Содержание
-
Сложносочиненное предложение
-
Вспомним теорию 1. В каком разделе языкознания изучается предложение? 2. На какие группы делятся все предложения? 3. В чем отличие простого предложения от сложного? 4. Какие виды сложных предложений? 5. В чем отличие союзных предложений от бессоюзных? 6. Какие средства связи между частями предложения?
-
Определите тип предложения:
1. Грядущие годы таятся во мгле, Но вижу твой жребий на светлом челе. 2. Люблю немолчный говор твой И поэтические слезы. 3. Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит. 4. Вновь я посетил Тот уголок земли, где я провел Изгнанником два года незаметных. 5. Луна сияла , июльская ночь была тиха.
-
-
Сложносочиненные предложения с соединительными союзами
и да (=и) ни…ни тоже также не только – но и как – так и В этих сложносочиненных предложениях выражается: А) одновременность Б) последовательность В) причина
-
Сложносочиненные предложения с разделительными союзами
то…то или (иль) либо не то…не то то ли…то ли В этих сложносочиненных предложениях выражаются отношения: А) чередование Б) взаимоисключения
-
Сложносочиненные предложения с противительными союзами
а но да (=но) однако зато же только (= но) В сложносочиненных предложениях одно явление сопоставляется с другим или противопоставляется другому
-
Практикум
1. Распределите по группам предложения по разновидностям смысловых отношений между частями сложносочиненного предложения. 2. Начертите схемы предложений.
-
То падал как будто туман, то вдруг припускал косой дождь. Ни солнца мне не виден свет, ни для корней моих простору нет.
-
3. Не только дети любят компьютерные игры, но и взрослые часто увлекаются ими. 4. Либо я все устрою по – прежнему, либо я его на дуэль вызову.
-
5. В углу за печкой трещал сверчок, да издали доносился своеобразный весенний голос домового сычика. 6. Песня над домом смолкла, зато над прудом соловей заводил свою.
-
Разновидности смысловых отношений между частями сложносочиненного предложения
-
Запятая ставится между частями сложного предложения, в которых есть союзы:
И, да(=и), ни-ни, а, но, да(=но), однако, либо, или(иль), тоже, также и др. Сверкнула молния, и послышался удар грома.
-
Запятая не ставится
1. Если части сложного предложения имеют общий второстепенный член предложения: Сейчас брызнет майский дождь и начнётся гроза . 2. Если есть общее придаточное предложение: (Едва рассвело), нас разбудили и мы отправились в путь . 3. Если все его части являются вопросительными, побудительными, восклицательными предложениями. Это кто такие и что им надобно? Как хороша эта девушка и как она умна! Гармонь, играй и веселитесь, люди!
-
Расставьте знаки препинания
1. То светило солнце то шел дождь. 2. На горе то расстилался лес малахитового оттенка то тянулись курчавые заросли то блестели на солнце травянистые поляны. 3. Разговор то смолкал то возобновлялся с новой силой и будто слушая новости речная волна лениво перебирала береговую гальку.
-
Объясните
В начале апреля уже шумели скворцы и летали в саду желтые бабочки.
-
В каком предложении запятая не нужна?
Становилось жарко и я поспешил домой. Сумерки приближались и надо было торопиться. Вот крик и снова все затихло. От кого письмо и что в нем сообщается?
-
ТЕСТ
-
1. Найдите сложное предложение
А. По всей округе ливни льют, веревки из дождинок вьют. Б. Сыпучий снег летит на плечи, над головою сучья гнет. В. Огород внизу начинает чернеть, а в лесу бело. Г. Облетают с яблонь листья, сухо шепчутся с травой.
-
2. Найдите, в каком примере части ССП связывает противительный союз
А. Не то это были вспышки далеких взрывов, не то сверкали зарницы. Б. Тяжело складывались слова, да еще волнение мешало говорить. В. Месяца не было, звезды тоже не светили. Г. Было темно, и я не видел ни деревьев, ни воды, ни людей.
-
3. Укажите ССП, между частями которого не нужна запятая
А. Я гашу лампу и ночь начинает медленно светлеть. Б. Здесь краски не ярки и звуки не резки. В. Звали вдаль журавлиные стаи и орлиный мне слышался крик. Г. Солнышко село и зорька погасла.
-
4. Найдите ССП, в котором есть пунктуационная ошибка
А. Всю ночь бушевала буря и хлестал громко дождь. Б. Гремела атака и пули свистели, и ровно строчил пулемет. В. Притихли и дядя Коля, и Марина, и даже маленький сынишка, и такая же тишина установилась вокруг. Г. Редко тут ходили, но все же ходили, и дорожка обозначилась четко.
-
5. Укажите предложение, соответствующее схеме: [ ], и [ ] (знаки препинания не расставлены)
А. Все разнообразие и вся прелесть и вся красота жизни слагается из света и тени. Б. По обе стороны улицы зажглись фонари и в окнах показались огни. В. Много видел он стран и дорог средь огня и военного дыма. Г. Работы вам и детям вашим и внукам довольно будет.
-
Взаимоконтроль
В Б Б Б Б
-
Домашнее задание
Правило. Выписать из комедии «Горе от ума» 6-7 ССП с разными смысловыми отношениями между частями предложения
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.