Содержание
-
Как слово наше отзовётся?
Ярославль 2011 МОУ открытая (сменная) общеобразовательная школа № 94 Классный час о культуре речевого общения Классный час подготовила Морозова Любовь Евгеньевна, учитель русского языка и литературы МОУ ОСОШ № 94
-
Цель:привлечь внимание к проблеме культуры речевого общения.
Задачи: 1) расширить и уточнить представление о речевом этикете как об одной из составляющих культуры речи; 2) проанализировать этимологию и грамматическую принадлежность этикетных слов; 3) привести результаты наблюдения за употреблением этикетных слов учениками школы № 94 и жителями города Ярославля; 4) представить основные тезисы в буклете для широкого круга учащихся.
-
Нам не дано предугадать,Как слово наше отзовется… Ф.И. Тютчев
-
Культура речи и речевой этикет
-
etiquette(франц.)- «ярлык», «этикетка»ethos(греч.)–«обычай», «характер»ЭТИКЕТ –универсальный язык этических норм и ценностей общенияРЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ–система устойчивых выражений, применяемых в ситуациях установления и поддержания контакта
-
РЕЧЕВАЯ СИТУАЦИЯ
-
Семантические группы этикетных слов
обращение приветствие благодарность просьба извинение прощание пожелание поздравление вежливый отказ приглашение сочувствие
-
Вежливые слова
-
Этикетныеформулыприветствия здравствуйте Речевой этикет приветствий предусматривает и характер поведения, т. е. очередность приветствия. Первыми приветствуют: мужчина — женщину; младший (младшая) по возрасту — старшего (старшую); младшая по возрасту женщина — мужчину, который значительно старше ее; младший по должности — старшего.
-
Этикетныеформулыпрощания
до свидания
-
Коммуникативные функции речевого этикета
способствуетустановлению контакта между собеседниками; привлекаетвнимание слушателя (читателя), выделяет его среди других потенциальных собеседников; позволяетзасвидетельствовать уважение; помогает определить статус происходящего общения (дружеский, деловой, официальный и пр.); формирует благоприятную эмоциональную обстановку для общения и оказывает положительное воздействие на слушателя (читателя).
-
Правила вежливости
-
И во Франции, и в Дании На прощанье говорят: Растает даже ледяная глыба От слова теплого «Спасибо». Зазеленеет старый пень, Когда услышит: «Добрый день». Мальчик вежливый и развитый Говорит, встречаясь: «Здравствуйте». Когда нас бранят за шалости, Говорим: «Пожалуйста». «До свидания».
-
Этимология этикетных слов русского языка
ЗДРАВСТВУЙ – «здравия тебе желаю» ПРОЩАЙ - «сними с меня вину» БЛАГОДАРЮ – «благо дарю» СПАСИБО – «спаси Бог» ПОЖАЛУЙСТА – «пожалуй ста» (пожалуй – окажи милость, внимание; ста – по мнению некоторых ученых, сокращение слова государь)
-
Вопрос о грамматической квалификации этикетных слов
3 точки зрения: 1) этикетные слова и выражения – это отдельная группа междометий; 2) этикетные слова и выражения - это частицы; 3) этикетные слова и выражения не квалифицируются как части речи. Морфологические и синтаксические особенности этикетных слов и выражений позволяют квалифицировать их как особый разряд междометий - этикетные междометия
-
Исследования речевого этикета
-
Книги о соответствиях в речевом этикете
-
Привет! Ку! Салямалейкум О-ля-ля Ку-ку! Салют Хелоу Бонжур
-
Исследователи речевого этикета едины в том, что он «может создать благоприятный климат общения». В. Соловьев утверждает: «Нельзя ни от кого требовать ни высшей добродетели, ни высшего ума или гения, но можно и нужно требовать от всех соблюдать правила вежливости».
-
Опрос учащихся МОУ ОСОШ № 94
1) Какие формулы этикета вы знаете? Перечислите их как можно больше. 2) Какие из названных формул этикета вы используете в своей речи? 3) Как часто вы слышите этикетные слова от других? 4) Часто ли вы говорите их сами? 5) Как часто вы слышите грубые слова, которые нередко становятся причиной конфликта? В опросе приняли участие 17 человек. Учащиеся назвали от 4 до 25 формул речевого этикета. Сами опрошенные (65 %) употребляют гораздо меньше этикетных формул, чем знают: от 2 до16. 53% участвовавших в опросе чаще слышат от других этикетные слова, чем говорят их сами. Наиболее частотными формулами этикета названы следующие: «здравствуйте», «до свидания», «спасибо», «пожалуйста». Менее употребительные этикетные слова: «благодарю», «будьте любезны», «мое почтение», «всего доброго», «извините». Большинство опрошенных (71 %) слышат грубые слова «часто», «частенько», «очень часто», «ежедневно», «постоянно!»
-
Результаты опроса учащихся МОУ ОСОШ № 94
Как показали результаты опроса, знания учащихся МОУ ОСОШ № 94 о речевом этикете недостаточны, а это влияет на применение этих знаний и общий уровень культуры.
-
Употребление формул речевого этикета учащимися школы № 94
Как показывают наблюдения, некоторым учащимся следует обратить внимание на культуру речевого общения в школе. с учителями с другими работниками школы друг с другом
-
В.Солоухин Слово о словах
Когда ты хочешь молвить слово, Мой друг, подумай ― не спеши. Оно бывает то сурово, То рождено теплом души. Оно то жаворонком вьётся, То медью траурной поёт. Покуда слово сам не взвесишь, Не выпускай его в полёт. Им можно радости прибавить И радость людям отравить. Им можно лёд зимой расплавить И камень в крошку раздробить. Оно одарит иль ограбит, Пусть ненароком, пусть шутя. Подумай, как бы им не ранить Того, кто слушает тебя.
-
Вывод
Попытайтесь хотя бы неделю чаще говорить окружающим этикетные слова и внимательно проследите за изменениями в вашей жизни. Вы скоро поймёте, что вам стало проще находить общий язык с людьми, а проблем в общении стало значительно меньше. «Волшебство» речевого этикета в том, что он действительно открывает двери человеческих взаимоотношений. Друзья мои, внушайте людям веру И чаще говорите: «Добрый день!» И следуйте хорошему примеру — Продляйте добрым словом жизнь людей! В. Боков В. Боков
-
-
Список источников
1. Балакай А.Г. Толковый словарь русского речевого этикета: Свыше 4 тыс. этикетных слов и выражений. - Астрель АСТ Транзиткнига, 2004. 2. Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. – Л.: Просвещение, 1990. 3. Коренева А.В. Учимся благодарить // Русский язык в школе. № 4. -1993. 4. Львова С. И. Позвольте пригласить вас…, или Речевой этикет. – Дрофа, 2010. 5. Оганесян С.С. Культура речевого общения // Русский язык в школе. № 5. – 1998. 6. Ожегов С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 2008. 7. Они Ирина. Спасибо, пожалуйста, здравствуйте. – Лениздат, 1991. 8. Родионова Н.И. Искусство быть другим // Русский язык в школе. № 1. - 1992. 9. Середа Е.В. Этикетные междометия // Русский язык. № 15. – 2006. 10.Скворцов Л.И. Язык, общение и культура // Русский язык в школе. № 1. – 1994. 11.Формановская Н.И. Культура общения и речевой этикет // Русский язык в школе. № 5. – 1993. 12.Формановская Н.И. Культура общения и речевого поведения. – М.: ИКАР, 2010. 13.Формановская Н.И. Русский речевой этикет: Лингвистический и методический аспекты. - ЛКИ, 2008. 14.Шанский. Н. М. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов/ Н. М. Шанский, Т. А. Боброва. — 7-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2004. 15.Ширяев Е. Н. Культура речи как лингвистическая дисциплина // Русский язык и современность: Проблемы и перспективы развития русистики. – М., 1991. 16.Балабанова И.П. Этимология этикетных речевых формул русского языка// http://www.russiansociety.org/94/etimologiya-etiketnyih-rechevyih-formul-russkogo-yazyika/ 17.Опольская Л.А. Экология речи//http://2berega.spb.ru/user/DJEKI/&from=mpyesterda 18. Поёт Радионяня (выпуск 8) Треклист: 1.Волшебные слова /В. Добрынин; авт.сл. М. Танич// http://www.tunnel.ru/view/post:54919
-
Использованы материалы и иллюстрации сайтов:
http://www.bel.ru/news/culture/2004/12/04/12835.html http://2berega.spb.ru/user/DJEKI/&from=mpyesterday http://www.google.ru/search?client=opera&rls=ru&q=%D0%9A%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0+%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F+%D0%9E%D0%B6%D0%B5%D0%B3%D0%BE%D0%B2&sourceid=opera&ie=utf-8&oe=utf-8 http://my.mail.ru/apps/598614?ref=lmnu http://www.russiansociety.org/94/etimologiya-etiketnyih-rechevyih-formul-russkogo-yazyika/ http://www.tunnel.ru/view/post:54919
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.