Содержание
-
Тема урока
Словосочетание.Главное и зависимое слово в словосочетании.
-
Словосочетаниесочетание двух (и более) самостоятельных словсвязанных грамматически и по смыслу
(Словосочетания формируются в предложении и выделяются из него)
-
Как выделить словосочетания из предложения?
Осенний ветер срывает последние листья с берез и осин.
-
Выделить грамматическую основу.
Осенний ветер срывает последние листья с берез и осин. Грамматическая основа не является словосочетанием
-
Выделить слова, которые зависят от подлежащего.
какой? Осеннийветер срывает последние листья с берез и осин.
-
Выделить слова, которые зависят от сказуемого.
Осенний ветерсрывает последние что? листья с берез и осин.
-
Осенний ветерсрывает последние откуда? листья с берези осин.
-
Выделить слова, которые зависят от второстепенных членов предложения.
Осенний ветерсрывает последние какие? листьяс берез и осин.
-
Словосочетания
осенний ветер берез и осин срывает листья последние листья срывает с берез и осин
-
осенний ветер берез и осин срывает листья последние листья срывает с берез и осин
-
Словосочетанияподчинительные сочинительные
осенний ветерберез и осин срывает листья последние листья срывает с берез и осин
-
Подчинительные словосочетания со связью согласование управление примыкание зависимое слово зависимое слово зависимое слово (неизменяемое) ставится ставится связано в тех же формах, при главном с главным что и главное в определенном по смыслу падеже р.п. м.р. ед.ч. в.п. нар. летнего дождя люблю дождьсильно люблю
-
Цельные словосочетаниясохраняют свою цельностьвыступают как один член предложенияосновную смысловую нагрузку несет зависимое слово
-
Образец разбора словосочетания
Много осадков выпало, потому что днем и ночью шел проливной дождь. днем и ночью – сущ. + сущ. сочинительное словосочетание, способ связи – союз «и», интонация; в предложении является обстоятельством времени. какой? проливной дождь – прил. + сущ. подчинительное словосочетание; главное слово - дождь, существительное; зависимое слово – проливной, прилагательное, в предложении является определением; способ связи – согласование. чего? много осадков – нареч. + сущ. подчинительное словосочетание, главное слово – много, наречие; зависимое слово – осадков, существительное; способ связи – управление; цельное словосочетание, в предложении является подлежащим.
-
Проверь себя. Тест.
-
1. Найди неверный ответ
В синтаксисе изучаются понятия: А) грамматическая основа предложения Б) виды предложений В) синтаксические единицы Г) состав слова
-
2. Какая пара слов не является словосочетанием?
А) слепой музыкант Б) стать артистом В) играет музыка Д) весело играет
-
3. Какое словосочетание не является подчинительным?
А) словом и делом Б) замолвить слово В) волшебное слово Г) состоит из слов
-
4. Отметь пару слов, связанных связью примыкание?
А) босоногий мальчишка Б) выходец из народа Г) начал кричать Д) многие из нас
-
5. Какое предложение является сложным?
А) Молния осветила дом, стоящий на краю дороги. Б) Дождь лил как из ведра, и деревья на ветру качались. В) И гром, и молния, и сильный дождь чересчур испугали меня. Д) Ничего не видя перед собой, мы пробирались сквозь мокрый кустарник.
-
ПРОВЕРКАвыполнения теста
-
1. Найди неверный ответ
В синтаксисе изучаются понятия: А) грамматическая основа предложения Б) виды предложений В) синтаксические единицы Г) состав слова
-
2. Какая пара слов не является словосочетанием?
А) слепой музыкант Б) стать артистом В) играет музыка Д) весело играет
-
3. Какое словосочетание не является подчинительным?
А) словом и делом Б) замолвить слово В) волшебное слово Г) состоит из слов
-
4. Отметь пару слов, связанных связью примыкание?
А) босоногий мальчишка Б) выходец из народа Г) начал кричать Д) многие из нас
-
5. Какое предложение является сложным?
А) Молния осветила дом, стоящий на краю дороги. Б) Дождь лил как из ведра, и деревья на ветру качались. В) И гром, и молния, и сильный дождь чересчур испугали меня. Д) Ничего не видя перед собой, мы пробирались сквозь мокрый кустарник.
-
Коллективная работа
1.Прочитайте. Что это словосочетание или предложение? 2. Запишите в тетрадь, сделайте синтаксический разбор предложения (один человек у доски). 3. Выпишите словосочетания: Утром на полянке зазеленела молодая трава. - О чём это предложение? - Трава зазеленела – какими членами предложения являются эти слова? - Будут ли они являться словосочетанием? Проверяйте, сколько получилось словосочетаний?
-
Работа в парах:
Составьте словосочетания, пометьте главное слово, работайте в паре, помогайте друг другу: лес яркое сильный густой солнце под берёзой дорога ветер карта в огороде гриб в город растёт государства
-
Проверка знаний.
Проверьте, нет ли ошибок? какие? Х Снежинки колючие х в каком? Закружились в морозном х в чём? В морозном воздухе х что? Закружились снежинки Х где? Закружились в воздухе
-
Игра в мяч.
- Поймай мяч и перестрой сочетание слов в соответствии со схемой сущ. + прил. Цветок из стекла Сок из малины Окунь из моря Дождь летом Дорога у деревни Мороз ночью Рано утром
-
Итог урока.
Внимание! Внимание! Вот словосочетание. В нём ходят парою слова, Но неравны у них права. В нём слово главное всегда С зависимым шагает. А кто тут главный – без труда Вопрос определяет. Вопрос от главного идёт К зависимому слову. И никогда - наоборот. Запомни как основу.
-
Домашнее задание
Составить кластер на тему: «Словосочетание» Выучить правило
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.