Содержание
-
По материалам пособия
А.Г Нарушевича «Русский язык: сочинение на ЕГЭ: формулировки, аргументы, комментарии»
-
Задание части С
- Формулируем проблему текста
- Учимся комментировать
- Позиция автора
- Своя позиция и аргументы
- Композиция сочинения
- Поговорим об ошибках
- Обобщение
-
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт (учитываются первые два аргумента). Объём сочинения не менее 150 слов.
-
Что такое проблема текста?
Problema (лат.)-задача, вопросСложный теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования ( См.Словарь русского языка. В 4-х т. / под ред. А.П.Евгеньевой. – М., 1981-1984)
Определяя проблему следует помнить, что описанная в тексте конкретная ситуация – это иллюстрация, частный случай, пример проявления какой-либо абстрактной идеи, рассматриваемой автором.
Сформулировать проблему следует так, чтобы она охватывала не только случай, рассматриваемый в тексте, но и многие подобные ситуации.
Если сформулировать проблему не удаётся, подумайте о следующем.
Основная мысль текста – это ответ на некоторый вопрос, над которым размышлял автор. На какой вопрос отвечает автор своим текстом.
ЭТОТ ВОПРОС И ЕСТЬ ПРОБЛЕМА
-
- философские
- политические
- нравственные
- экологические
- социальные
-
Затрагивают самые общие особенности развития природы, общества, мышления
- В чём смысл человеческой жизни?
- Что такое свобода?
- Как связаны человек и мышление?
-
Касаются устройства и жизни общества
- Можно ли избежать социальной несправедливости?
- Возможно ли построение идеального общества?
- Что такое подлинный и мнимый патриотизм?
-
Политические проблемы
Связаны с деятельностью государственной власти, партий или общественных групп
- Как создать правовое государство?
- Как защитить политические права и свободы человека?
- Нужна ли обществу цензура?
-
Экологические проблемы
Отражают взаимодействие человека и окружающей среды
- Имеет ли человек право вмешиваться в жизнь природы?
- Каким должно быть гармоничное взаимодействие человека и окружающей среды?
- Как уберечь нашу планету от экологической катастрофы?
-
Нравственные проблемы
Связаны с внутренними духовными качествами, которыми руководствуется человек с определёнными правилами поведения
- Что такое совесть? (порядочность, интеллигентность )
- Всегда ли нужно прислушиваться к мнению старшего?
- Следует ли помогать ближнему?
-
Как сформулировать проблему?
Если формулировка не очень сложна и может быть выражена одним словом или словосочетанием, ИСПОЛЬЗУЕТСЯ КОНСТРУКЦИЯ ПРОБЛЕМА (чего?) Р.п.
Автор рассуждает над проблемой….
В тексте поднимается проблема…
Текст заставляет каждого из нас задуматься над проблемой…
Избежать неудачных конструкций поможет второй способ формулирования проблемы – ВОПРОСИТЕЛЬНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Возможно ли гармоничное сочетание духовного и материального в жизни человека? Этой сложной проблеме посвящает свой текст автор.
Автор размышляет над судьбой русского языка и предлагает задуматься над следующей проблемой: обогащается или портится русский язык благодаря заимствованиям?
Что может помочь не только выжить в нечеловеческих условиях , но не утратить человеческого достоинства? Эту проблему рассматривает автор на примере…
-
Употребление слова ПРОБЛЕМА в контексте
ПРОБЛЕМА чего: войны, мира, экономики, образования, воспитания.
ПРОБЛЕМА сложная , трудная, важная, серьёзная, глубокая, основная, главная, актуальная, злободневная, острая, назревшая, философская, нравственно-этическая.
Постановка, изучение, исследование, рассмотрение, значение, важность, сложность какой-либо ПРОБЛЕМЫ.
Точка зрения на какую-либо ПРОБЛЕМУ.
Коснуться какой-либо ПРОБЛЕМЫ.
Уделить внимание какой-либо ПРОБЛЕМЕ.
Над какой-либо ПРОБЛЕМОЙ думать, работать.
Какая-либо ПРОБЛЕМА возникает, встаёт, представляет интерес, заслуживает внимания, ждёт решения.
-
Что такое комментарий?
Комментарии – рассуждения, пояснительные и критические замечания о чём-либо ( Толковый словарь русского языка под ред. Д.Н.Ушакова)
Комментарий показывает, насколько глубоко и полно понимается выделенная проблема.
Комментарий должен осуществляться с опорой на прочитанный текст
Объяснение текста с опорой на вопросы:
Как, на каком материале автор раскрывает проблему?
На чём заостряет внимание?
Какие аспекты проблемы рассматриваются в тексте?
Как выражено авторское отношение к изображаемому?
Какие эмоции автора выражены в тексте?
-
Как оформить комментарий?
Автор раскрывает проблему на примере…
В центре внимания автора…
Автор говорит о том, что…
Автор обращает внимание на …
Автор доказывает (убеждает, осуждает, иронизирует, одобряет, поддерживает, негодует, восхищается, удивляется)…
Автора волнует (тревожит)…
-
Обратите внимание!!!
-
Что такое позиция автора?
Позиция автора – это вывод, к которому приходит автор, рассуждая по поводу той или иной проблемы.
ПРОБЛЕМА = ВОПРОС
ПОЗИЦИЯ АВТОРА = ОТВЕТ НА ЭТОТ ВОПРОС
-
Как выявить позицию автора?
Авторская позиция проявляется :
-
Языковые средства, выражающие авторскую позицию
Оценочная лексика
- Правда-ложь
- Польза-вред
- Подлинный-мнимый
- Несомненный-сомнительный
- Вводные слова
- Отношение говорящего к сообщаемому
- Достоверность сообщаемого
- Образные средства
- Эпитеты
- Метафоры
- Риторические вопросы и восклицания
- И др.
-
Как сформулировать позицию автора?
Постарайтесь ответить на вопросы:
- Что хотел сказать своим читателям автор, создавая текст?
- Как автор оценивает описываемую конкретную ситуацию, поступки героев?
- Какие слова, художественные приёмы, которые выражают авторское отношение, дают оценку описываемым фактам?
Позиция автора такова…
Автор считает, что…
Автор стремится донести до читателя мысль о том, что…
Автор убеждает нас в том, что…
В тексте доказывается мысль о том, что…
Основная мысль текста заключается в том, что…
-
Структура второй части работы
-
Тезис
В сочинении ЕГЭ тезис – это позиция автора текста, которую вы стараетесь обосновать, доказать или опровергнуть.
Тезис подчиняется следующим правилам:
- Формулируется чётко и недвусмысленно
- Не изменяется в течение всего обоснования
- Его истинность должна быть доказана неопровержимо
- Доказательства не могут исходить из тезиса
-
Конструкции для выражения своей позиции
В большинстве текстов утверждаются очевидные истины, которые вряд ли целесообразно оспаривать. НЕ СТОИТ СТРЕМИТЬСЯ К «СПОРУ РАДИ СПОРА»
Спор с автором требует от пишущего подчёркнутой корректности, вежливости.
-
Что такое аргументация?
Аргументация – это приведение доказательств, объяснений, примеров для обоснования какой-либо мысли перед слушателями (читателями) или собеседниками
Аргументация – это доказательства, приводимые в поддержку тезиса
От тезиса к аргументам можно поставить вопрос: «Почему?», а аргументы отвечают: «Потому что…»
Аргументы надо приводить в системе (Рекомендуют располагать аргументы таким образом, чтобы их доказательная сила возрастала)Последний аргумент фиксируется в памяти лучше!
-
Типы аргументов
Чаще всего используются следующие аргументы:
- Факты и события
- Ссылки на авторитетных людей, цитаты из их трудов и произведений
- Пословицы и поговорки
- Примеры из личной жизни и жизни окружающих
- Примеры из художественной литературы
-
Типы аргументов
По характеру связи с тезисом различают аргументы ЗА (свой тезис) и
аргументы ПРОТИВ (чужого тезиса)
против
Должны убедить в том, что доводы, приводимые в поддержку критикуемого вами тезиса, слабые, не выдерживают критику
С точки зрения содержания принято различать аргументы
- искусственные
- естественные
-
Естественные аргументы
Естественные аргументы – это показания свидетелей, документы, то есть всё то, что удостоверено людьми благодаря тому, что они видели или слышали. Существуют в «готовом виде».
-
Искусственные аргументы
Искусственные аргументы так или иначе связаны с необходимостью рассуждать. Мы создаём их сами, обращаясь к разуму или чувствам убеждаемого.
-
Композиция сочинения
-
С чего начать?
Начало сочинения – это визитная карточка автора сочинения. По первым фразам можно сделать определённые выводы о богатстве словарного запаса пишущего, о его умении мыслить и строить текст.
ЗАЧИН
Не должен быть очень большим
Должен быть органично связан с основным текстом сочинения не только по содержанию, но и по эмоциональному настрою, использованию средств выразительности
Основная цель вступления – подвести к формулировке проблемы.
-
Чем закончить?
Основное требование к заключению: заключение должно быть таким, чтобы читатель понял, что самое главное уже сказано и говорить больше не о чем.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Должно быть коротким и ёмким
Должно быть логически связано с основной частью
Как и вступление, должно быть выдержано в той же эмоциональной тональности, что и основная часть
-
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД СОЧИНЕНИЕМ
- Внимательно прочитайте текст (обратить внимание на ключевые фразы и оценочные слова, чтобы выделить проблему и позицию автора)
- Сформулируйте проблему и позицию автора
- Продумайте комментарий ( следите, чтобы он логично связал формулировку проблемы и позицию автора. Подберите цитаты из текста, которые помогут подтвердить правильность вашего понимания авторского текста)
- Определите своё отношение к позиции автора (согласие/несогласие). Подберите аргументы (они должны подтверждать или опровергать мнение автора)
-
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД СОЧИНЕНИЕМ
5. Продумайте композицию сочинения (определите, какой тип зачина и заключения будет использован)
6. Работая над черновиком, продумайте логические связки между частями. Проверьте, насколько логика вашего сочинения соотносится с рассуждениями автора. Проверьте правильность деления на абзацы
7. Переписывая сочинение в бланк ответа, будьте внимательны. Не допускайте ошибок при переписывании.
8. Перечитайте сочинение, чтобы исправить допущенные ошибки.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.