Содержание
-
Речевая коммуникация
-
Лингвистическая прагматика изучает функционирование языковых единиц в речи, а также отношения между высказыванием, говорящими и контекстом (ситуацией) в аспекте человеческой деятельности.
-
Структура речевого акта
говорящий; адресат; исходный материал сообщения (включая общие знания говорящих);
цель сообщения; развитие сообщения (внутренняя организация сообщения);
контекст и ситуация общения; межличностные отношения участников общения.
-
Классификация речевых актов
информативные речевые акты (сообщения); предписывающие речевые акты; речевые акты принятия обязательств; речевые акты, выражающие психологические состояния; декларации (акты осуществления власти, вынесения оценки и т.п.).
-
Единицы общения
Под речевым событием понимается конкретный факт речевой активности, направленной на создание и понимание текста в целях общения. Дискурсом называют текст в совокупности
с экстралингвистическими характеристиками акта общения, т.е. текст, взятый в событийном
аспекте. Речевая ситуация представляет собой условия, обстановку, в которой происходит
речевое общение между участниками.
-
Формы речи
Устная речь - это речь, произносимая в процессе говорения;
основная форма использования естественного языка в речевой деятельности.
Письменная речь - это речь, созданная с помощью видимых (графических) знаков на бумаге,
ином материале, экране монитора.
-
Виды речи
говорение - отправление звуковых сигналов, несущих информацию;
слушание - восприятие звуковых сигналов и их понимание;
письмо - использование видимых графических символов для передачи сообщения;
чтение - восприятие графических символов и их понимание.
-
Говорение
Техника речи Фонация (речевое дыхание) Голос (правильные навыки голосообразования) Дикция
(степень отчетливости произношения)
-
Дикция
Правильность артикуляции - это такие движения органов артикуляции, которые соответствуют нужному месту и способу образования звука.
Степень отчетливости артикуляции - это показатель разборчивости устной речи.
Манера выговаривать слова включает в себя характерный для каждого индивидуума темп речи, продление или редукцию слогов, особые модификации интонации.
-
Слушание
этап первичного анализа звукового сигнала и его психомеханической обработки этап смысловой интерпретации
-
Для чего необходимо слушать?
Получение информации. Развлечение. Воодушевление. Анализ фактов и идей. Улучшение собственной речи.
-
Факторы эффективного слушания
Отношение слушателей. Интерес слушателей. Мотивация слушателей. Эмоциональное состояние.
-
Как слушать?
умение концентрироваться; умение анализировать содержание; умение слушать критически;
умение конспектировать.
-
Умение концентрироваться позволяет постоянно следить за ходом изложения мысли и всеми деталями сообщаемого.
Это умение предполагает следующие приемы: Вспомните, что вы уже знаете о предмете речи.
Продумайте тему и попробуйте угадать, как говорящий будет ее развивать. Подумайте, чем содержание речи может помочь вам.
-
Умение анализировать содержание необходимо, в первую очередь, для слушания публичных речей, т.к. они содержат различные идеи, и если одну из них упустить, то нарушится связь между частями текста.
Умение анализировать опирается на следующие приемы:
определение цели речи;
определение композиции речи;
определение главной темы речи;
определение главных идей оратора;
определение форм аргументации;
определение форм резюмирования и заключительных выводов.
-
Умение слушать критически можно развить, если выполнять следующие действия:
Связывайте то, что говорит выступающий, с собственным опытом.
Резюмируйте и систематизируйте то, что услышали.
Анализируйте и оценивайте то, что услышали.
-
Умение конспектировать требуется в тех случаях, когда слушателю важно сохранить для себя запись лекции, доклада, выступления
-
При конспектировании рекомендуется придерживаться следующих принципов:
Используйте короткие предложения и абзацы.
Записывайте только важные положения и фактический материал.
Используйте сокращения и символы.
Делайте разборчивые записи.
Подчеркивайте важные идеи.
Периодически просматривайте записи.
-
Совершенствование навыков письма возможно на основе постоянной тренировки в составлении письменных жанров, которые необходимы человеку в работе.
-
Навыки чтения неодинаковы у разных людей. Развитие навыков чтения помогает перерабатывать большее количество информации и экономить время.
На этапе зрительного восприятия текста важную роль играют:
фиксация взгляда - остановка глаз на доли секунды при восприятии написанного;
движение глаз - передвижение взгляда с одного участка текста на другой;
поле зрения - участок текста, четко воспринимаемый глазами при одной фиксации взгляда.
-
Жанры речи
Полилог Диалог Монолог
-
Монолог - жанр, образуемый в результате активной речевой деятельности говорящего и не рассчитанный на активную одновременную реакцию слушателя.
-
Диалог - жанр речи, состоящий из регулярного обмена высказываниями-репликами, на языковой состав которых влияет непосредственное восприятие речевой деятельности говорящего собеседником.
-
Полилог - жанр речи, возникающий при непосредственном общении нескольких лиц.
-
Текст как единица речи
Текст - объединенная смысловой связью последовательность высказываний, основными свойствами которой являются самостоятельность, целенаправленность, связность и цельность.
-
Типы текстов
Описание - это констатирующая речь, как правило, дающая статическую картину, понятие о составе и свойствах объекта путем перечисления его признаков. В описании объект, явление не развиваются. Примером может служить описание места преступления в судебной речи. Повествование - это рассказ о событиях, развивающихся действиях или состояниях. Повествование изображает динамические ситуации. Рассуждение - это тип текста, в котором исследуются предметы или явления, раскрываются их внутренние признаки, доказываются некоторые положения.
-
Жанры текстов
текст-ретроспекция текст-побуждение оценочный текст контактоустанавливающий текст
-
В разговорной речи текстами-побуждениями являются просьба, совет, рекомендация, пожелание
-
В деловой речи - приказ, постановление, решение, распоряжение, предписание.
-
В публицистической речи - призыв, совет, рекомендация.
-
Текстом-ретроспекцией может быть рассказ о каком-либо случае, происшествии в рамках бытового диалога, научная или публицистическая статья, газетный или официальный отчет.
-
Оценочными текстами являются аналитические статьи, обзоры, аннотации, рецензии.
-
Контактоустанавливающие тексты - это приглашения, поздравления, рекламные сообщения, личные резюме, информационные письма, письма-предложения о сотрудничестве.
-
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.