Презентация на тему "Словарная работа на уроках русского языка" 5 класс

Презентация: Словарная работа на уроках русского языка
Включить эффекты
1 из 17
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
5.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть и скачать презентацию по теме "Словарная работа на уроках русского языка" по русскому языку, включающую в себя 17 слайдов. Скачать файл презентации 0.31 Мб. Средняя оценка: 5.0 балла из 5. Для учеников 5 класса. Большой выбор учебных powerpoint презентаций по русскому языку

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    17
  • Аудитория
    5 класс
  • Слова
    русский язык
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Словарная работа на уроках русского языка
    Слайд 1

    Описание педагогического опыта учителя русского языка и литературы МОУ Илешевской ООШ Хробостовой Елены Валерьевны Речевое развитие предполагает последовательные,прогрессирующие количественные и качественные изменения речи учащихся на всех уровнях обучения М.Р.Львов

  • Слайд 2

    Из опыта работы

    Словарная работа на уроках русского языка (в рамках системно- деятельностного подхода) сдвоенные классы

  • Слайд 3

    Цель работы учителя:помочь учащемуся овладеть речевой деятельностью

    Задачи: Развитие и обогащение словарного и грамматического строя речи ; формирование умений и навыков грамотного письма, -формирование навыков рационального чтения, -развитие навыков полноценного восприятия звучащей речи, научить детей свободно, правильно и выразительно говорить и писать на родном языке, Научить пользоваться русским языком в жизни как основным средством общения. Народ выражает себя в языке своём. И.И.Срезневский

  • Слайд 4

    Актуальность опыта

    Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психического развития: мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения человека к ценностям духовной культуры, а также необходимым условием воспитания и обучения. Развитие устной и письменной речи закладывает основы не только успешного обучения в школе, но и дальнейшей социализации личности. Народ выражает себя в языке своём. И.И.Срезневский

  • Слайд 5

    Противоречия педагогической деятельности

    С одной стороны- низкая речевая и орфографическая культура учащихся (бедный словарный запас, несформированность грамматического строя речи, неумение выражать свои мысли связно, логично, доказательно). С другойстороны- одним из условий успешной социализации является владение грамотной речью, умение учащихся воспроизводить и строить тексты всех типов и стилей речи, как в устной, так и письменной форме, пользоваться справочной литературой. Народ выражает себя в языке своём. И.И.Срезневский

  • Слайд 6

    Условия появления опыта

    Таким, образом, без развития речи и осознания того, что речь-это важнейший инструмент обучения личности, невозможна успешная социализация детей в обществе. Одним из важнейших условий развития речи является постоянное пополнение словарного запаса, накопляемость,как активного, так и пассивного словаря. Трепетное, внимательное отношение к слову, как к ОСНОВНОЙ единице речи Речевое развитие предполагает последовательные,прогрессирующие количественные и качественные изменения речи учащихся на всех уровнях обучения М.Р.Львов

  • Слайд 7

    Теоретическая основа опыта

    Большой вклад в разработку проблемы внесли Ф.И. Буслаев, В.Я. Стоюнин, В.П. Острогорский, Л.И. Поливанов, В.П. Шереметевский, В.В. Голубков, А.Д. Алферов, М.А. Рыбникова, К.Б. Бархин, Н.М. Соколов, Л.С. Троицкий, С.А. Смирнов, Н.В. Колокольцев, А.А. Липаев, современные ученые К.В. Мальцева, М.Р. Львов, Т.А. Ладыженская, В.Я. Коровина, О.Ю. Л.М. Зельманова, Т.Ф. Курдюмова, и др. Исследования психологов, педагогов, лингвистов (Л.С. Выготского С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца, А.А. Леонтьева, Л.В. Щербы, В.В. Виноградова К.Д. Ушинского,) создали предпосылки для комплексного подхода к решению задач речевого развития школьников. Народ выражает себя в языке своём. И.И.Срезневский

  • Слайд 8

    Теоретическая основа

    . Задачи методики развития речи как области педагогической науки тесно связаны с задачами обучения, воспитания и развития школьников. В теории методики и в стабильной программе по русскому языку для средней школы традиционно выделяются три направления в работе по развитию речи учащихся: Первое направление – обучение нормам русского литературного языка, в результате чего достигается овладение культурой речи. Целенаправленное обучение обеспечивает формирование у учащихся не только правильной, но и коммуникативно-целесообразной речи, воспитывает культуру речевого общения. Второе направление – обогащение словарного запаса и грамматического строя речи, что традиционно предполагает словарно-семантическую работу и обучение морфологии и синтаксису. Результатом должно стать формирование и развитие лексико-грамматического строя речи. Третье направление – развитие связной речи учащихся, т. е. работа над всеми видами речевой деятельности, над умениями и навыками порождать текст и воспринимать его. Народ выражает себя в языке своём. И.И.Срезневский

  • Слайд 9

    Факторы успешности

    . 1.Создание условий и развивающей среды для совместной деятельности, которая должна быть эмоциональной, познавательной и значимой для всех участников процесса. 2.Вариативность упражнений, т.е реализуется разноуровневый подход (ученик сам может выбрать задание и проявить свои индивидуальные качества) 3.Обязательная рефлексия личных достижений, как условие самосовершенствования ученика. Народ выражает себя в языке своём. И.И.Срезневский

