Содержание
-
ЕГЭ Готовимся к выполнению части 2 (сочинение)
-
Таблица пошагового оценивания сочинения – ответа на задание части 2
-
Текст
-
(1)Иногда простодушная мудрость детских книжек ставит нас, уже взрослых людей, в тупик. (2)В сказке великого Андерсена про Снежную королеву все события начинаются с того, что злой тролль создал зеркало, в котором реальный мир искажался самым уродливым образом. (3)И вот когда ученики тролля, вдоволь нахохотавшись над поруганной землей, решили посмеяться над небом, то зеркало выпало из их рук и разбилось на мелкие кусочки, которые разлетелись по всему свету, сражая людей, будто разрывные пули. (4)Сразу два осколка попали в Кая: один в сердце, другой в глаза, и душа мальчика превратилась в ледяную глыбу, излучающую холодное презрение к свету, теплу и красоте жизни. (5)Трогательная история о самоотверженной девочке, которая отправилась в царство Смерти и вызволила из ледяного саркофага похищенного друга, всегда оставляла в моей душе беспокойный вопрос. (6)Почему будто бы хаотично летающие по свету шальные осколки попали именно в Кая и не задели Герду, хотя она находилась в зоне поражения? (7)Это случайность? (8)Почему бы выдумщику Андерсену не придумать иной, более героический вариант: девочку, отравленную коварным уколом колдовства, похитили темные силы, а ее друг, рыцарь без страха и упрека, отправился на ее поиски… (9)Умные книги обладают удивительной способностью: они разговаривают с вами всю жизнь. (10)Каждую зиму в стране начинается не эпидемия, а пандемия гриппа. (11)Закрываются школы и детские садики, врачи надевают марлевые повязки, в аптеках выстраивается очередь за лекарством. (12)Но ведь невидимый вирус косит не всех подряд, а тех, у кого ослабленное здоровье, кто предрасположен к простудным болезням. (13)Болеют многие, но далеко не все. (14)Может, Андерсену хотелось сказать о том, что в нашем мире, будто болезнетворные бактерии, летают микроскопические частички зла, которые в первую очередь поражают нравственно слабых, тех, кто предрасположен к опасным инфекциям, у кого теплохладная душа очарована симметрией мертвого льда, почитаемой ими за истинную красоту. (15)Путешествие Герды – это путешествие в духовных пространствах, сошествие света в адскую бесконечность умирающей души, где среди непроглядной тьмы кучей камней лежат заиндевелые чувства. (16)На эти холодные камни падают горячие слезы, и в безмолвии вечной ночи звучит слабое биение воскрешенного сердца.(17)Мальчика оживила не слегка подогретая влага быстро устающей жалости – его воскресила живая вода искренней и глубокой любви. (18)Помните момент, когда Герда узнает, что принцесса нашла себе жениха, и этот жених как будто бы ее Кай? (19)Что почувствовала бы обычная девушка? (20)Из темных щелей бесшумной гадюкой выползла бы ревность: как же так, я его любила, я всем ради него пожертвовала, а он…(21)Но Герда только обрадовалась: значит, он жив, он счастлив, она его скоро увидит! (22)Только такие, согретые любовью, слезы способны растопить лед, сковавший сердце. (23)Вот скажите, что здесь фантастического? (24)Что придуманного, нереального в этой сказке? (25)Разве не добром согревается наш мир? (26)Разве не летают вокруг нас ядовитые осколки зла, которые язвят наши сердца? (27)И разве есть что-то лучше и прекраснее живой жизни, на которой, будто согретые солнцем капли росы на лепестках розы, дрожат слезы самоотверженной любви?! (По Захарову В.)
