Содержание
-
Схемы орфограмм по русскому языку
Подготовила учитель начальных классов МОУ ОГ № 21 г. Архангельска Зуева Т.В.
Из опыта работы
-
Немного теории
Актуальной проблемой школы является низкая орфографическая грамотность учащихся. Это вызвано рядом причин. Одной из них методисты и учителя-практики считают отсутствие целостного представления о системе русской орфографии. Попытки систематизировать орфографический материал , составить некую схему, опору предпринимались неоднократно. И такая система появилась и даёт свои плоды.
См.
Но эта система должна быть не просто представлена ученику в готовом виде. Важно, чтобы ученик «сделал открытие» самостоятельно.
И здесь надо остановиться на таком термине как «когнитивность»
-
Когнитивность – способность к умственному восприятию и переработке информации.
С этим понятием связано ещё одно - «когнитивизм».
Вот какое определение даёт этому понятию большой толковый словарь: «Когнитивизм – теория, которая утверждает, что люди не просто машины, механически реагирующие на внешние или внутренние факторы, а именно то, что разуму человека доступно нечто большее, чем информация, поступающая извне».
В психологии когнитивизм - это теоретический подход к пониманию ума, который утверждает, что функционирование ума может быть понято при помощи количественных, позитивистских и научных методов. Эти функции могут быть названы моделями обработки информации.
-
Усвоить навык грамотного письма младшему школьнику весьма непросто… Правила забываются… Ошибки повторяются…
Значит, необходимо научить детей особым образом перерабатывать информацию.
Уже несколько лет подряд я со своими детьми «открываю» новую орфограмму, а результатом этого открытия является схема, опора. Иногда таких схем одновременно появляется несколько. И тогда мы вместе их анализируем , выбираем самую-самую… Ученик, будучи автором схемы, легко узнаёт орфограмму, воспроизводит материал, вспоминает правила проверки.
Подобная когнитивная (посредством составления схем) переработка материала способствует прочному усвоению знаний.
-
Гласные после шипящих
ж ш ч щ ч щ и а у
В сочетаниях ЖИ-ШИ
Только И всегда пиши.
Сочетанья ЧА и ЩА
Пишем только с буквой А.
Сочетанья ШУ и ЩУ
только с буквой У.
-
Безударные гласные в корне
? ?
изменение
Если буква гласная вызвала сомнение –
Ты её немедленно ставь под ударение.
-
Парные и непроизносимые согласные
изменения ?
Звук согласный проверяй,
Следом гласный подставляй.
-
Гласные после Ц
Исключения:
цыган, цыплёнок, на цыпочках, цыц
Ц И Ы
-
Правописание Ъ
Ъ пишем после приставок, оканчивающихся на согласный, перед гласными корня Е, Ё, Ю,Я.
Ъ е ё ю я
-
Роль и правописание Ь
Разделительный мягкий знак
Ь е ё ю ия
Показатель мягкости согласного
Ь
-
Правописание О и Ё после шипящих в корне слова
Исключения:
- крыжовник, капюшон, чащоба, чопорный, обжора, чокаться, трещотка, шов …
Если в корне после шипящего под ударением слышится [О],то надо писать Ё.
[О]=Ё
-
Правописание Ь
глагол 2 лица имя сущ. 3 скл.
-ишь -ешь -ёшь -чь -жь -шь
-
Правописание Ь в наречиях
наречие
Исключения:
- уж, замуж, невтерпёж ш (ч, ж) Ь
-
Суффиксы наречий
Исключения:
связно, доверчиво
из- до- с- в- на- за А О
-
Правописание приставок
или
В приставках, оканчивающихся на -З перед гласными и звонкими согласными пишется З, перед глухими - С.
Приставки З- в русском языке нет.
…з …с з
-
Правописание И, Е в суффиксах имён существительных
Суффикс -ек- пишется в словах, при склонении которых, гласный Е выпадает.
Суффикс -ик- пишется в словах, которые при склонении сохраняют И.
ек(а) ик(а)
-
Правописание О и Ё в суффиксах некоторых частей речи
В суффиксах существительных, прилагательных и наречий под Исключение: ударением пишется ещё О, без ударения - Е.
ч, щ, ж, ц
О Е
-
Правописание суффиксов глаголов прошедшего времени
глагол пр.вр начальная форма
?
Чтобы узнать, какую гласную следует писать в суффиксе глагола прошедшего времени, надо поставить глагол в начальную форму. Какая гласная пишется перед –ТЬ, та же гласная пишется и перед –Л, т.к. основы прошедшего времени и начальной формы совпадают.
л ть
-
И в заключение…
Подобных схем много. Здесь представлена лишь часть.
В 1 классе я показываю детям, как можно «зашифровать» наш секрет. Мы вместе «договариваемся» об особых значках и символах. В дальнейшем дети сами делают схемы.
Эти схемы являются результатом работы моих учеников разных лет…А так как я – учитель начальных классов и «открывать новые знания» мне доводится каждые четыре года - схемы могут несколько видоизменяться, но суть остаётся. Я не исправляю то, что получилось у детей – ведь это – их труд
По такому же принципу мы создаём схемы и на уроках математики.
Ученики заносят их в ТЕТРАДЬ СЕКРЕТОВ и пользуются ими в дальнейшем.
Как строится работа по «Открытию» новой орфограммы показано на примере фрагмента урока русского языка.
-
Желаю творческих успехов!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.