  • Слайд 10

    Технология опыта

    Цель : Обогащение словарного запаса учащихся для дальнейшего развития речи и успешного обучения. Задачи: -исправление и совершенствование речи; -предъявление высокохудожественных образцов речи; -отработка навыка орфографической зоркости; -пополнение пассивного словаря учащихся; -пополнение активного словаря учеников; -работа с различными видами словарей; -развитие памяти и моторики -активизация словесного творчества Народ выражает себя в языке своём. И.И.Срезневский

  • Слайд 11

    Народ выражает себя в языке своём. И.И.Срезневский Словарная работа должна проводиться системно, поэтому каждый урок я начинаю с речевой разминки (ребятам предлагается загадка,ребус,шифровка..) орфографической пятиминутки (разбор 3 слов с выделенными орфограммами (технологию см. на сайте «Педкопилка») или с упражнения по мнемотехнике «Копилка слов» (слова для для толкования и записи по памяти (см. «Инфоурок») Все эти упражнения дают позитивный заряд учащимся, развивают их память, мышление, решают мои дидактические задачи (например, ввожу термин, который понадобится на уроке: ОБОСОБЛЕНИЕ) Это задание предполагает в случае затруднения-обратиться к Толковому словарю.

  • Слайд 12

    ). Работе со словарями нужно также уделять дополнительно особое время,поэтому в начале урока можно предложить задание «Кто быстрее?» , особенно его любят в классах с УО: Называются слова, которые дети должны найти в орфографическом словаре и записать в тетрадь.( на каждое слово дается по минуте).Работу можно оценить как словарный диктант. В последнее время и на контрольных диктантах я стала практиковать возможность дать детям обратиться к словарю, если есть такая необходимость (именно по мере написания, потом они к проблемным словам чаще всего не возвращаются)Это занимает время на диктанте, но качество написания стало выше! Словари должны находится в классе, на открытых полках, так, чтобы дети в любой момент могли подойти и взять их. Знакомству с некоторыми видами словарей уделяется целый урок (Толковый, словообразовательный, синонимов и антонимов,словарь фразеологизмов) Интересно проходят и внеурочные мероприятия, посвященные М.Ломоносову, В. Далю и др. Народ выражает себя в языке своём. И.И.Срезневский

  • Слайд 13

    . Народ выражает себя в языке своём. И.И.Срезневский «Упражнение с мячиком» На этапе закрепления и отработки навыков , например поизучению частей речи, использую такое упражнение: озвучиваю детям задание: из существительного образуйте прилагательное, из глагола-причастие и перекидываю им мяч (лето-летний, бросить-брошенный и т. д.) Такая форма решает сразу несколько задач, и закрепление материала и развитие мелкой и общей моторики, и настроение повышается-отпадает необходимость физминутки.Поверьте, даже старшеклассники не прочь поиграть на уроке, о про детей с ЗПР и УО- это задание-моя палочка-выручалочка.

  • Слайд 14

    Перечислю несколько видов словарной работы: «Узнай слово по толкованию» (это можно проводить в виде соревнования: угадать слово по его токованию-кто больше слов напишет) «Объясни разницу» (полоскать и поласкать, развиваться и развеваться)Это упражнение развивает орфографическую зоркость, обогащает словарный запас, учит подбирать однокоренные слова) «Орфоэпический диктант» (расставить ударение в написанных словах) «Зрительный диктант»( запомнил словосочетание-записал, запомнил фразу-записал)Обязательна самопроверка по образцу с самооценкой. Такой вид работы готовит к свободному диктанту, а в последствии и к написанию изложения. Народ выражает себя в языке своём. И.И.Срезневский

  • Слайд 15

    Особую роль в развитии и обогащении речи играют творческиезадания. Можно предлагать такие виды работ: Подобрать слова по теме и составить с ними несколько предложений; -Составить текст, используя уже предложенные слова и фразы -Исправить текст, исключив неоправданные повторения, -Выступить в роли корректора и изменить текст, используя (синонимы, антонимы и .др) Трудно детям даются фразеологизмы, поэтому им уделяю особое значение на уроках.(Стараюсь их употреблять как можно чаще, украшая свою речь, чтобы у детей возникло желание узнать, так что же это я имела ввиду?) . Технология опыта Народ выражает себя в языке своём. И.И.Срезневский

  • Слайд 16

    Технология опыта

    Одним из условий успешной работы по развитию речи считаю правильно организованное пространство, поэтому в кабинете должно быть: -много словарей на открытых полках - много наглядности, -оформлены стенды,где ребята могут найти интересную информацию по теме, испробовать свои силы в в развивающих заданиях. Там же может быть представлен и их результат работы, например, сообщение, доклад, проект («Тайна моего имени», «История одного слова», «Занимательная фразеология») Каждый ребенок, на любом этапе работы-в праве отказаться от предложенного задания (нет настроения разбирать слово, нет желания думать над значением фразы, тогда предлагаю ему другой вид работы-индивидуально на карточках -это может быть работа по орфографии-вставить пропущенную букву, по словообразованию-разобрать слово, просто выполнить упражнение из учебника.) Народ выражает себя в языке своём. И.И.Срезневский

  • Слайд 17

    Перспективы развития и возможности применения опыта

    В рамках одной презентации невозможно представить все виды упражнений и заданий, связанных с изучением, пониманием и употреблением слов, но ясно одно, что такая работа очень разнообразна, интересна детям, решает несколько дидактических задач, а самое главное-работает на развитие речи учащихся. Опыт может совершенствоваться, обогащаться, использоваться по частям, многие приемы и упражнения не требуют специальной подготовки и пособий Желаю удачи в работе! С.Я.Воробьева

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке