Содержание
-
Преемственность в обучении учащихся русскому языку и литературе между начальным и средним звеном
Выступление перед учителями МО начальной школы Автор: Узких А.Н, учитель русского языка и литературы, МБОУ «СШ № 6», г. Нижневартовск, 2017.
-
75% второклассников не смогли составить из слов предложение По просьбе Минобрнауки в 2016 году во вторых классах прошли проверочные работы по русскому языку. Большинство написали хорошо. На 4-5, но 75 процентов не справились с заданием составить из набранных слов предложение. - Это значит, что мы потеряли не просто любовь к чтению, а функциональное чтение. Отсюда и зубрежка, - подчеркнула министр образования и науки Ольга Васильева на форуме "Возвращение русской классики". Несколько примеров того, как современные школьники знают классическую литературу. "Наташа Ростова - героиня Тургенева", "Печорин - главный герой "Мертвых душ" (еще варианты - "Отцов и детей", "кого-то из Пушкина"), "Бесов" написал Лермонтов (Некрасов, Пушкин). На просьбу продолжить фразу из басни "Кукушка хвалит петуха за то, что...", школьники и студенты дали такие ответы : "он рано встает", "поет не очень". А когда их попросили назвать самые известные произведения Чехонте, ответы были такими: "Мцыри", "Собачье сердце". Написать контрольную или проверочную работу сложно. Для этого надо трудиться.
-
Как привить любовь к чтению?
Как вернуть классическую литературу в школу? Как привить детям любовь к чтению? Ректор МГУ Виктор Садовничий считает, что стихи классиков наизусть надо учить уже в детском саду, а в школе обучать учеников осмысленному чтению. « Необходимо решить ещё ОДНУ ВАЖНУЮ ЗАДАЧУ - синхронизацию программ по гуманитарным дисциплинам. Школьники учат "Полтавскую битву", а по истории проходят ее через два года. Надо сделать так, чтобы эти программы совпадали»,- высказал мнение ректор МГУ.
-
Что предполагает преемственность
Преемственность предполагает плавный переход на среднюю ступень обучения такой, чтобы под натиском новых впечатлений, непривычных приёмов работы не растерять все хорошие приобретения начальной школы, не утратить интерес к обучению. Адаптация – приспособление к окружающим условиям.
-
Цели обучения в среднем звене
В средней школе изменяются цели обучения. Цели образования в 5-6 классах определяются, прежде всего, той ответственностью, которая возлагается на переходный (от начального к основному) период обучения. Ответственность связана с необходимостью обеспечить адаптацию школьника в 5-6 классах. С учетом развития качеств (самостоятельности, инициативности, умения рассчитывать собственные силы), которые формируются в начальной школе, приоритетной целью обучения является развитие учебной самостоятельности без посторонней помощи, собственными силами.
-
Потеря у пятиклассников интереса к учёбе
Часто мы сталкиваемся с таким явлением: ученик, успешно окончивший начальную школу, перейдя в пятый класс, постепенно теряет интерес к учебе, и, как следствие, успеваемость его падает. Начинаются взаимные упреки. Учителя начальной школы считают, что виноваты учителя-предметники, которые не смогли закрепить ранее достигнутые успехи ученика. Те, в свою очередь, возмущаются: «К нам приходят «липовые» отличники». Кто прав, кто виноват, разобраться сложно - истина, как обычно, где-то посредине. В чем же сложность перехода из начальной школы в среднее звено? Обусловлена она целым рядом причин.
-
СЛОЖНОСТЬ ПЕРЕХОДА ИЗ начальной школы в основную объясняется:
сменой социальной обстановки; изменением роли учащегося; увеличением учебной нагрузки; изменением режима дня; разностью систем и форм обучения; нестыковкой программ начальной и основной школы; различием требований со стороны учителей-предметников; изменением стиля общения учителей с детьми.
-
Отсутствие единых требований
Важный фактор - это разнобой между учителями в плане требований, не диалог, а конфронтация, взаимные претензии и упреки.
-
Сложности организационного и учебного характера
1. Большое количество учителей порождает вариативность поведения школьников. 2. Отсутствие эмоционального настроя на предстоящую деятельность. 3. Создание ситуации успеха для пятиклассников. 4. Отсутствие коллективных средств обучения. 5. Наличие большей свободы и самостоятельности. 6. Личностный контакт с учителями.
-
Переход в пятый класс - испытание не только для школьников, но и для педагогов
Переход в пятый класс - это своеобразное испытание не только для школьников, но и для педагогов. Классному руководителю необходимо за короткое время узнать детей и их семьи, научиться эффективно управлять деятельностью учащихся, быть их проводником и наставником.
-
Ответственность учителя начальной школы
Учителю начальной школы предстоит доказать, что он хорошо подготовил школьников к обучению в старшем звене и вооружил их всеми необходимыми знаниями, умениями, навыками, как учебными, так и общеучебными. Переход учащихся из начальной школы в основную, предусматривает три этапаподготовительный, адаптационный, стабилизационный.
-
СЛОЖНОСТЬ ПЕРЕХОДА ИЗ начальной школы в основную
Для учителей начального звена работа заключается прежде всего в подготовке к переходу в основную школу. Проблема заключается в том, что учителяначальных классов имеют определенный стаж и опыт работы по внедрению ФГОС. А педагоги-предметники начинают освоение новой для них программы, внедрение технологий ФГОС среднего звена. Организация работы по преемственности во многом облегчает переход на новые ФГОС, активизирует методическую работу, обнаруживает скрытые резервы коллектива школы.
-
Основной принцип дидактики – принцип преемственности
Русский язык и литература – одни из наиболее сложных и трудоёмких предметов в курсе средней школы, поэтому соблюдение принципа преемственности необходимо.
-
О программе по русскому языку для 5 класса
В программах по русскому языку как в начальном звене, так и в средних классах уделяется особое внимание систематической работе над формированием орфографической грамотности учащихся. В целом программа четвёртого класса ориентирована на то, чтобы обеспечить готовность учащихся к успешному продолжению занятий языком и речью в средней школе.
-
Как группируется материал в 5 классе
Изучаемый материал группируется вокруг понятий: текст, предложение, словосочетание, слово. Знакомство с частями речи завершается изучением склонения имён существительных и прилагательных, спряжением глаголов, что сочетается с ознакомлением (на практическом уровне) со способами проверки правописания безударных падежных окончаний всех частей речи (кроме существительных на –мя, -ий, -ие, -ия и прилагательных с основой на шипящие и ц). В центре внимания находится формирование способа действия, который должен обеспечить правильное письмо. Для общего знакомства учащимся даётся наречие, это вызвано частотностью данной части речи, её практической необходимостью учащимся.
-
Особенностью рассмотрения частей речи в 5 классе является внимание к синтаксическим связям, к построению словосочетаний и специфике «поведения» в них слов, относящихся к разным частям речи. Учащиеся осваивают постановку двух типов вопросов, задаваемых к имени существительному («по форме», «по смыслу»), уточняют назначение каждого из них (узнать падеж зависимого слова или понять значение). Данной работе придаётся большое значение с точки зрения развития речи детей – повышения её правильности, точности, богатства и выразительности. Знания учащихся о предложении расширяются за счёт знакомства с однородными членами.
-
Преемственность в преподавании литературы
В преподавании литературы прослеживаетсяпреемственность учебного материала. Курс 5 класса начинается с изучения произведений устного народного творчества. Сохраняется принцип преемственности в изучении творчества таких писателей, как А.С.Пушкин, И.С. Тургенев, И.А. Крылов , Х.К.Андерсен. Но мы сталкиваемся с несоответствием программ начальной и средней школы. По литературе требуется, во-первых, достаточная для понимания прочитанного скорость чтения, а во-вторых, большой запас лексики. Сказки, рассказы, стихи в учебниках начальной школы содержат простую лексику, а в 5 классе лексика сложная, задания требуют анализа текста, работы с дополнительными источниками, выполнения разного рода творческих работ.
-
Рекомендации
Проанализировав программы и учебники по русскому языку и литературному чтению(литературе) (4 – 5 классы),предлагаю учителям ряд методических рекомендаций по преемственности преподавания начальная школа - пятый класс. 1) давать учащимся задания по работе с толковым словарём; готовить разные виды пересказа, создавать мини – проекты, мини – сочинения; 2) углублять, обогащать и увеличивать словарный запас учащихся; 3) Особое внимание обратить на построение предложений: Это то, что …. Снижать оценку за несоблюдение норм речи, повторов одних и тех слов типа: Герасим он был немой; В этом рассказе рассказывается… 4) Отработать навык выразительного чтения и правильного, внятного произношения слов. 3) сформировать у детей потребность обращения к словарю как к справочнику того или иного вида, находить ответы на сложные вопросы в Интернете.
-
Общие рекомендации учителям начальной школы
1. Приучать школьников начинать работать на уроке по звонку, быстро включаться в выполнение заданий, не давать отдельным ученикам дополнительного времени на выполнение контрольных и проверочных работ, заканчивать урок со звонком. 2. Использовать формы и методы организации занятий, требующие от каждого ученика активного и осознанного участия, в том числе парной и групповой работы. 3. Предлагать учащимся задания по работе со справочниками и словарями, приучать готовить сообщения, рассказы по дополнительным материалам. Главная задача начальных классов - НАУЧИТЬ РЕБЁНКА УЧИТЬСЯ.
-
Общие рекомендации учителям начальных классов и учителям – предметникам.
Как можно раньше узнать учителей-предметников и классного руководителя будущих 5 - ов. Посещение уроков в 4-ом классе учителями-предметниками, классным руководителем -внеклассных мероприятий. Изучение учебных программ: учитель начальных классов должен знать программу 5 класса. Учитель-предметник среднего звена должен начинать работу в 5 классе, только изучив программу начальной школы, чтобы правильно организовать повторение материала, изученного в начальной школе, и разработать систему мер по дальнейшему формированию новых учебных знаний и умений. Чтобы избежать резкого снижения успеваемости, учителям среднего звена в I четверти надо оценивать учебную деятельность пятиклассников по критериям оценок начальной школы. В 1 четверти не ставить «2».
-
Проведение срезовых работ в 4-х классах в присутствии учителей среднего звена и совместный анализ проведенных работ. Проведение родительского собрания. Ознакомление с возрастными особенностями младших школьников. Изучение уровня работоспособности (наблюдение, пробные уроки ). Изучение системы работы учителя начальных классов: формы и методы организации учебной деятельности учащихся, стиль общения и т.п. Посещение учителем 4 класса уроков учителей-предметников. Изучение методического письма «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе».
-
1. Необходимо согласовать требования всех учителей-предметников. 2. Уделять особое внимание организации учебного процесса школьника: - готовность к уроку (наличие необходимых учебно-письменных принадлежностей, порядок на парте); правильность оформления тетради, различных видов работ; требования к ведению дневника. 3. Урок заканчивать со звонком, не задерживать детей. 4. Домашнее задание не оставлять на самый конец урока - его надо прокомментировать, дать инструкции по оформлению. Необходимо помнить правило: домашняя работа должна приносить чувство удовлетворения ученику, стимулировать успех. Не перегружайте детей заданиями, дифференцируйте их. РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЮ, РАБОТАЮЩЕМУ С ПЯТИКЛАССНИКАМИ
-
РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЮ, РАБОТАЮЩЕМУ С ПЯТИКЛАССНИКАМИ 5.Учитель-предметник должен помнить, что урок в 5-м классе должен быть с частой сменой видов деятельности, включая физминутку. 6. Новые виды учебной деятельности должны сопровождаться чёткими инструкциями. 7. Учащиеся должны знать свои права и обязанности, правила поведения в кабинетах, правила по технике безопасности 8. Задача учителя - знать затруднения учащихся в усвоении учебного материала, своевременно прийти на помощь. 9. Не забывайте:«Ученик и учитель - союзники. Обучение должно быть бесконфликтным».
-
При определении школьной стратегии организации адаптационного периода, педагогический коллектив должен обратить внимание на следующее:
урок остается основной, но не единственной формой организации учебного процесса учащихся в 5-6 классе. На уроке ученику предоставляется право работать в собственном темпе. Важно использовать другие формы организации обучения: экскурсии, цель которых расширение чувственного опыта детей, формирование умений наблюдать, на основе наблюдений самостоятельно делать выводы; игру (дидактическую и ролевую), необходимую для развития умения действовать в соответствии с правилами, сотрудничать, предвидеть последствия своих действий и др.,; диспуты (дискуссии) с целью развития умений дискутировать, отстаивать свое мнение, приводить аргументы;
-
Важно использовать другие формы организации обучения:
Практические работы как необходимое условие развития умений планировать свою деятельность, ставить цели и реализовывать их, использовать полученные теоретические сведения в практической деятельности; мини-лекции с целью формирования умений концентрировать внимание, воспринимать на слух достаточно длительный по времени текст, следить за логикой и последовательностью изложения учебного материала и др.; коллективные формы обучения. Следует помнить о том, что в подростковом возрасте ведущей деятельностью для школьников становится деятельность общения. Приоритеты от учителя и родителей перемещаются к сверстникам. Теперь именно они становятся наиболее значимыми в жизни подростка, в том числе и пятиклассника. Ребята хотят взаимодействовать со сверстниками и в учебной деятельности. Они с удовольствием работают в больших и малых группах, парах, парах сменного состава. Кроме того, позитивные отношения к сверстнику они переносят и на педагога, способного организовать значимое для школьников общение.
-
Проблемы и трудности школьного обучения
Когда речь идет о проблемах и трудностях школьного обучения, большинство педагогов и родителей видят лишь внешние стороны: ребенок устает, он перегружен, программы несовершенны. Все это верно. Увеличение количества предметов и часовой нагрузки резко повышают потребность в адаптационном потенциале ребенка. Даже физически крепкому ученику довольно сложно высиживать по шесть уроков ежедневно. Необходимо дать себе отчет: а каков мой ребенок? Чего он хочет и к чему стремится? Где нужно его подтолкнуть, ни в коем случае не ломая? А ломают детей и в школе, и в семье, забывая основной принцип воспитания - природосоответствие.
-
Следующий аспект проблемы кроется в самом ребенке. Старательный ученик, привыкший учить и выполнять всё, что задано, не в силах самостоятельно справиться с увеличивающимся объемом заданий. Кроме того, в 5 классе от него требуется не только старательность и усидчивость, а умение сортировать и логически обобщать материал.
-
Не всегда создаётся ситуация успеха
Пятиклассники еще очень нуждаются в позитивных отзывах педагога. Ситуация успеха и эмоциональные переживания, связанные с ней, продолжают оставаться действенными мотивами для успешного обучения.
-
Проблемы пятиклассников
Часто с переходом в пятый класс учителя отмечают небрежность записей в рабочих тетрадях, отсутствие необходимых учебных принадлежностей на уроках, записей с номерами домашних заданий и, как результат, отсутствие и самих домашних работ. На это влияют многие факторы, одним из которых является ослабление внешнего контроля за выполнением домашних работ со стороны родителей. Родители к пятому классу устают от проверки тетрадей. Кто-то не считает это целесообразным из-за уже приобретенного навыка всегда выполнять задание на дом в полном объеме. Вот и получается, что наши пятиклассники постепенно отучаются продуктивно работать дома. Появляются пробелы в знаниях.
-
Кредо педагогики
Воспитывать человека на его силе, а не на слабости - в этом кредо педагогики. Сильные стороны любого ребенка - его пытливость, любознательность, волевые качества. Казалось бы, «воля» - категория взрослого человека. Но если ребенок способен несколько раз переделать какую-то работу - это говорит о том, что начинает формироваться личность.
-
Проблема преемственности разрешима
Можно с уверенностью сказать, что проблема преемственности разрешима даже с теми объективными трудностями, которые испытывают учителя. Но разрешима лишь в том случае, если в работе над ней будут участвовать и начальная, и средняя школа в самом тесном сотрудничестве.
-
Спасибо за внимание!!!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.