Презентация на тему "Синонимы, антонимы и их употребление в речи"

Презентация: Синонимы, антонимы и их употребление в речи
Включить эффекты
1 из 18
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
3.3
2 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Скачать презентацию (0.18 Мб). Тема: "Синонимы, антонимы и их употребление в речи". Предмет: русский язык. 18 слайдов. Для учеников 3-5 класса. Добавлена в 2017 году. Средняя оценка: 3.3 балла из 5.

Содержание

  • Презентация: Синонимы, антонимы и их употребление в речи
    Слайд 1

    Синонимы. Антонимы. Их употребление в речи.

  • Слайд 2

    Синонимы ( от греч. synonymos – одноименный) – это слова, разные по звучанию, но близкие или тождественные по значению. Например: алфавит – азбука, тут – здесь, многозначность – полисемия, хитрый – смекалистый, бросить – кинуть. Синонимами могут быть и устойчивые словосочетания (фразеологические единицы). Например: бездельничать – бить баклуши, помочь – оказать помощь, далеко – за тридевять земель.

  • Слайд 3

    Различают синонимы лексические, стилистические и синтаксические. Лексические синонимы – это слова, относящиеся к одной части речи, выражающие одно и то же понятие, но в то же время различающиеся оттенками значения: обидеть – оскорбить, смеяться – хохотать. Стилистические синонимы отличаются стилистической окраской, сферой употребления: лик – лицо – физиономия- мордашка; удовлетворительно – тройка – трояк. Синтаксические синонимы – параллельные синтаксические конструкции, имеющие разное построение, но совпадающие по своему значению: начать работу – приступить к работе, она плохо себя чувствует – ей нездоровится, возле дома – около дома. Группа синонимов образует синонимический ряд (глаза – очи – гляделки – зенки). В синонимический ряд входят слова одной и той же части речи. Ср.: ключ – источник – родник (сущ.); ключевой – родниковый (прилаг.); кратко – сжато – лаконично – вкратце (нареч.); организовать – создать – учредить – образовать(глг.). Синонимы разнообразят речь, делают ее богаче, ярче, выразительнее.

  • Слайд 4

    Прочитайте предложения, найдите и запишите синонимы. Отличаются ли они по значению? Какие дополнительные оттенки вы обнаруживаете в каждом из них? Какие виды синонимов вы встретили в предложениях? 1. Князь Гвидон ей отвечает: «Грусть-тоска меня съедает – Диво б дивное хотел Перенесть я в мой удел». (А. Пушкин)

  • Слайд 5

    2. Как ни старайся отличить, Бульвар и сквер – одна натура. И может только скверной быть Бульварная литература. (Я. Козловский) 3. К черту я снимаю свой костюм английский. Что же, дайте косу, я вам покажу – Я ли вам не свойский, я ли вам не близкий, Памятью деревни я ль не дорожу? (С. Есенин) 4. Чудесно, мамаша! Знали бы вы, как это превосходно! Прямо – очаровательно! (М. Г.) 5. Тут, на берегу, овладевают не мысли, а именно думы; жутко, и в то же время хочется без конца стоять, смотреть на однообразное движение волн и слушать их грозный рев. (Ч.)

  • Слайд 6

    6. «Василиса Егоровна – прехрабрая дама.- заметил важно Швабрин.- Иван Кузьмич может это засвидетельствовать». «Да, слышь ты,- сказал Иван Кузьмич, баба-то неробкого десятка». (П.)

  • Слайд 7

    Градация – это такой прием последовательности, постепенности (обычно нарастающей) в расположении чего-нибудь, при переходе от одного к другому. Например: Как ему до сих пор не пришло в голову, что это обман зрения, галлюцинация, мираж?

