Содержание
-
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ«НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙУНИВЕРСИТЕТ» ИНСТИТУТ ДЕТСТВА КАФЕДРА ЛОГОПЕДИИ И ДЕТСКОЙ РЕЧИ Система работы по обучению глухих детей чтению (общие сведения, значение и задачи) ПрезентацияПо дисциплине «Методика обучения детей с нарушенным слухом»
Выполнил студент 2014-СУРД-301 группы Наталья Александровна Шестакова. Направление подготовки: 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование Профиль: Сурдопедагогика Форма обучения: заочная Научный руководитель: старший преподаватель кафедры логопедии и детской речи Людмила Васильевна Большанина Новосибирск 2018
-
Содержание
Титульный лист Содержание Система работы по обучению глухих детей чтению (общие сведения) 5. Приемы выяснения понимания прочитанного текста Система работы по обучению глухих детей чтению: значение и задачи уроков чтения Коррекционная направленность уроков чтения Последовательность формирования навыков чтения на уроках у школьников с нарушением слуха
-
Система работы по обучению глухих детей чтению (общие сведения)
Обходным средством обучения чтению глухих младших школьников является использование дактильной формы словесной речи с применением табличек с записанными словами. Что дает два последовательных этапа развития: Первоначально дети не анализируют слово, а воспринимают его целостно. Для этого этапа характерна аналитическая деятельность при восприятии дактильного слова. Одновременно начинается и воспроизведение слов в дактильной форме, что формирует у детей навыки анализа и синтеза слова. В этот период начинается работа над правильностью чтения. По мере овладения материалом акцент делается: на четкое, правильное воспроизведение отдельных дактилем и объединение их в слова; на синхронное дактильное и устное проговаривание слов каждым учеником; сопряженное чтение слов (в дактильно-устной форме) учителем вместе с детьми; на устное проговаривание; на слитность произношения.
-
Работа над техникой чтения строится на осмысленном речевом материале (а не на отдельных слогах) и проводится в единстве с обучением сознательному чтению. Сначала дети читают с табличек отдельные слова, небольшие фразы. Сознательному отношению к читаемому особенно способствует целостный подход, который сохраняется при обучении чтению текстов. уроки ППО, где каждое новое слово сопоставляется с предметом, с определенным действием ребенка. Здесь школьнику особенно внимательно надо относиться к каждому прочитанному слову, так как от этого зависит его предметно-практическая деятельность; продолжается и на уроках обучения грамоте. Поскольку обучение чтению проходит на речевом материале, в основном уже знакомом школьникам (с уроков ППО, устной и дактильной речи), то нет необходимости выяснять понимание каждого слова; методика обучения чтению не рекомендует заниматься с детьми пословным разбором текста. Необходимо обучать их восприятию текста в целом.
-
Приемы выяснения понимания прочитанного текста
Подбор картинок; Инсценирование содержания; Использование предметно-практической деятельности, зарисовка; Разбор прочитанного по вопросам.
-
Пониманию содержания прочитанного способствует предварительное знакомство учащихся с основным речевым материалом будущих текстов не только на уроках чтения, но и на других уроках и во внеклассное время, т.е. к моменту чтения текста они должны быть знакомы со значением слов, входящих в текст. Работа над сознательностью чтения не должна проходить в отрыве от выработки техники чтения. Побуждая школьников вчитываться в текст, прочитывать фразу снова и снова, учитель обращает внимание на качество чтения, показывает образец правильного чтения, заставляя их подражать себе.
-
Система работы по обучению глухих детей чтению: значение и задачи уроков чтения
Чтение – главный критерий в системе школьного обучения в решении проблемы общего речевого развития и подготовки глухих детей к жизни: Позволяет восполнить недостаточность общения глухого с окружающим слышащим обществом; Расширяет познавательный кругозор, обогатить жизненный и нравственный опыт; Уточняет имеющиеся представления и понятия, дополняет и обогащает их новыми фактами, сведениями, образами; Служит базой для последующего восприятия и изучения ряда самостоятельных учебных дисциплин (географии, истории, литературы, естествознания).
-
Коррекционная направленность уроков чтения
Процесс обучения чтению строится в соответствии с принципами коммуникативной системы. На занятиях максимально стимулируется овладение детьми словесной речью, всеми ее сторонами - произносительной, лексической, грамматической, семантической в условиях использования и развития остаточного слуха. На уроках чтения проводится работа по речевому развитию в трех направлениях: Развитие языковой способности, за счет создания условий для общения по прочитанному, его восприятию, пониманию, воспроизведению, что связано с продуцированием речевых высказываний. Развитие речевой деятельности прежде всего развивается чтение и наряду с этим говорение, слухо-зрительное восприятие, письмо и дактилирование. Ознакомление с системным устройством языка происходит благодаря тому, что они имеют перед глазами образцы фраз и текстов для построения своих высказываний. Кроме того, формируется умение практического оформления и использования различных синтаксических структур. Главной задачей уроков чтения в младших и средних классах является развитие навыка чтения, сочетающего в себе такие качества, как правильность, сознательность, беглость и выразительность.
-
Последовательность формирования навыков чтения на уроках у школьников с нарушением слуха
1-4 классы - ведущий период в овладении детьми техникой чтения и формировании умения осмысливать словесные образы, видеть за ними реальные предметы, действия, события, факты. плавное чтение вслух целыми словами; закрепляется умение свободно узнавать буквенный состав слов и перекодировать их в звуковую речь; уточнение произношения всех звуков русского языка и их сочетаний в словах, управление своим дыханием при чтении предложений; соблюдение пауз на знаках препинания, словесного и логического ударения, орфоэпических норм и некоторых элементов выразительного чтения; формированию чтения вслух в определенном темпе в условиях бисенсорного восприятия речи (1 класс -свыше 20 слов, во 2 - до 30 слов,3 классе -до 50 и выше слов, в 4 классе -60 слов в минуту); формируется круг умений, направленных на осмысление читаемого материала, в их числе умение иллюстрировать содержание прочитанного с помощью готовых картинок или собственных рисунков, пересказывать прочитанное; учатся отвечать на вопросы по содержанию текста в связи с рассматриванием соответствующих иллюстраций, объединять события в ответе , указывать причину происходящего, усваивают краткие и полные ответы, овладевают приемом выборочного чтения, учатся сами выяснять непонятное в рассказе с помощью вопросов к учителю или товарищам.
-
Ученики 5-6 классов отличаются возросшими познавательными интересами, новыми видами деятельности, более широкими речевыми и мыслительными возможностями.
В этих классах закрепляется и совершенствуется : навык правильного чтения при постоянном внимании к коррекции звукопроизношения; работа над элементами выразительного чтения; скорость чтения текста про себя; развитие сознательного самостоятельного чтения; изучению самостоятельных учебных предметов, и в первую очередь литературы. Развитие сознательного чтения идет по линии закрепления, приобретенных в предыдущих классах, и реализации новых программных требований в работе с текстом. Возрастает самостоятельность в осмыслении содержания читаемого материала.
-
В 5 классе от учащихся требуется умение: самостоятельно читать и передавать основное содержание рассказа, составлять план в разной форме, выделять главных героев, описывать их внешность и оценивать поступки, пересказывать текст в разной форме. В 6 классе продолжается работа над следующими навыками: отвечать на обобщающие вопросы, выделять наиболее существенное, передавать основное содержание без предварительного разбора текста; Формируются новые умения: определять тему и различать жанр читаемого, формулировать основную мысль произведения, составлять элементарные характеристики действующих лиц.
-
Осмысление произведений связанно с овладением речевыми умениями: Отвечать на вопросы; Правильно и выразительно читать; Спрашивать о непонятном; Высказывать свои суждения о содержании и героях; Пересказывать текст; Понимать, усваивать и использовать в речи новую лексику и фразеологию. В 4 классе школьники учатся: Спрашивать о значении слов и словосочетаний; Определять их смысл в контексте; Находить слова и выражения, которые используются для описания. В 5 классе побуждаются к подбору слов, близких по значению к словам из текста. В 6 классе – выбирают слова с переносным значением, учатся их объяснять. За счет уроков чтения обогащается активный и пассивный словарь учащихся.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.