Содержание
-
Словообразование. Сказки
Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №5 им. П. Д. Киселева Гиясова Н.А. 2015г.
-
Приставки «при», «пре»
Однажды Орфография выстроила все приставки. Первыми стояли те, которые имели в своём составе четыре буквы, потом – три, а затем – две и одну. Самой первой оказалась «пере», которая очень гордилась своим положением. -Я среди вас главная, захочу и всех заставлю всё переделать! – заявила она. Услыхал её король Словообразование и сказал: - Не место красит приставку, а её значение. Ты, «пере», придашь словам их всего два: «слишком» и «выполнить ещё раз». А вот твоя близкая родственница приставка «при», хоть и меньше тебя на целую букву, имеет четыре значения.
-
Приставка «пере» задумалась. Очень уж не хотелось ей отставать от «при». И вот, когда Графика по просьбе Орфографии переписывала все слова на букву «п», «пере» бросилась на колени перед королём: -О, мудрый король! Я, как и приставка «при», хочу быть многозначительной, то есть многозначимой. Переквалифицироваться хочу. -Хорошо, - подумав, ответил король. – Но за то, что ты такая завистливая, то мы сократим тебя на букву. Теперь ты станешь приставкой «пре», будешь употребляться в значениях «пере» и в значении, близким к слову «очень».
-
Так в русском языке появилась приставка «пре», встречается она сравнительно редко. И всё старается по примеру своей матушки «пере» навредить скромной «при». Давайте же , ребята, будем очень внимательными, - пре внимательными , когда надо писать слово с приставкой «при».
-
Сложносокращённые слова
Однажды к королю Словообразование пришли Лексика, Графика и Орфография. Лексика стала жаловаться, что Графика очень перегружена работой и поэтому отказывается помогать ей в составлении толкового словаря. -Конечно, - обиженно сказала Графика, - Лексика требует, чтобы я несколько раз записывала одно и то же. -Неправда, - возразила Лексика. – Сначала мы записали значения отдельных слов, например: Заведующий, учебный, часть. А сейчас надо растолковать значение словосочетания «заведующий учебной частью».
-
- Всё равно не буду писать. Я устала! – упрямо твердила Графика. Пока они спорили, король Словообразование попробовал сложить основы слов с помощью соединительных гласных «о» и «е», но ничего не получалось. Тогда он сложил части основ: зав-у-ч. Королю понравилось образовывать новые слова сложением части основ . Это было похоже на игру с матрёшкой, когда куклы складываются одна в другую. -Коллективное хозяйство – колхоз… - бормотал король. – Универсальный магазин – универмаг…, Профессионально-техническое училище – профтехучилище…
-
-А ведь это слово можно сократить ещё больше, - заметила хорошо поставленный голосом Орфоэпия. -Как? -ПТУ. Всем понравился такой способ образования сложносокращённых слов. И его стали широко использовать в русском языке.
-
Личные местоимения
Когда Морфология стала распределять местоимения по разрядам, она пригласила на Совет короля Словообразования и королеву Лексику. -Итак, уважаемые коллеги, я вызываю первую группу местоимений. Наша задача определить их особенности по значению и формообразованию. Вошли местоимения /я/, /ты/, /он/, /мы/, /вы/, /они/. Не ожидая вопросов, вперёд выскочило местоимение /я/. -Я! – громко заявило оно. – Я хочу! Я буду! Я могу! -Кто это так нескромно ведёт себя? – спросил король Словообразование.
-
-Я, я, я… - ответило оно. -Помолчи, пожалуйста, подожди, когда тебя спросят, - велела Морфология. – Иначе ты займёшь последнее место среди местоимений своего разряда. -Вместо какой части речи употребляются эти местоимение и на что указывает?- задала первый вопрос Лексика. -Все собравшиеся здесь местоимения употребляются вместо имён существительных и указывают на лицо. Местоимение /я/ - на лицо говорящего, /ты/ - на того, с кем говорят, /он/ - на тог, о ком говорят. /мы/, /вы/, /они/ - соответственно, о нескольких лицах. -Если о лицах, тогда назовём их личными, - предложила Лексика.
-
-А какими морфологическими признакам мы будем обладать? – вежливо спросило местоимение /мы/. Я думаю, - сказала Морфология, - что мы сохраним за вами некоторые особенности имён существительных. Например, изменение по падежам, по числам. -Я хочу иметь и род! - опять не выдержало местоимение /я/. -И мы хотим, - хором поддержали его местоимения /ты/, /мы/, /вы/, /они/. Только местоимение /он/ промолчало. -Король Словообразование грозно взглянул на расшумевшихся и промолвил: -Я считаю, что мы должны наказать выскочку, - местоимение /я/. Пусть в косвенных падежах оно имеет другую основу.
-
-Я согласна, - поддержала Морфология. – Но к этому мне хочется добавить, что по родам будет изменяться только скромное местоимение /он/. -Кроме того, местоимение /он/, /они/ в знак отличия получают букву /н/, когда будут употребляться с предлогами, - внёс ещё одно предложение король. -Благодаря вас, друзья! – произнесла Морфология. - Всё сказанное вами найдёт отражение в учебнике.
-
Образование притяжательных прилагательных
Однажды к Синтаксису пришли словосочетания «пиджак отца», «платок бабушки», «хвост лисы». Вперёд выступило слово «пиджак». -Уважаемый король! По вашему приказу мы стали объединяться в словосочетания. Но имена существительные, которые получили роль зависимых, не хотят подчиняться. -Но ведь мы не прилагательные, род, число и падеж которых зависит от того слова, рядом с которым они стоят, - вмешалось слово «отец». – Помогите нам, замените нас прилагательными. Задумался Синтаксис. Отменять ему свой приказ не хотелось, а не уступи он подчинённым, может начаться бунт. Позвал он Морфологию.
-
-Я не возражаю против новой группы имён прилагательных, - сказала она. - Но есть ли у короля Словообразование нужные нам суффиксы? Пригласили короля Словообразование. А тот, толком не разобравшись, взял с собой только два суффикса – ов- и -ин- да несколько окончаний. Присоединив –ов- к основе слова «отца» – получилось прилагательное «отцов». Присоединили суффикс –ин- к основе слова «бабушки» – получилось «бабушкин». А как же быть с существительным «лисы»? И рискнул тогда король Словообразование вместо суффикса подставить окончание –ий -«лисий». А чтобы притяжательные прилагательные, образованные таким образом, не догадались о его незадачливости, повёл король считать –ий суффиксом. Так возникла новая группа имён прилагательных.
-
Дефисное и слитное написание слов с «пол-»
Однажды к королю Словообразование пришло слово «половина». -Ваше величество, - сказало оно, - только Вы мне можете помочь. Моя беда в том, что слова, к которым я присоединяюсь , чувствуют себя обиженными: ведь тогда они теряют, по их мнению, половину своего лексического значения. Поэтому, завидев меня ещё издали, имена существительные стараются отойти подальше. Не можете ли Вы велеть им примкнуть ко мне вплотную, чтобы везде и всегда я была с ними? -Хорошо, - подумав, ответил король. – но для этого мне придётся сократить тебя более чем на половину.
-
-Я тогда не останусь в одиночестве? – обрадовалось слово «половина». -Нет, ты будешь входить в состав сложносокращённых слов. А они в основном пишутся слитно. И, сократив слово до корня «пол-», король Словообразование стал присоединять его к словам, начиняющимся к гласных. Но тут вмешалась Орфоэпия: -Эти слова не могут писаться слитно, ведь они произносятся с паузой. Пришлось королю отказаться от этой затеи. Начал он соединять «пол-» с существительными, начинающимся с согласной. Всё шло нормально, пока не пришёл черёд слову на букву «л». Тут уж воспротивилась Орфография:
-
-Двойные согласные пишутся в корне тех слов, которые проверяются по словарю. А это сложные слова – «пол-лимона», «пол-листа». И в словаре их нет. Вздохнул тяжко король Словообразование, но подчинился. И принялся присоединять «пол-» к собственным именам существительных. Тогда возмутилась Графика: -Что это такое? Перед заглавной буквой в словах не могут писаться строчные. Обратился тогда король к Пунктуации -О, мудрая Пунктуация! У тебя есть средства для обозначения пауз в предложении: запятая, точка с запятой, тире. Помогите присоединить мне «пол-» к словам, начинающимся с согласной, с буквы «л», и с большой буквы, чтобы не нарушать законов Грамматики. Долго молчала Пунктуация, а потом сказала:
-
-Я не могу предложить ни одного из этих знаков препинания. Запятая разделяет отдельные слова и предложения, точка с запятой становится в исключительных случаях в сложном предложении, тире обозначает длительную паузу, но у меня есть дефис – младший брат тире. Пожалуй, это то, что вам нужно С тех пор, слова, начинающиеся с гласной, с буквы «л» и с большой буквы, пишутся с «пол-» через дефис. А чтобы слово «половина» не страдало от такой половинчатости в написании, Фонетика иногда добавляет к части слова «пол-» букву «у», а «полу-» с другими словами пишется всегда слитно.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.