Презентация на тему "Сочинение на ЕГЭ" 11 класс

Презентация: Сочинение на ЕГЭ
Включить эффекты
1 из 32
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.6
7 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Еще одна презентация по русскому языку, цель которой, подготовить учащихся к написанию сочинения на ЕГЭ. Работа достаточно подробно раскрывает суть и методы подхода к написанию сочинений. Автор приводит структуру будущего сочинения, обозначает возможные проблемы, рассказывает как правильно строить аргументацию и выдвигать тезисы.

Краткое содержание

  • Подготовка к написанию сочинения ЕГЭ
  • Проблема текста
  • Комментарии
  • Позиция автора
  • Собственная позиция, аргументы
  • Основные ошибки


Содержание

  • Презентация: Сочинение на ЕГЭ
    Слайд 1

    По материалам пособия

    А.Г Нарушевича «Русский язык: сочинение на ЕГЭ: формулировки, аргументы, комментарии»

  • Слайд 2

    Задание части С

    • Формулируем проблему текста
    • Учимся комментировать
    • Позиция автора
    • Своя позиция и аргументы
    • Композиция сочинения
    • Поговорим об ошибках
    • Обобщение
  • Слайд 3

    Напишите сочинение по прочитанному тексту.

    Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

    Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт (учитываются первые два аргумента). Объём сочинения не менее 150 слов.

  • Слайд 4

    Что такое проблема текста?

    Problema (лат.)-задача, вопросСложный теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования ( См.Словарь русского языка. В 4-х т. / под ред. А.П.Евгеньевой. – М., 1981-1984)

    Определяя проблему следует помнить, что описанная в тексте конкретная ситуация – это иллюстрация, частный случай, пример проявления какой-либо абстрактной идеи, рассматриваемой автором.

    Сформулировать проблему следует так, чтобы она охватывала не только случай, рассматриваемый в тексте, но и многие подобные ситуации.

    Если сформулировать проблему не удаётся, подумайте о следующем.

    Основная мысль текста – это ответ на некоторый вопрос, над которым размышлял автор. На какой вопрос отвечает автор своим текстом.

    ЭТОТ ВОПРОС И ЕСТЬ ПРОБЛЕМА

  • Слайд 5
    • философские
    • политические
    • нравственные
    • экологические
    • социальные
  • Слайд 6

    Затрагивают самые общие особенности развития природы, общества, мышления

    • В чём смысл человеческой жизни?
    • Что такое свобода?
    • Как связаны человек и мышление?
  • Слайд 7

    Касаются устройства и жизни общества

    • Можно ли избежать социальной несправедливости?
    • Возможно ли построение идеального общества?
    • Что такое подлинный и мнимый патриотизм?
  • Слайд 8

    Политические проблемы

    Связаны с деятельностью государственной власти, партий или общественных групп

    • Как создать правовое государство?
    • Как защитить политические права и свободы человека?
    • Нужна ли обществу цензура?
  • Слайд 9

    Экологические проблемы

    Отражают взаимодействие человека и окружающей среды

    • Имеет ли человек право вмешиваться в жизнь природы?
    • Каким должно быть гармоничное взаимодействие человека и окружающей среды?
    • Как уберечь нашу планету от экологической катастрофы?
  • Слайд 10

    Нравственные проблемы

    Связаны с внутренними духовными качествами, которыми руководствуется человек с определёнными правилами поведения

    • Что такое совесть? (порядочность, интеллигентность )
    • Всегда ли нужно прислушиваться к мнению старшего?
    • Следует ли помогать ближнему?
  • Слайд 11

    Как сформулировать проблему?

    Если формулировка не очень сложна и может быть выражена одним словом или словосочетанием, ИСПОЛЬЗУЕТСЯ КОНСТРУКЦИЯ ПРОБЛЕМА (чего?) Р.п.

    Автор рассуждает над проблемой….

    В тексте поднимается проблема…

    Текст заставляет каждого из нас задуматься над проблемой…

    Избежать неудачных конструкций поможет второй способ формулирования проблемы – ВОПРОСИТЕЛЬНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

    Возможно ли гармоничное сочетание духовного и материального в жизни человека? Этой сложной проблеме посвящает свой текст автор.

    Автор размышляет над судьбой русского языка и предлагает задуматься над следующей проблемой: обогащается или портится русский язык благодаря заимствованиям?

    Что может помочь не только выжить в нечеловеческих условиях , но не утратить человеческого достоинства? Эту проблему рассматривает автор на примере…

  • Слайд 12

    Употребление слова ПРОБЛЕМА в контексте

    ПРОБЛЕМА чего: войны, мира, экономики, образования, воспитания.

    ПРОБЛЕМА сложная , трудная, важная, серьёзная, глубокая, основная, главная, актуальная, злободневная, острая, назревшая, философская, нравственно-этическая.

    Постановка, изучение, исследование, рассмотрение, значение, важность, сложность какой-либо ПРОБЛЕМЫ.

    Точка зрения на какую-либо ПРОБЛЕМУ.

    Коснуться какой-либо ПРОБЛЕМЫ.

    Уделить внимание какой-либо ПРОБЛЕМЕ.

    Над какой-либо ПРОБЛЕМОЙ думать, работать.

    Какая-либо ПРОБЛЕМА возникает, встаёт, представляет интерес, заслуживает внимания, ждёт решения.

  • Слайд 13

    Что такое комментарий?

    Комментарии – рассуждения, пояснительные и критические замечания о чём-либо ( Толковый словарь русского языка под ред. Д.Н.Ушакова)

    Комментарий показывает, насколько глубоко и полно понимается выделенная проблема.

    Комментарий должен осуществляться с опорой на прочитанный текст

    Объяснение текста с опорой на вопросы:

    Как, на каком материале автор раскрывает проблему?

    На чём заостряет внимание?

    Какие аспекты проблемы рассматриваются в тексте?

    Как выражено авторское отношение к изображаемому?

    Какие эмоции автора выражены в тексте?

  • Слайд 14

    Как оформить комментарий?

    Автор раскрывает проблему на примере…

    В центре внимания автора…

    Автор говорит о том, что…

    Автор обращает внимание на …

    Автор доказывает (убеждает, осуждает, иронизирует, одобряет, поддерживает, негодует, восхищается, удивляется)…

    Автора волнует (тревожит)…

  • Слайд 15

    Обратите внимание!!!

  • Слайд 16

    Что такое позиция автора?

    Позиция автора – это вывод, к которому приходит автор, рассуждая по поводу той или иной проблемы.

    ПРОБЛЕМА = ВОПРОС

    ПОЗИЦИЯ АВТОРА = ОТВЕТ НА ЭТОТ ВОПРОС

  • Слайд 17

    Как выявить позицию автора?

    Авторская позиция проявляется :

  • Слайд 18

    Языковые средства, выражающие авторскую позицию

    Оценочная лексика

    • Правда-ложь
    • Польза-вред
    • Подлинный-мнимый
    • Несомненный-сомнительный
    • Вводные слова
    • Отношение говорящего к сообщаемому
    • Достоверность сообщаемого
    • Образные средства
    • Эпитеты
    • Метафоры
    • Риторические вопросы и восклицания
    • И др.
  • Слайд 19

    Как сформулировать позицию автора?

    Постарайтесь ответить на вопросы:

    • Что хотел сказать своим читателям автор, создавая текст?
    • Как автор оценивает описываемую конкретную ситуацию, поступки героев?
    • Какие слова, художественные приёмы, которые выражают авторское отношение, дают оценку описываемым фактам?

    Позиция автора такова…

    Автор считает, что…

    Автор стремится донести до читателя мысль о том, что…

    Автор убеждает нас в том, что…

    В тексте доказывается мысль о том, что…

    Основная мысль текста заключается в том, что…

  • Слайд 20

    Структура второй части работы

  • Слайд 21

    Тезис

    В сочинении ЕГЭ тезис – это позиция автора текста, которую вы стараетесь обосновать, доказать или опровергнуть.

    Тезис подчиняется следующим правилам:

    • Формулируется чётко и недвусмысленно
    • Не изменяется в течение всего обоснования
    • Его истинность должна быть доказана неопровержимо
    • Доказательства не могут исходить из тезиса
  • Слайд 22

    Конструкции для выражения своей позиции

    В большинстве текстов утверждаются очевидные истины, которые вряд ли целесообразно оспаривать. НЕ СТОИТ СТРЕМИТЬСЯ К «СПОРУ РАДИ СПОРА»

    Спор с автором требует от пишущего подчёркнутой корректности, вежливости.

  • Слайд 23

    Что такое аргументация?

    Аргументация – это приведение доказательств, объяснений, примеров для обоснования какой-либо мысли перед слушателями (читателями) или собеседниками

    Аргументация – это доказательства, приводимые в поддержку тезиса

    От тезиса к аргументам можно поставить вопрос: «Почему?», а аргументы отвечают: «Потому что…»

    Аргументы надо приводить в системе (Рекомендуют располагать аргументы таким образом, чтобы их доказательная сила возрастала)Последний аргумент фиксируется в памяти лучше!

  • Слайд 24

    Типы аргументов

    Чаще всего используются следующие аргументы:

    • Факты и события
    • Ссылки на авторитетных людей, цитаты из их трудов и произведений
    • Пословицы и поговорки
    • Примеры из личной жизни и жизни окружающих
    • Примеры из художественной литературы
  • Слайд 25

    Типы аргументов

    По характеру связи с тезисом различают аргументы ЗА (свой тезис) и

    аргументы ПРОТИВ (чужого тезиса)

    против

    Должны убедить в том, что доводы, приводимые в поддержку критикуемого вами тезиса, слабые, не выдерживают критику

    С точки зрения содержания принято различать аргументы

    • искусственные
    • естественные
  • Слайд 26

    Естественные аргументы

    Естественные аргументы – это показания свидетелей, документы, то есть всё то, что удостоверено людьми благодаря тому, что они видели или слышали. Существуют в «готовом виде».

  • Слайд 27

    Искусственные аргументы

    Искусственные аргументы так или иначе связаны с необходимостью рассуждать. Мы создаём их сами, обращаясь к разуму или чувствам убеждаемого.

  • Слайд 28

    Композиция сочинения

  • Слайд 29

    С чего начать?

    Начало сочинения – это визитная карточка автора сочинения. По первым фразам можно сделать определённые выводы о богатстве словарного запаса пишущего, о его умении мыслить и строить текст.

    ЗАЧИН

    Не должен быть очень большим

    Должен быть органично связан с основным текстом сочинения не только по содержанию, но и по эмоциональному настрою, использованию средств выразительности

    Основная цель вступления – подвести к формулировке проблемы.

  • Слайд 30

    Чем закончить?

    Основное требование к заключению: заключение должно быть таким, чтобы читатель понял, что самое главное уже сказано и говорить больше не о чем.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Должно быть коротким и ёмким

    Должно быть логически связано с основной частью

    Как и вступление, должно быть выдержано в той же эмоциональной тональности, что и основная часть

  • Слайд 31

    ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД СОЧИНЕНИЕМ

    • Внимательно прочитайте текст (обратить внимание на ключевые фразы и оценочные слова, чтобы выделить проблему и позицию автора)
    • Сформулируйте проблему и позицию автора
    • Продумайте комментарий ( следите, чтобы он логично связал формулировку проблемы и позицию автора. Подберите цитаты из текста, которые помогут подтвердить правильность вашего понимания авторского текста)
    • Определите своё отношение к позиции автора (согласие/несогласие). Подберите аргументы (они должны подтверждать или опровергать мнение автора)
  • Слайд 32

    ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД СОЧИНЕНИЕМ

    5. Продумайте композицию сочинения (определите, какой тип зачина и заключения будет использован)

    6. Работая над черновиком, продумайте логические связки между частями. Проверьте, насколько логика вашего сочинения соотносится с рассуждениями автора. Проверьте правильность деления на абзацы

    7. Переписывая сочинение в бланк ответа, будьте внимательны. Не допускайте ошибок при переписывании.

    8. Перечитайте сочинение, чтобы исправить допущенные ошибки.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке