Презентация на тему "Структура урока системно-деятельностного подхода в обучении."

Презентация: Структура урока системно-деятельностного подхода в обучении.
Включить эффекты
1 из 31
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть и скачать презентацию по теме "Структура урока системно-деятельностного подхода в обучении.", включающую в себя 31 слайд. Скачать файл презентации 0.29 Мб. Большой выбор powerpoint презентаций

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    31
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Структура урока системно-деятельностного подхода в обучении.
    Слайд 1

    Структура урока системно-деятельностного подхода в обучении

    Гузаирова Р.Г.

  • Слайд 2

    «

     «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений». Л.Н. Толстой

  • Слайд 3

    Деятельностныйподход

    ИСКАТЬ – опрашивать окружение, консультироваться у учителя, получать информацию; ДУМАТЬ – устанавливать взаимосвязи между прошлыми и настоящими событиями, критически относиться к тому или иному высказыванию, предложению, уметь противостоять неуверенности и сложности, занимать позицию в дискуссиях и вырабатывать своё собственное мнение,, оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, а так же с окружающей средой, оценивать произведения искусства и литературы; СОТРУДНИЧАТЬ – уметь работать в группе, принимать решения, улаживать разногласия и конфликты договариваться, разрабатывать и выполнять взятые на себя обязанности; ПРИНИМАТЬСЯ ЗА ДЕЛО– включаться в работу, нести ответственность, войти в группу или коллектив и внести свой вклад, доказать солидарность, организовывать свою работу, пользоваться вычислительными и моделирующими приборами; АДАПТИРОВАТЬСЯ– использовать новые технологии информации и коммуникации, стойко противостоять трудностям, находить новые решения

  • Слайд 4

    Требования ФГОС ООО к современному уроку

    Целеполагание(технология SMART) Specific – конкретная; Measurable – измеримая; Achievable – достижимая; Realistiс – реалистичная; Timed – определённая по времени. Мотивация Учащиеся должны знать, какие конкретно знания и умения (способы деятельности) они освоят в процессе деятельности на уроке(левополушарные); Они должны знать и план (способы) достижения поставленных задач (правополушарные) Учитель формирует интерес как к процессу учебной деятельности, так и к достижению конечного результата. Эффективные мотивы – решение актуальной проблемы, практическая направленность содержания, краеведческая составляющая содержания

  • Слайд 5

    Практическая значимость знаний и способов деятельности Отбор содержания. Интегративность знаний, отработка метапредметных универсальных способов образовательной деятельности. Учитель должен показать обучающимся возможности применения осваиваемых знаний и умений в их практической деятельности. Качественно отработаны планируемые результаты урока, определенные программой. Только эти знания могут быть подвергнуты контролю

  • Слайд 6

    Построение каждого этапа урока по схеме Использование разнообразных эффективных приёмов организации результативной образовательной деятельности обучающихся с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Постановка учебного задания – деятельность обучающихся по его выполнению – подведение итога деятельности – контроль процесса и степени выполнения - рефлексия Основная задача учителя – создать условия, инициирующие деятельность обучающихся посредством учебных заданий: - характеристика задания; - мотивационная часть - содержание (условия, вопрос) - инструкция по выполнению - время выполнения - образец или описание ответа - критерии оценки - методический комментарий

  • Слайд 7

    Рефлексия Качественная положительная оценка .Деятельности обучающихся Психологический комфорт и условия здоровьесбережения Осознание себя в процессе деятельности Формирование положительной учебной мотивации

  • Слайд 8

    Новая типология уроков

    Главная методическая цель урока при системно-деятельностном обучении – создание условий для проявления познавательной активности учеников

  • Слайд 9

    Главная методическая цель достигается следующими путями (1):

    Ход познания – «от учеников». Учитель составляет и обсуждает план урока вместе с учащимися, использует в ходе урока дидактический материал, позволяющий ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания. Преобразующий характер деятельности обучающихся: наблюдают, сравнивают, группируют, классифицируют, делают выводы, выясняют закономерности. Интенсивная самостоятельная деятельность обучающихся, связанная с эмоциональными переживаниями, которая сопровождается эффектом неожиданности.

  • Слайд 10

    Главная методическая цель достигается следующими путями (2):

    Коллективный поиск, направляемый учителем (вопросы, пробуждающие самостоятельную мысль учеников, предварительные домашние задания). Учитель создает атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса. Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы. Гибкая структура. Учитель использует разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, позволяющие раскрыть субъективный опыт обучающихся.

