Содержание
-
Слово как единица языка
Урок русского языка в 10 классе Автор работы учитель русского языка ГБОУ СОШ № 250 г. Санкт-Петербурга Соковых Н.Н.
-
Слово - не воробей: вылетит – не поймаешь
Когда ты хочешь молвить слово, Мой друг, подумай – не спеши. Оно бывает то сурово, То рождено теплом души… Им можно радости Прибавить, И радость людям отравить. Им можно лёд зимой расплавить И камень в крошку раздробить… ( В.А.Солоухин)
-
Слово как мгногоаспектное явление
Слово изучается в разных разделах языкознания: в фонетике, словообразовании, лексикографии, грамматике, так как имеет фонетическое оформление, лексическое значение, морфемную структуру, грамматические формы, участвует в построении синтаксических единиц.
-
Лексика. Лексикография.
СОВОКУПНОСТЬ ВСЕХ СЛОВ, ВХОДЯЩИХ В СОСТАВ ЯЗЫКА. НАУКА О СЛОВАРЯХ.
-
Обратимся к самому понятию - СЛОВО
В « Словаре русского языка»С.И.Ожегова отмечается 9 значений, т. е. оно многозначное. 1. Единица языка, служащая для называния отдельного понятия. Например: Слова делятся на слоги. Остальные значения связаны с древнерусским смыслом слова, связанным с понятием РЕЧЬ.
-
Примеры с другими значениями
2. Дар слова. ( Способность говорить). 3.Понять друг друга без слов.( Разговор, беседа). 4.Последнее слово подсудимого.( Речь, выступление). 5. « Слово о пользе стекла» М.В.Ломоносова. ( Произведение на тему). 6 Взять слово.( Право говорить публично). 7. Взять слово назад.( То же, что обещание). 8.Романс на слова А.С.Пушкина.(Текст к музыкальному произведению).
-
Как появляются многозначные слова
Многозначнось ( полисемия) - это следствие переноса наименования с одного предмета на другой на основе сходства: по форме, по цвету, по внутренним свойствам, качествам, функции, по сближению эмоционального характера. Различаются первичные и вторичные производные значения, которые иногда понимаются как прямые и переносные. Прямое значение связано с отражением явлений объективной действительности и имеет широкие словесные связи.
-
Полисемия
Автограф, -а, м. 1. Собственноручная, обычно памятная, надпись или подпись. (Напр.Дать свой автограф). 2. Подлинная рукопись автора.(Напр. Пушкинские автографы). СРАВНИ: Аббревиатура,-ы, ж.Сложносокращенное слово (Напр., запчасти, завуч, МХАТ, вуз).
-
Прямое и переносное значение слова
ЕХИДНА, -ы. 1.ж. Небольшое австралийское млекопитающее, покрытое иглами и шерстью. 2. м. и ж.,перен. Злой, язвительный и коварный человек (разг.). Значение слова реализуетсяв контексте
-
Влияние полисемии
Какие грамматические различия наблюдаются в слове ГЛУХОЙ в зависимости от контекста? 1) глухой ( сосед) 2) глухой ( звук)
-
Основные виды переносных значений
Метафора - перенос значения на основе сходства между предметами. Метонимия - перенос значения по смежности, связи. Синекдоха - разновидность метонимии, основанная на том, что называется часть вместо целого.
-
Примеры
«В каждый гвоздик душистой сирени, распевая, вползает пчела». ( А.Фет) – метафора «гвоздик». « В саду горит костёр рябины красной…» (С.Есенин) – метафора. Всю ночь читал Бунина - метонимия. « …Не то на серебре, на золоте едал…» ( А.Грибоедов) - метонимия. «Швед, русский ,колет, рубит, режет…» (А.Пушкин) – синекдоха. Студент сейчас грамотный – синекдоха.
-
План лексического анализа слова
1. Определить значение слова в данном предложении. 2. Определить, в прямом или переносном значении употреблено слово. 3. Определить, какова стилистическая окраска слова. 4. Определить, каково происхождение слова.
-
Не путаем многозначные слова с ОМОНИМАМИ
КЛЮЧ – 1. Металлический стержень особой формы.2.Приспособление для отвинчивания и завинчивания.3.Перен. То, что служит для разгадки.4. Знак в начале нотной строки ( спец.)5. Верхний камень, замыкающий свод сооружения. Ключ-1. Бьющий из земли источник, родник.
-
Омонимы никак не связаны, лишь пишутся и произносятся одинаково
Между многозначными же понятиями существует определённая связь: 1. Подобрать ключи к кому - нибудь. 2. Ключ для часов. 3. Нарисовать скрипичный ключ.
-
Рассмотрим слово КЛЮЧ в разных аспектах
Фонетический разбор. Состав слова и словообразование. Грамматический. Лексический. Роль слова в построении синтаксических единиц.
-
Объясните знаки, назовите выразительные средства
Как неизведанные страны, Они понятны лишь сперва, Потом значенья их туманны. Их протирают ,как стекло, И в этом наше ремесло. (Д.Самойлов)
-
Слово обогащает нашу речь
Слово есть великий властелин, который , обладая весьма малым и совершенно незаметным телом, творит чудеснейшие дела. ( Горгий – древнегреческий учитель красноречия).
-
Домашнее задание
Стр. 21, 22( Правило). Учебник русского языка. А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. Упр32.
-
Используемая литература
1.Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. А.И.Власенков, Л. М. Рыбченкова. Москва. «Просвещение» 2007 г. 2. Русский язык. Стилистика. Культура речи. И. Б. Голуб , Д.Э.Розенталь. Москва. «Просвещение» 1998 г. 3. Словарь русского языка. С.И. Ожегов. Москва. « Русский язык» 1986 г.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.