Содержание
-
Сложноподчинённое предложение
Алёшина З.Н.
pptcloud.ru
-
Повторим СПП:
- состоит из нескольких грамматических основ;
- они не равноправны;
- есть главное и подчинённое ему придаточное предложение;
- они соединены подчинительными союзами и союзными словами.
Я люблю тебя, жизнь, и надеюсь, что это взаимно.
-
Подчинительные союзы:
- изъяснительные - что, чтобы, как..
- причинные - так как, так что…
- временные - когда, лишь, едва..
- сравнительные - как, будто, словно..
- уступительные - хотя, хоть, пускай
- целевые - чтобы, дабы…
- условные - если, если бы, коли, ...
- следствия - так что..
-
Союзные слова:
который, какой, чей, какой, где, куда. откуда, отчего, сколько…
Частицы : ли, лишь
-
Место придаточного предложения
- Всегда надо точно знать, чего хочешь.
- Когда идёшь над бездной, смотри в лазурь и свет.
- Приученный к мысли, что полна бочка не грохочет, он был молчалив.
-
Виды придаточных предложений:
определительные- (какой?)
изъяснительные– (падеж. вопросы)
обстоятельственные –(места, времени, условия, причины, цели, следствия, образа действия,
меры и степени, сравнения, уступки).
-
Придаточное определительное предложение
Около дома посадите астры, нежные цветы которой украшают сад до ноября.
Извилистые дорожки, плавные линии которых манят в глубину участка, делают сад загадочным.
-
Виды связи:
последовательное подчинение;
- Прости, что не сумел сказать, что буду смел.
параллельное подчинение.
- Когда наступает март, в воздухе пахнет весной, что уже не за горами.
-
однородное подчинение;
- Я вижу, как буря бушует и молнию гасит ручей.
неоднородное подчинение.
- Мне надо узнать, в чем дело, чтобы принять решение.
(Что? и с какой целью?)
-
Стечение двух союзов
и когда…то который если… то
что если…то так что когда…то что хотя…но что когда…то
- Она решила, что если не спадет температура,то вызовет врача на дом.
- Она решила, что, если не спадет температура, вызовет врача на дом.
-
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в
предложении должны стоять запятые?
Особенно часто (1) поэт бывал у Олениных (2) дочь (3) которых (4) была предметом его серьёзного увлечения.
1) 1,2,4 2) 2 3) 1,3 4) 2,4
-
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны
стоять запятые?
Роза (1) первые упоминания (2) о которой (3) относятся к V веку до н.э. (4) описана в древнеиндийских сказаниях.
1) 1,4 2) 2,4 3) 1,3 4) 1,3,4
-
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в
предложении должны стоять запятые?
Древовидные пионы (1) листья (2) которых (3) облетают на зиму (4) со временем превращаются в пышно цветущие раскидистые кусты.
1) 1,4 2) 2 3) 3 4) 1,2,4
-
предложении должны стоять запятые?
Молодые люди скоро дошли до размышлений (1) что им непременно надо пожениться (2) но (3) так как родители Марьи Гавриловны запретили дочери и думать о свадьбе с Владимиром (4) придётся сделать это без родительского благословения.
1) 1,3,4 2) 2 3) 2,3,4 4) 1,2,3,4
-
предложении должны стоять запятые?
Трудно было угадать (1) какой выдастся день (2) и альпинисты долго не могли решить (3) когда начать восхождение.
1) 1,3 2) 2 3) 1,2 4) 1,2,3
-
предложении должны стоять запятые?
Сестра ничего не ответила (1) и (2) чтобы отвлечься от неприятного ей разговора (3) она подошла к клетке с птицами и стала рассеянно подсыпать зерно в кормушки (4) хотя они уже были полны.
1) 1,2,4 2) 1,2,3,4 3) 1,3 4) 2,3
-
предложении должны стоять запятые?
Темнело (1) и (2) когда мы вошли в реденькую берёзовую рощу (3) белые стволы показались нам налепленными на лиловый сумрак яркими бумажными полосами.
1) 1,2,3 2) 2,3 3) 3 4) 1,2
-
Среди предложений 3-19 найдите сложноподчинённое предложение с придаточным условия.
Напишите номер этого сложного предложения.
(З)Художница ответила мне примерно так. (4)Старые мастера и вообще большие живописцы прошлого видели в младенце прежде всего человека. (5)Ведь главное в каждом малыше не то, что он ребёнок, а то, что он человеческий ребёнок. (6)И жизнь у него человеческая - трудная, сложная. (7)Конечно, детство - это заря жизни, это счастье. (8)Но сам ребёнок этого счастья не осознаёт. (9)Вот вы в детстве были счастливы?
(10)Выслушав её, я призадумался. (П)Конечно, какой-то перехлёст был в её словах. (12)Но когда я начал перебирать в памяти грустные и счастливые впечатления своего детства, счастливых оказалось очень мало. (13)И причиной тому были отнюдь не родители, не окружающие, не трудности эпохи. (14)Мне просто некогда было быть счастливым.
(15)Ну а как же тогда быть с «золотым детством»? (16)«3олотое детство» - это прочно затверженная формула.
(17)А что если миф о золотом детстве придумали взрослые дяди и тёти, которые забыли свои детские годы? (18)Ведь если бы все в детстве были безоблачно счастливы, то из детей вырастали бы глупые взрослые. (19)Между тем мы живём в обществе людей разумных, талантливых, способных, умных, толковых, мыслящих — и это во всех областях жизни.
-
Среди предложений 14-21 найдите сложноподчинённые предложения с последовательным
подчинением придаточных. Напишите номера этих сложных предложений.
(14)Но что поделаешь, если люди добровольно засадили себя в разнообразные металлические клетки и отключили от земли, от её единых электрических и прочих сил.
(15)Синтетической одеждой и обувью, резиновыми колёсами и асфальтом, всевозможными пластиками человек всё больше изолирует себя от земного шара, искусственно отключаясь не только от общего земного электричества, но и от многих не изученных нами сил, излучаемых деревьями и травой, дождями и радугой, сосновой хвоей и плывущими облаками, дремлющим бором и утренней росой, речным туманом и молнией. (16)Да и просто мягкой и доброй почвой.
(17)Однако эта физическая изоляция покажется мелочью, если вспомнить - о той чудовищной психологической, духовной изоляции, которая существует теперь между Человеком и Землёй.
(18)Конечно, стараемся, тщимся, выращиваем на балконе цветочек или перышко лука, держим в квартире какое-нибудь растение, обзаводимся дачным клочком земли, летом, во время отпуска, в воскресенье выбираемся в лес, на речку. (19)Но это не серьёзные отношения с землёй. (20)А это вроде как детская игра в дочки-матери вместо подлинной любви, подлинного рождения детей.
(21)И подумать только, что мой дед и даже мой отец ещё находились в прямом и непосредственном контакте с землёй, который человеку предназначен и необходим.
-
Всем спасибо!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.