  • Слайд 11

    Типология уроков на основе системно-деятельностного подхода

    Уроки «открытия» нового знания Уроки отработки умений и рефлексии Уроки общеметодологической направленности Уроки развивающего контроля

  • Слайд 12

    Урок открытия нового знания (ОНЗ)

    Деятельностная цель:формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.Содержательная цель:расширение понятийной базы за счет включения в неё новых элементов

  • Слайд 13

    Алгоритм конструирования урока открытия нового знания

    1. Выделить и сформулировать новое знание.2. Смоделировать способ открытия нового знания.3. Вычленить мыслительные операции, используемые при открытии нового знания.4. Определить необходимые ЗУН и способы его повторения.5. Подобрать упражнения для этапа актуализации, опираясь на перечень необходимых мыслительных операций и ЗУНов.6. Смоделировать затруднение и способ его фиксации. 7. Смоделировать проблемную ситуацию и диалог.8. Составить самостоятельную работу и объективно обоснованный эталон.9. Определить приёмы организации и проведения первичного закрепления.10. Подобрать задания для этапа повторения по уровням.11. Провести анализ урока по конспекту.12. Внести при необходимости коррективы в план конспекта.

  • Слайд 14

    1. Мотивирование к учебной деятельности.

    Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно: 1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности ("надо”);2) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность ("хочу”); 3) устанавливаются тематические рамки ("могу”).

  • Слайд 15

    2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

    На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.Соответственно, данный этап предполагает:1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;3) мотивацию к пробному учебному действию (“надо” - “могу” - “хочу”) и его самостоятельное осуществление;4) фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.

  • Слайд 16

    3. Выявление места и причины затруднения.

     На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны: 1) восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место- шаг, операцию, где возникло затруднение; 2) соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще. 

  • Слайд 17

    4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).

     На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.

  • Слайд 18

    5. Реализация построенного проекта.

     На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.

  • Слайд 19

    6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

     На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

  • Слайд 20

    7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

     При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

  • Слайд 21

    8. Включение в систему знаний и повторение.

     На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.

  • Слайд 22

    9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

     На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.

  • Слайд 23

    Структура урока рефлексии

    1. Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности. 2. Этап актуализации и пробного учебного действия. 3. Этап локализации индивидуальных затруднений. 4. Этап целеполагания и построения проекта коррекции выявленных затруднений. 5. Этап реализации построенного проекта 6. Этап обобщения затруднений во внешней речи 7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону 8. Этап включения в систему знаний и повторения 9. Этап рефлексии деятельности на уроке.

  • Слайд 24

    Урок общеметодологической направленности

    Деятельностная цель:формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания, формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.Содержательная цель:построение обобщённых деятельностных норм и выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий курсов, выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.

  • Слайд 25

    Целью уроков общеметодологической направленности является построение методов, связывающих изученные понятия в единую систему.Уроки общеметодологической направленности призваны, во-первых, формировать у учащихся представления о методах, связывающих изучаемые понятия в единую систему, а во-вторых, о методах организации самой учебной деятельности, направленной на самоизменение и саморазвитие. Так, на данных уроках организуется понимание и построение учащимися норм и методов учебной деятельности, самоконтроля и самооценки, рефлексивной самоорганизации. Эти уроки являются надпредметными и проводятся вне рамок какого-либо предмета на классных часах, внеклассных мероприятиях или других специально отведенных для этого уроках в соответствии со структурой технологии деятельностного метода.

  • Слайд 26

    Структура урока общеметодологической направленности

    1. Этап мотивации2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии3. Этап закрепления с проговариванием во внешней речи4. Этап включения изученного в систему знаний5. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

  • Слайд 27

    Урок развивающего контроля

    Уроки развивающего контроля проводятся в завершение изучения крупных разделов курса, предполагают написание контрольной работы и её рефлексивный анализ. Поэтому по своей структуре, методике подготовки и проведению данные уроки напоминают уроки рефлексии. Вместе с тем уроки этих типов имеют некоторые существенные различия.На уроках развивающего контроля, в отличие от уроков рефлексии, при проведении контрольной работы акцент делается, прежде всего, на согласование критериев оценивания результатов учебной деятельности, их применение и фиксирование полученного результата сопоставления в форме отметки. Таким образом, отличительной особенностью уроков развивающего контроля является их соответствие установленной структуре «управленческого», критериального контроля.

  • Слайд 28

    Поскольку данные уроки подводят итог изучению значительного по объему материала, то содержание контрольных работ по объёму в 2-3 раза превышает обычные самостоятельные работы, предлагаемые на уроках рефлексии. Поэтому уроки развивающего контроля проводятся в 2 этапа: 1) написание учащимися контрольной работы и её критериальное оценивание;2) рефлексивный анализ выполненной контрольной работы и коррекция допущенных в работе ошибок.

  • Слайд 29

    Эти этапы проводятся на 2 уроках, которые разделены временем, необходимым учителю для проверки результатов работы учащихся на первом уроке (это время не должно превышать 1-2 дней).

  • Слайд 30

    «Сведений науки не следует сообщать учащемуся, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, самодеятельно ими овладевал. Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий. Изложение, считывание, диктовка против него – детская забава. Зато такие приемы и никуда и не годятся…» А. Дистервег, ХIХ век

  • Слайд 31

    СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке