Содержание
-
Учимся писать сочинение Учитель МБОУ «СОШ №9» Михеева Светлана Анатольевна
-
Написание сочинения - самая сложная часть экзаменационной работы по русскому языку. Задание 25 проверяет у учащихся навыки вдумчивого, осмысленного чтения, зрелость суждения при интерпретации текста. Трудность заключается в том, что не всегда выпускники понимают информацию, заложенную в тексте, не могут применить известные сведения соответствующим образом, чтобы ясно, последовательно излагать собственные мысли, аргументировано доказывать свою позицию.
-
Задание№ 25
Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните, почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт (учитываются первые два аргумента).
-
Структура сочинения
Вступление. Формулировка одной из проблем, затронутых в тексте. Комментарий этой проблемы (обязательно на основе прочитанного текста). Авторская позиция по данной проблеме («Автор считает, что…»). Собственное мнение (согласие или несогласие с авторской позицией). Два аргумента (один из прочитанных книг, другой может быть из личного опыта). Вывод (заключение).
-
Трудности части С:
композиционное оформление сочинения; абзацное членение; грамматические, синтаксические, лексические и стилистические нормы русского языка; аргументация; собственное мнение учащихся.
-
Этапы работы:
1. Ознакомление учащихся с требованиями к сочинению и критериями его проверки. 2. Поэтапный разбор каждого содержательного критерия: а) проблема текста, виды проблем, приёмы выделения проблем текста, способы формулировки проблемы; б) комментарий, виды комментария, способы оформления; в) выявление позиции автора и способы её оформления; г) аргументация собственной позиции, виды аргументов 3. Работа над композицией сочинения. 4. Написание и проверка сочинений по критериям.
-
Выявление проблемы
Важный этап работы над сочинением - это выявление проблемы. Проблем может быть несколько, тогда нужно выявить главную, и этому необходимо учить в процессе комплексного анализа. Обнаружение проблемы может происходить в несколько этапов: пересказ текста; выделение микротем по абзацам; поиск ключевых слов; формирование и запись мыслей, содержащихся в каждом абзаце, выявление главной из них; формирование проблемы - вопроса, который автор ставит перед читателем.
-
Два способа формулировки проблемы
В виде предложения: проблема (чего?): автор размышляет над проблемой; в тексте поднимается проблема; текст автора заставил меня задуматься над сложной проблемой ... 2. В виде вопроса: прочитав текст, я задумался над вопросом
-
Типичные ошибки при формулировании проблемы
Непонимание проблемы. Неумение сформулировать проблему. Неоправданное расширение или сужение проблемы. Подмена проблемы авторской позицией. Подмена проблемы пересказом.
-
Типичные ошибки при комментарии
Подмена комментария пересказом. Отсутствие комментария. Подмена комментария цитированием. Несоответствие комментария заявленной проблеме. Отсутствие опоры на текст.
-
Чтобы отличить комментарий от пересказа, нужно помнить следующее
Пересказывая, мы говорим о том, что делают герои, а комментируя, мы говорим о том, что делает автор!!! Примеры комментария: проблему … автор раскрывает на примере…; автор не случайно подчёркивает, что…; писатель восхищается…
-
Позиция автора – это ответ на вопрос, поставленный в тексте.
Способы формулирования авторской позиции: Позиция автора такова… Автор считает, что… Автор стремится донести до читателя мысль о том, что… Автор убеждает нас в том, что… В тексте доказывается мысль о том, что… Основная мысль текста заключается в том, что…
-
Типичные ошибки
Отсутствует авторская позиция. Позиция автора формулируется слишком широко и (или) неточно. Формулируется позиция автора по другой проблеме текста. Позиция автора подменяется мнением рассказчика. Не путать понятия автор и рассказчик (повествователь). Позиция автора подменяется цитированием.
-
Типовые конструкции: Автор считает, полагает, утверждает… Автор подводит читателя к выводу о том, что… Автор отрицает то, что Автор иронизирует (над кем?) Автор осуждает (что? Кого?) Автор (не)соглашается (с чем? С кем?) Автор разделяет мнение кого? Автор опровергает что? Автор критикует кого? Автор отстаивает что? Автор доказывает что? Автор с возмущением пишет о том… Позиция автора по затронутым вопросам очевидна…
-
Формулировка собственного мнения и аргументация Аргументация –приведение доказательств для обоснования мысли. Это центр сочинения!!! Типовые конструкции: С мнением (позицией, доводами) автора трудно не согласиться. Нельзя не согласиться с точкой зрения автора. Позиция автора заслуживает уважения, но некоторые аспекты спорны. Я (не)разделяю позицию автора. Безусловно (конечно, разумеется, пожалуй),… Оценивая авторскую позицию в целом, можно сказать… Размышляя над позицией автора, прежде всего хочется отметить… Трудно не согласить с автором…
-
Переход к аргументации Приведем пример… Сошлёмся на пример… Возьмем в качестве примера… Сопоставим… С одной стороны… Никто из нас не будет возражать… Ярчайшими примерами тому могут служить…
-
Типичные ошибки
Отсутствие аргументов. Довод ученика не развивает тезис, а повторяет его. Аргументация подменяется выражением своего отношения к автору, героям, событиям исходного текста. Отклонение от тезиса. Аргументы не соотносятся с заявленным тезисом. Этически некорректное изложение доводов.
-
Типы аргументов
Примеры из художественной литературы Примеры из собственного жизненного опыта и жизни окружающих Примеры из кинофильмов, радио- и телепередач Цитаты (если помните их дословно) Обращение к аудитории
-
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Должно быть коротким и ёмким. Должно быть логически связано с основной частью. Как и вступление, должно быть выдержано в той же эмоциональной тональности, что и основная часть. Основное требование к заключению: заключение должно быть таким, чтобы читатель понял, что самое главное уже сказано и говорить больше не о чем.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.