроля, самооценивания или нет). 7. Результаты проведённого урока (в какой мере соответствует поставленным целям, подвергается диагностике в аспекте ЗУН и УУД; достигнут или нет высокий обучающий, воспитывающий и развивающий эффект).
-
Коммуникативные универсальные учебные действия
1. Коммуникативные универсальные учебные действия, отражающие умения работать с текстом: воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения; сравнивать разные виды текста по цели высказывания, главной мысли, особенностям вида (учебный, художественный, научный); различать виды текста, выбирать текст, соответствующий поставленной учебной задаче; анализировать и исправлять деформированный текст: находить ошибки, дополнять, изменять, восстанавливать логику изложения; составлять план текста: делить его на смысловые части, озаглавливать каждую; пересказывать по плану.
-
2. Коммуникативные универсальные учебные действия, отражающие умения участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания: оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета; различать особенности диалогической и монологической речи; описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка; характеризовать качества, признаки объекта, относящие его к определенному классу (виду); характеризовать существенный признак разбиения объектов на группы (классификации); приводить доказательства истинности проведенной классификации; выбирать вид пересказа (полный, краткий, выборочный) в соответствии с поставленной целью; составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства; писать сочинения (небольшие рефераты, доклады), используя информацию, полученную из разных источников.
-
Коммуникативная компетентность/ компетенция
Понимается как способность практического владения языком. Предполагает овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умение переключаться в процессе общения с одного кода на другой в зависимости от условий общения. Проявляется в использовании языка в жизненно важных сферах, жанрах, ситуациях общения.
-
Методы и приёмы, ориентированные на устную коммуникацию
пересказ, все его виды; все формы учебного диалога; доклады, сообщения; игры (например, ролевые); учебные исследования и учебные проекты, требующие проведения опросов; обсуждение, дискуссия, диспут, дебаты; комплексная работа с текстом; лингвостилистический анализ текста; выступления в качестве ведущих на различных мероприятиях.
-
Методы и приёмы, ориентированные на письменную коммуникацию
сочинения и изложения; подготовка заметок и статей в СМИ; участие в конкурсах творческих работ; редактирование текста; различные виды диктантов; интеллектуально-лингвистические упражнения.
-
Урок русского языка в начальной школе в условиях реализации системно-деятельностного подхода
1. Урок проблемный, урок-исследование (структура урока и его содержание) 2. Деятельность учителя на уроке + оценка достижения планируемых образовательных результатов 3. Деятельность обучающихся (работа в парах, группах, совместно-распределённая деятельность, взаимооценивание, самооценивание)
-
Проблемный урок
Обеспечивает творческое усвоение знаний. Ученик проходит 4 звена научного творчества: постановку проблемы и поиск решения – на этапе введения знаний; выражение решения и реализацию продукта – на этапе воспроизведения (проговаривания) знаний В отличие от научного творчества, ученик формулирует УЧЕБНУЮ ПРОБЛЕМУ и открывает СУБЪЕКТИВНО новое знание и выражает его в простых формах.
-
Проблемный урок. Этапы урока и творческие звенья деятельности учащихся
Введение Постановка учебной проблемы – формулирование вопроса или темы урока Поиск решения – открытие субъективно нового знания Воспроизведение Выражение решения – выражения нового знания в доступной форме Реализация продукта – представление продукта учителю и классу
-
Проблемный урок
Постановка проблемы начинается с проблемной ситуации! (типы проблемной ситуации: с удивлением и с затруднением). Проблемные методы на этапе постановки учебной проблемы побуждающий от проблемной ситуации диалог; подводящий к теме диалог; сообщение темы с мотивирующим приемом; на этапе поиска решения побуждающий к гипотезам диалог; подводящий от проблемы диалог; подводящий без проблемы диалог.
-
Оценка достижения планируемых результатов
Русский язык Система языка: • тестовые задания (ВО, КО, РО); • стандартизированная итоговая работа Орфография и пунктуация: • диктант; • списывание; • тестовые задания (ВО, КО, РО) Развитие речи: • речевые ситуации; • работа с текстом; • создание текста Принципы оценки достижения планируемых результатов • критериальный подход; • накопительная система оценки; • проверка предметных и метапредметных планируемых результатов; • портфолио.
-
Примеры заданий для итоговой оценки достижения планируемых результатов
Содержательная линия «Система языка». Раздел «Состав слова» (морфемика) Планируемый результат: определять наличие в слове заданной морфемы. Задание повышенного уровня: Даны два ряда слов. Запиши в таблицу название каждого ряда и назови части слова, которыми различаются слова в ряду: 1) школа, школы, школе, школу, школой; 2) школа, школьный, школьник, дошкольник. Критерий достижения планируемого результата: правильно даны названия рядов и указаны части слова, которыми различаются слова в ряду.
-
Примеры заданийдля итоговой оценки достижения планируемых результатов
Содержательная линия «Развитие речи» Планируемый результат: оценивать правильность/уместность выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста. Задание базового уровня: В диалоге со своей учительницей Даша допустила три ошибки в употреблении слов. Подчеркни слова, в которых Даша ошиблась. - Здравствуй, Даша! - Привет, Инна Михайловна! - Как прошли каникулы? - Мы с мамой были в Москве. Это такой удивлённый город! В Москве так много красивых площадей, улицев, фонтанов. Мне очень понравилась наша столица.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.