  • Слайд 8

    Прочитайте предложение. Выпишите синонимы, располагая их по принципу градации. Составьте схему этого предложения. Скоро хохотали все: смеялся мальчик в лифте, хихикала горничная, улыбались официанты в ресторане, крякнул толстый повар отеля, визжали поварята, хмыкал швейцар, заливались бои-рассыльные, усмехался сам хозяин отеля. (Л. Кассиль)

  • Слайд 9

    1. Что такое синонимы? 2. Какие виды синонимов вы знаете? 3. Для чего используются синонимы в речи?

  • Слайд 10

    Антонимы (от греч. аnti– против, onyma – имя) – это слова, противоположные по значению. Например: добро – зло, близко – далеко, свет – тьма, веселый – грустный, мало – много. Антонимические пары могут составлять и фразеологические единицы: бить баклуши – трудиться в поте лица (работать не покладая рук). Антонимы свойственны словам со значением качества. Существительные с конкретным значением ( типа стол, стул, пальто) антонимов не имеют, мало их и у числительных. Наиболее богаты антонимами прилагательные, качественные наречия, глаголы. Среди предлогов тоже можно отметить антонимичные пары: из – в, от – к, под – над и др.

  • Слайд 11

    Большинство антонимов – это слова разных корней. Но встречаются и однокоренные антонимы. Противоположное значение в таких случаях создается с помощью отрицательных приставок не-, без-, анти-, контр- и др. Многозначное слово в зависимости от значения может иметь разные антонимы. Например: свежий хлеб – черствый хлеб; свежий ветер – теплый ветер; свежая газета – старая газета. Антонимы используются в пословицах, поговорках, в языке художественной литературы (в частности, в названиях произведений), например: Не дорого начало, а похвален конец; Умей видеть великое в малом; «Война и мир».

  • Слайд 12

    Антитеза – изобразительное средство, стилистический прием, заключающийся в резком противопоставлении понятий, явлений: Я царь – я раб, я червь – я бог (Г. Державин).

  • Слайд 13

    Подберите различные антонимы к многозначным словам. Свежий (хлеб, журнал); бледный (луч, краски, рассказ, лицо); легкий (вопрос, аромат, ноша, характер); глубокий (сон, озеро, знания, обморок, след).

  • Слайд 14

    Контекстуальные антонимы: Не считай недруга овцой – считай волком. На Руси не все караси – есть и ерши.

  • Слайд 15

    Найдите и выпишите антонимы в данных текстах. Определите, какие из них языковые, какие – контекстуальные. Они сошлись. Волна и камень, Стихи и проза, лед и пламень Не столь различны меж собой. Сперва взаимной разнотой Они друг другу были скучны; Потом понравились; потом Съезжались каждый день верхом И скоро стали неразлучны. (А. Пушкин.)

  • Слайд 16

    II. Необозримо многообразие человеческих отношений, которые запечатлелись в чеканных народных изречениях и афоризмах. Из бездны времен дошли до нас в этих сгустках разума и знания жизни радость и страдания людские, смех и слезы, любовь и гнев, вера и безверие, правда и кривда, честность и обман, трудолюбие и лень, красота и уродство предрассудков. (М. Шолохов.)

  • Слайд 17

    Что такое антонимы? Какие части речи наиболее богаты антонимами? Где часто используются антонимы? Для чего используются антонимы в художественной литературе?

  • Слайд 18

    И мира нет – и нет нигде врагов; Страшусь — надеюсь, стыну и пылаю;В пыли влачусь — и в небесах витаю;Всем в мире чужд — и мир обнять готов.   У ней в плену неволи я не знаю;Мной не хотят владеть, а гнет суров;Амур не губит и не рвет оков;И жизни нет конца и мукам — краю.   Я зряч — без глаз; нем — вопли испускаю;И жажду гибели — спасти молю;Себе постыл — и всех других люблю;Страданьем — жив; со смехом я — рыдаю; И смерть и жизнь — с тоскою прокляты;И этому виной, о донна, — ты!   Петрарка Ф. сонет (перевод Верховского Ю. Н.)  

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке