Презентация на тему "Культура речи"

Презентация: Культура речи
Включить эффекты
1 из 23
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.3
18 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть и скачать презентацию по теме "Культура речи" по русскому языку, включающую в себя 23 слайда. Скачать файл презентации 0.25 Мб. Средняя оценка: 4.3 балла из 5. Для учеников 7-11 класса. Большой выбор учебных powerpoint презентаций по русскому языку

Содержание

  • Презентация: Культура речи
    Слайд 1

    КУЛЬТУРА РЕЧИ

  • Слайд 2

    Что такое культура речи?

    КУЛЬТУРА РЕЧИ– прикладной раздел языкознания, в котором рассматриваются два вопроса: КАК ГОВОРИТЬ ПРАВИЛЬНО и КАК ГОВОРИТЬ ХОРОШО?

  • Слайд 3

    Правильность русской речи

    Понятие «культура речи» включает в себя две ступени освоения литературного языка: 1)правильность речи; 2)речевое мастерство. Правильность речи – это соблюдение норм литературного языка. Речевое мастерство – это умение правильно построить высказывание.

  • Слайд 4

    Качества речи - свойства речи, обеспечивающие эффективность коммуникации и характеризующие уровень речевой культуры говорящего.

    правильность речи чистота богатство точность логичность уместность выразительность ясность

  • Слайд 5

    Виды речи:

    говорение - отправление звуковых сигналов, несущих информацию; слушание - восприятие звуковых сигналов и их понимание; письмо - использование видимых графических символов для передачи сообщения; чтение - восприятие графических символов и их понимание.

  • Слайд 6

    Жанры речи

    Монолог - жанр, образуемый в результате активной речевой деятельности говорящего и не рассчитанный на активную одновременную реакцию слушателя. Диалог - жанр речи, состоящий из регулярного обмена высказываниями-репликами, на языковой состав которых влияет непосредственное восприятие речевой деятельности говорящего собеседником. Полилог - жанр речи, возникающий при непосредственном общении нескольких лиц.

  • Слайд 7

    Достоинства и недостатки речи

    Разве речь может быть качественной или некачественной? Может. А может быть и высококачественной, то есть искусной. Мы стремимся, чтобы наша речь: А) была лишена недостатков Б) обладала достоинствами Вам кажется, что это одно и тоже? Не совсем так. Мы считаем хорошей речь, о которой можно сказать, что она правильная, чистая, логичная. Правильная – если в речи не нарушены нормы литературного языка Чистая – если речь не засорена словами, не относящимися к литературному языку Логичная – если речь не противоречит законам мышления. Плохая речь – та, в которой есть несоответствие вышеназванным качествам.

  • Слайд 8

    Культура речи включает три аспекта:

    нормативный; коммуникативный; этический.

  • Слайд 9

    Речевой Этикет

  • Слайд 10

    Остановимся подробнее на понятии “Этикет”.Понятие это философское , этическое. “Этикет(от франц.etiquette – ярлык,этикетка)-совокупность правил поведения ,касающихся внешнего проявления отношения к людям(обхождение с окружающими ,формы общения, манеры и одежда) ”

  • Слайд 11

    То,что понимают под речевым этикетом,используется в речи каждого из нас ежедневно и многократно.

  • Слайд 12

    Приветствия. Обращения

    Приветствие и обращение задают тон всему разговору. В зависимости от социальной роли собеседников, степени близости их вырабатывается ты – общение или вы – общение и соответственно приветствия здравствуй или здравствуйте. Добрый день (вечер, утро), привет, салют и т.п. Пожалуй,это самые употребительные выражения: мы помногу раз в день обращаемся к кому-то , приветствуем своих знакомых , а иногда и незнакомых , прощаемся с людьми ,кого-то благодарим ,перед кем-то извиняемся , кого-то поздравляем, кому-то желаем удачи или делаем комплимент,кому-то соболезнуем ,сочувствуем; мы советуем,просим, предлагаем и приглашаем...

  • Слайд 13

    Национальные и культурные традиции предписывают определённые формы обращения к незнакомым людям. Если в начале века универсальными способами обращения были гражданин и гражданка, то во второй половине 20-го века большое распространение получили диалектные южные формы обращения по признаку пола – женщина, мужчина. В последнее время нередко в непринуждённой разговорной речи, при обращении к незнакомой женщине употребляется слово дама, однако при обращении к мужчине слово господин используется только в официальной, полуофициальной, клубной обстановке. Выработка одинакового приемлемого обращения к мужчине или к женщине – дело будущего: здесь скажут своё слово социокультурные нормы.

  • Слайд 14

    “Ты” и “Вы”

    Пустое ”Вы”сердечным ”Ты”она,обмолвясь,заменила. А.С.Пушкин.

  • Слайд 15

    “Ты” и ”Вы” – местоимения , употребляются”вместо имени”.”Жизнь” местоимений сама по себе очень интересна. Тем более что личные местоимения имеют прямое отношение к речевому этикету. Они связаны с самоназываниями и с называниями собеседника, с ощущением того , что “прилично” и “неприлично” в таком назывании.

  • Слайд 16

    В русском языке широко распространено Вы – общение в неофициальной речи. Поверхностное знакомство в одних случаях и неблизкие длительные отношения старых знакомых в других показываются употреблением вежливого «Вы». Кроме того, Вы – общение свидетельствует об уважении участников диалога; так, Вы – общение характерно для давних подруг, питающие друг к другу глубокие чувства уважения и преданности. Чаще Вы – общение при длительном знакомстве или дружеских отношениях наблюдается среди женщин. Мужчины разных социальных слоёв чаще склоны к Ты – общению. Среди необразованных и малокультурных мужчин Ты – общение считается единственно приемлемой формой социального взаимодействия.

  • Слайд 17

    ВЫ Обращение на “Вы” свидетельствует о большей вежливости: К незнакомому, малознакомому человеку В официальной обстановке общения При подчеркнуто вежливом , сдержанном отношении к человеку К равному и старшему (по возрасту, положению) человеку ТЫ Обращение на “Ты” свидетельствует о меньшей вежливости: 1. К хорошо знакомому человеку 2. В неофициальной обстановке общения 3. При дружеском, фамильярном,интимном отношении к человеку 4. К равному и младшему (по возрасту, положению) человеку

  • Слайд 18

    Уважительность к другому человеку , вежливость и доброжелательность помогает словесно выразить речевой этикет; он же уместно в меру употребляемый, в конечном итоге формирует культуру поведения.

  • Слайд 19

    Таким образом,речевой этикет представляет собой совокупность словесных форм учтивости , вежливости , тоесть то,без чего нам с вами нельзя обойтись,в каком бы уголке Земли мы ни находились.

  • Слайд 20

    Запомни : грубость вредит всегда и везде , никому и ни при каких обстоятельствах не позволено грубить! Давайте запомним и другое: слово доброе может делать чудеса с человеком . Да что там с человеком ! Блистательная дрессура Дурова ,как известно,основана именно на “поглаживаниях”.”Доброе слово и кошке приятно”! А злое всегда обижает.

  • Слайд 21

    Культура общения – это та часть культуры поведения , которая выражается главным образом в речи , во взаимном обмене репликами , в беседе. Естественно , что существуют определенные правила ведения беседы, которые можно назвать этикетом речи.

  • Слайд 22

    Правила «культуры речи»

  • Слайд 23

    Спасибо за внимание

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке