Содержание
-
Мастер-класс «Использование толковых словарей в качестве дидактического материала на уроках русского языка» Подготовила: Непокрытова Татьяна Юрьевна учитель начальных классов МБОУ СОШ № 19 им. В. М. Казанцева г. Белгорода
-
Важнейшим компонентом процесса развития языковой личности является формирование умения пользоваться словарями в учебно-познавательной деятельности как источником знания и средством саморазвития. Несомненным является тот факт, что словари играют неоценимую роль в процессе преподавания русского языка. «Обращение к словарным материалам открывает перед учащимися богатство человеческой мысли, отраженные в языке. Способствует более глубокому проникновению в систему языка. Расширяет лингвистический кругозор, повышает грамотность и культуру речи, общую образованность человека» [Тихонова 2001 : 45]. Богатейший материал словарей способен стимулировать интерес к предмету «русский язык», а сами словари могут стать надежными помощниками учащихся, дающими возможность самостоятельно и сознательно добывать знания. Словарь - это вселенная в алфавитном порядке. Вольтер
-
Задачи, решаемые словарями при изучении русского языка Способствовать обогащению словарного запаса Работать над совершенствованием орфографической граммотности учащихся И развивать речь учащегося
-
Многообразие толковых словарей для начальной школы
-
Проблема использования словарей на уроках русского языка В школьной программе введено изучение основ лексики и фразеологии, и одним из требований программы является выработка умения пользоваться различными видами словарей. Среди разнообразных заданий и тренировочных упражнений, вооружающих учащихся прочными навыками устной и письменной речи, важное место принадлежит упражнениям, которые выполняются с помощью лингвистических словарей. Значение работы со словарями трудно переоценить: она содействует повышению общей речевой культуры, воспитывает познавательные интересы вообще и интерес к русскому языку, в частности. «Постоянное обращение учащихся к словарям, с одной стороны, снизит нагрузку на их память, с другой – будет способствовать повышению качества получаемых знаний по всем предметам, так как глубокое осознанное владение языком – средством общения – положительным образом влияет на общее развитие человека» [Сергеев 1984: 16].
-
Проанализировав словари в конце учебников, приходим к выводу, что словарь в учебнике служит главным образом для того, чтобы напомнить учащемуся в каких значениях употреблено в книге то или иное слово. Необходимо дополнить традиционный алфавитный перечень списками слов, сгруппированный по неформальным признакам: тематический список, списки синонимических, антонимических, омонимических и некоторых других рядов, в которые входят слова, употребленные в учебнике. Еще одной проблемой сводных словарей, помещенных в учебнике, является то, что у многозначных слов, помещенных в таких словарях, фиксируются только те значения, в которых слова употреблены в данном учебнике. В результате учащегося появляется ложное представление о том, что он знает слово, в то время, как на самом деле он уяснил только часть его семантики.
-
Методические условия формирования умения пользоваться словарями. Использование словарей во взаимосвязи с использованием учебника Создание системы коммуникативных задач, решение которых требует обращения к словарям Применение специально разработанной системы упражнений, направленной на владение операционными компонентами умения пользоваться лингвистическими словарями
-
Возможности использования толковых словарей на уроках русского языка. Возможности использования различных лингвистических словарей на уроках русского языка определяется тем, какие умения и навыки по работе со словарем должны быть сформированы у учащихся, согласно действующих программ, и какие виды упражнений включены в учебники по русскому языку. Анализ учебников свидетельствует о том, что толковые словари используются прежде всего в процессе изучения лексики, в процессе работы над лексическим значением и употреблением слова, в процессе работы над развитием речи учащихся. Задачи изучения русского языка в школе многогранно: это и формирование навыка грамотного письма, и развитие речи школьников. О единстве этих двух задач говорили многие выдающиеся методисты, в том числе Л. В. Щерба, который справедливо отмечал, что «… обучение орфографии может и должно быть связано с обучением развитию речи в одно целое» [Щерба 1998: 56].
-
Использование толкового словаря на уроках русского языка в процессе орфографической работы как раз и позволит решать одновременно различные задачи изучения родного языка. Материалы толковых словарей, на наш взгляд, позволяют составить такие упражнения, которые будут формировать орфографические навыки учащихся, а также обогащать их словарный запас, развивать мышление и память.
-
Практическая часть. «Дидактический материал по русскому языку, - по словам М. Р. Львова, - это отдельные слова, звуки, словосочетания, предложения, отрывки текстов, которые используются для языкового анализа, для обучения правописанию и т. д. Дидактическим материалом называют также задания, раздаваемые учащимся для выполнения: наборы карточек с упражнениями по грамматике, орфографии, пунктуации, карточки с вопросами и заданиями разного рода и т. п» [Львов 1988: 50]. Как источник такового дидактического материала мы использовали различные толковые словари русского языка. Нами были разработаны орфографические упражнения, которые позволяли обращаться к толковым словарям, как к источникам дидактического материала. Конечно, предлагаемые упражнения использовались в сочетании с другими упражнениями (грамматико-орфографическими, упражнениями по развитию речи). Дело в том, что, экономные по времени, такие упражнения могут «вкрапливаться» в различные уроки русского языка.
