Содержание
-
Урок-обобщение потеме «Словосочетание".
Ахметзянова Э.А., учитель русского языка и литературы МОБУ СОШ № 6 г. Нефтекамск Республика Башкортостан
-
Согласование – это такой вид связи, при котором зависимое слово выступает в тех же грамматических формах (род, число, падеж), что и главное. Управление – это такой вид связи, при котором главное слово требует постановки зависимого слова в определенный падеж, с предлогом или без предлога. Примыкание – это такой вид связи, при котором зависимое слово связывается с главным только по смыслу. Примыкают обычно неизменяемые части речи (наречие, деепричастие, инфинитив
-
Не является словосочетанием:
основа предложения (мальчик уехал), однородные члены (быстрый и внимательный), предлоги со словами (в течение часа), составные формы (двадцать второй, будет писать, более сладкий) фразеологические обороты (сел в калошу)
-
Подчеркните синтаксические конструкции, которые являются словосочетаниями.
Возле леса, хвойный лес, лес шумит, лес на поле, в течение часа, настольные часы, часы приёма, часы остановились, засушливое лето, от засухи и зноя, вследствие засухи, следствие закончено, виртуозно играть, играю на компьютере, во время игры. Проверь
-
Словосочетания
Хвойный лес, настольные часы, часы приёма, засушливое лето, виртуозно играть, играю на компьютере
-
НЕ являются словосочетаниями:
существительные с предлогом: возле леса, в течение часа, вследствие засухи, во время игры. главные члены предложения: лес шумит, часы остановились, следствиезакончено. нет зависимости между словами, кроме сочинительной связи: лес да поле, от засухи и зноя.
-
Найдите ошибки в определении типа словосочетания по главному слову. Подчеркните эти словосочетания:
Именные: летний день, исполненный мастером, второй по росту Наречные: неожиданно быстро, где-то далеко, задело кого-то Глагольные: любуясь красотами, уважать старших, умелый в работе
-
В каких словосочетаниях неверно определен способ подчинительной связи?
Согласование: каменный дом, отцовская шапка, лисьи повадки, листья дуба, сельские жители. Управление: говорить о делах, отзываться с восторгом, сделать умышленно, посоветовать другу, встретиться с братом. Примыкание: рычать по-звериному, сегодня вечером, откровенное признание, говорить громко, поступать по-дружески.
-
Выпишите из предложения словосочетания и определите способ связи.
Во флигеле налево помещалась крохотная фабрика дешевых обоев. Было последнее утро растянувшегося на два месяца затишья. Я взял наугад толстую книгу в потрескавшемся чёрном переплёте.
-
Из предложений выпишите словосочетания с указанным видом связи.
Большинство иностранцев считают, что русские мало улыбаются (примыкание) Человек мнителен, тревожен и замкнут, болезненно реагирует на малейшие неудачи (примыкание). Оттуда открывается изумительный вид на Волгу, красота неописуемая (управление). В этом случае “плоды учения ”еще более очевидны (согласование). Эти чувства в нас не убиты – они подавлены (управление). Но и те и другие были снисходительны к ошибкам своего кандидата (согласование).
-
Преобразуйте словосочетания одного грамматического значения в синонимичные с другим видом связи.Подготовка к ГИА. Советы
-
СОВЕТЫ помогутвам избежать ошибок при выполнении упражнений:
1. Найдите в данном словосочетании главное (то, ОТ которого можно задать вопрос к зависимому) и зависимое слово (то, К которому задаётся вопрос от главного). Например, ОЗИРАЛАСЬ (как?) ГРАЦИОЗНО.2. Главное слово оставляем без изменения (то есть не меняем его грамматическую форму; в каком виде оно употребляется в задании, в таком виде и оставляем).3. Теперь в центре внимания - зависимое слово! Определяем, какой частью речи оно выражено. При примыкании оно чаще всего выражается наречием, при согласовании - прилагательным, при управлении - существительным. 4. Читаем в задании, какой тип связи мы должны получить.Если необходимо преобразовать примыкание в управление, значит наречие заменяем синонимичным существительным, можно использовать предлог (например, ОЗИРАЛАСЬ ГРАЦИОЗНО - ОЗИРАЛАСЬ С ГРАЦИОЗНОСТЬЮ).Если нужно преобразовать согласование в управление, то прилагательное заменяем синонимичным существительным (например, БАБУШКИНОЙ ЧЕРТОЙ - ЧЕРТОЙ БАБУШКИ).5. Обратите также внимание на место зависимого слова в словосочетании. Оно может измениться. Это наглядно демонстрирует второй пример: при согласовании зависимое слово находится ПЕРЕД главным (БАБУШКИНОЙ ЧЕРТОЙ), а при управлении - ПОСЛЕ главного (ЧЕРТОЙ БАБУШКИ).
-
Подведение итогов:
– Довольны ли вы своей работой на уроке? – Какие задания вызвали наибольшие затруднения? – Какие мысли вы вынесли с урока? – Согласны ли вы со словами: “Словосочетание рассматривается как единица синтаксиса, которая выполняет коммуникативную функцию только в составе предложения”?
-
Домашнее задание.
Составьте тестовую проверочную работу по теме “Словосочетание”.
-
Желаю удачи!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.