-
Примерные задания. Слова с непроверяемыми написаниями: при изучении слова горохпроводилась следующая работа: Загадывание загадки: Раскололся тесный домик на две половинки, и посыпались в ладони бусинки-дробинки. Ответ записывается на доске, а затем учащиеся пишут его себе в тетрадь. Беседа по вопросам: - Как вы думаете, что обозначает это слово горох? Ученики сначала сами объясняют значение слова, а затем мы просим посмотреть значение этого слова в словарях: горох, а (у), м. 1) Травянистое полевое и огородное растение семейства бобовых, с круглыми семенами (горошинами); 2) Семена этого растения, употребляемые в пищу. На какой слог падает ударение? 4. Затем подбираются к этому слову однокоренные слова: Горох-гороховый, горошек, горошина, горошинка.
-
5.Анализ значения выражений: Как о стену горох (ничего не действует на кого-либо), При царе Горохе (в незапамятные времена, очень давно). Просим детей объяснить эти выражения. 6.Сочетаемость слова: Каким может быть горох? (хороший, мелкий, грязный, ранний, зеленый, вкусный, сладкий… горох). 7. Составление словосочетаний и предложений со словом горох. Дети составляют со словом горох предложения или словосочетания, наиболее удачные из которых записываются. Предложение разбирают по членам.
-
Работа над другими «трудными» словами. Запишите те однокоренные слова (осина, осинник, осиновый, осинка, подосиновик), которые соответствуют следующим значениям: Молодая осина Осиновый лес Гриб с красной или коричнево-красной шляпкой, который чаще всего можно встретить в осиновом лесу. 2. Прочитайте и объясните с помощью толкового словаря различие в значении каждой пары слов. Составьте предложение с любым словом: морковь- морковка, желтый – желтоватый. 3. Прочитайте и объясните значение каждого из однокоренных слов. В случае затруднения обращайтесь к толковому словарю: Вот и лето подоспело – земляника покраснела. Земляничка, земляничка – красненькая невеличка, беленький цветочек и тройной листочек. Но ежели вы жили возле земляничника, значит земляничное варенье вам привычно.
-
Этот вид упражнения позволяет провести наблюдение над единообразным написанием корня в однокоренных словах. Однородные члены предложения. Впишите в предложение подходящие по смыслу слова из толкового словаря. Объясни с помощью толкового словаря значение вставленных слов: Сапоги, ботинки – это обувь, а … - это одежда. Заяц, … - это звери, а … , … - это птицы и т. д. Толковый словарь используется при подготовке к написанию творческих работ, например: Выписать из толкового словаря значения трех существительных, двух прилагательных, двух глаголов, которые относились к теме «Изобразительное искусство» (картина, альбом, кисточка; художественный, выставочный; позировать,изобразить). Можно предложить и другие темы: спорт, музыка и т.д.
-
2. Игра «Четвертое – лишнее». На доске в два столбика записаны ряды из четырех слов, среди которых одно лишнее, так как имеет одинаковую по форме, но с другим значением . Объясните значение этого слова. В каждом ряду находится и подчеркивается лишнее слово. Побеждает та команда, которая правильно и быстрее выполняет задание. Предварительно класс делится на 3 группы. Победить,бедняк, бедный, беда. Носить, носовой, носик, нос. Нож, ножка, ножовка, ножницы. Таким образом, на каждом уроке мы привлекали толковый словарь при выполнении различных заданий.
-
Спасибо за внимание!
-
Литература Неусыпова Н. М. Толковый словарик русского языка / Пособие для учащихся начальных классов// под ред. Т. Г. Рамзаевой М., 1989. – 112 с. Сергее В. Н. Словари – наши друзья и помощники: Книга для внеклассного чтения – М.: Просвещение, 1984. – 143 с. Словарь - справочник к урокам чтения (в помощь учителю начальной школы)/сост. Демичева В.В., Еременко О. И., Яковлева Т. В. – Белгород.ю 2002 -72 с. Тихонова Е. Н. Кружок любителей русской лексикографии//русский язык в школе. 2001, № 2. – С. 45 -50 Щерба Л. В. Опыт общей теории лексикографии//Языковая система и речевая деятельность. – Л.; 1974. Щерба Л. В. Новейшие течения в методике преподавания русского языка//христоматия по методике преподавания русского языка: Методы обучения русскому языку в образовательных учреждениях: Пособие для учителя/Авт. – сост. М. Р. Львов. – М.; 1998. – С. 290-296.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.