-
Задание А28 поможет определить проблему текста, увидеть аспекты проблемы, написатькомментарий, определить авторскую позицию. Варианты формулировок: «Какое высказывание (утверждение) не соответствует содержанию текста (не находит отражения в тексте)?» «Какое высказывание нужно употребить на месте пропуска в … предложении текста?» «Что, по мнению автора, является (причиной чего-либо, злом для общества и т.п.?» «Какое высказывание может быть взято в качестве эпиграфа к данному тексту?» «Каков смысл высказывания автора (героя) (о чём говорит высказывание героя): …?» «С какой целью автор приводит пример с ….?» .«В каком (-их) предложении (-ях) текста выражена одна из главных мыслей текста?» «Какое высказывание (утверждение) соответствует содержанию текста?» Подсказка: задание А28
-
Какое высказывание (утверждение) не соответствует содержанию текста (не находит отражения в тексте)? Умные книги заставляют человека задумываться над самыми разными житейскими ситуациями. Нравственно слабые люди подвержены влиянию зла. Чтение книг увеличивает словарный запас человека. Глубокая, искренняя, самоотверженная любовь обладает воскрешающей силой. Работаем с текстом
-
1. На какой (-ие) вопросы, заданные извне, автор отвечает своим текстом? (сформулированные вопросы - проблематика текста; необходимо выбрать ту проблему, по которой ученик сможет высказаться и привести убедительные аргументы) 2. Над каким вопросом (-ами) заставил задуматься автор? 3. Что является предметом обсуждения в данном тексте? Формулируем проблему
-
Варианты формулировки вопросов В чём сила волшебного воздействия сказок? Почему опасна нравственная слабость? Чем сильна настоящая любовь? В чём сила влияния умных книг? Как противостоять злу окружающего мира? и т.п.
-
-
Типичные ошибки при формулировке проблемы
-
От проблемы - к комментарию Комментарий должен продемонстрировать умение выпускника НАХОДИТЬ и ПОЯСНЯТЬ проблему текста. Что делает автор исходного текста, раскрывая проблему…? обращаетсяк сюжету сказки Андерсена «Снежная королева»; рассуждает о нетипичности, парадоксальности ситуации в сказочной истории: Герда спасает Кая. задумывается над вопросом о.... использует приём аналогии, пытаясь осмыслить события сказки; делится с читателями своими размышлениями о роли умных книг, самоотверженности, бескорыстной любви; погружая читателя в чувства и переживания Герды, публицист заставляет невольно задуматься о….. высказывает предположение о том, что хотел своей сказкой поведать миру мудрый Андерсен; в ходе рассуждения приводит примеры из реальной жизни и т.д.
-
Случаен ли выбор автором истории Кая и Герды для раскрытия проблемы возрождающей силы любви? Какими мыслями автор делится с читателями, рассуждая о ней? Какие вопросы волнуют его? Что кажется ему особенно удивительным в этой истории? Почему он считает эту историю мудрой? Что он подчёркивает, выделяет во взаимоотношениях героев сказки? Почему поступки Герды вызывают его особое восхищение, уважение? и т.п. От проблемы - к комментарию
-
Типичные ошибки при комментарии проблемы
-
Автор может прямо высказывать свое мнение с помощью вводных словнесомненно, безусловно, конечно, по-моему и т.п.; риторических вопросов; языковых средств выразительности(метафор, эпитетов, сравнений и т.п.); аналогий, примеров, фактов и т.д.; открытых прямых оценок явлениям и событиями т.д. Как найти позицию автора в тексте публицистического стиля
-
Работаем с текстом. Авторская позиция
-
Сформулируйте и запишите позицию автора, подчеркнув ключевые слова в предложениях
-
-
-
Типичные ошибки при формулировании позиции автора
-
Аргументация 1. Тезис (собственная позиция, в которой выражено обоснованное согласие/несогласие с автором текста) 2. Аргумент 1. 3.Аргумент 2. 4.Вывод В аргументации должны прослеживаться причинно-следственные отношения между её частями! Обратите внимание!
-
Тезис Почему это так? Потому что… Аргумент 1 Аргумент2 Что следует из вышесказанного? В ы в о д
-
Определите, какие варианты являются аргументами к тезисам. Любовь уничтожает смерть и превращает ее в пустой призрак… Л.Н. Толстой Любовь сильнее смерти и страха смерти.. И. С. Тургенев. ПОЧЕМУ? (Потому что) в настоящей любви нет места ревности. благодаря любви в жизнь входит новый человек. настоящая любовь – это основа верности. любовь переживает смерть любимого человека. Варианты заданий
-
Определите, какой из вариантов НЕ является аргументом к тезисам. Любовь уничтожает смерть и превращает ее в пустой призрак… Л.Н. Толстой Любовь сильнее смерти и страха смерти.. И. С. Тургенев. ПОЧЕМУ? (Потому что) любовь продолжает жизнь. настоящая любовь – это путь к бессмертию. только в любви человек становится человеком. у любви нет прошлого; у неё, как и у жизни, есть только настоящее. Варианты заданий
-
Определите, что является следствием (выводом) из данного высказывания. Используйте метод подстановки слов поэтому, значит, следовательно. Добро, любовь…. венчают путь каждого из нас, если мы шли правильно. М.М.Пришвин (Следовательно…) Зло сильнее добра и любви. Добро проявляется в бескорыстной помощи ближнему. Спешите делать добрые дела. Добрый человек замечает в других только хорошее..
-
Продолжите афоризм, добавив сначала слова потому что, а затем – поэтому.Объясните, чем варианты отличаются друг от друга. Любовь есть благо. (А.П.Чехов) а)(потому что)… б) (потому что) в)Поэтому… (Вариант ответа: варианты а), б) - аргументы; в) – вывод) а) (Потому что) __________________________________________________ (Потому что) ___________________________________________________ б)Поэтому ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
-
Ищем ошибки в аргументации
-
-
Любая книга — умный друг:Чуть утомит, она смолкает;Она безмолвно поучает,С ней назидателен досуг. Лопе ле Вега Книги — это зеркало; и если в него смотрится обезьяна, то из него не может выглянуть лик апостола. Г.Лихтенберг Прочитайте высказывания. Найдите тезис (-ы), аргумент (-ы), вывод (-ы)?
-
Важно помнить...
-
Соглашаясь с …., хочется обратиться к произведению …., в котором можно найти аргументы, подтверждающие правоту автора. Вспомним, например…. В справедливости авторской позиции легко убедиться, обратившись к (роману, повести, рассказу, очерку и т.д.) (указать автора и название произведения). Например,… Не обошла вниманием эту проблему и русская (зарубежная) литература. Вспомним, к примеру… Убедительные аргументы, подтверждающие авторскую позицию, можно найти в художественной (публицистической, научно-популярной) литературе. Обратимся, например, к … В связи с этим мне хочется вспомнить… Конструкции вопросительного характера типа Какие аргументы, подтверждающие авторскую позицию, можно привести? Обратимся к …. Конструкции побудительного характера типа Докажем это, обратившись к примерам из художественной (публицистической, научно-популярной) литературы. "Переходные конструкции" от собственного мнения к аргументации. Аргумент 1
-
Обратите внимание! Используйте в качестве средств связи между абзацами вводные слова, местоимения, наречия и т.д.! Моё согласиес авторской позицией можно обосновать ещё одним аргументом… Кроме того, соглашаясь с автором, хочется вспомнить также… Нельзя не согласиться с автором ещё и потому…. К этой проблеме обращался и… Думаю, что ещё одним убедительным подтверждением авторской позиции может служить…. Бесспорность (справедливость) авторской позиции можно обосновать также ещё одним аргументом:… Не только …, но и … "Переходные конструкции" от собственного мнения к аргументации. Аргумент 2
-
Конспект-схема сочинения
-
Виды вступления: подводим к формулировке проблемы Виды заключения
-
…Если тебе когда-нибудь захочется найти человека, который сможет преодолеть любую, самую невероятную трудность и сделать тебя счастливым, когда этого не может больше никто, - просто посмотри в зеркало и скажи: "Привет!" Ричард Бах
-
Успехов в работе, коллеги! Егораева Г.Т., ведущий методист издательства «Экзамен», г. Москва
-
Литература
Цыбулько И.П. Методические рекомендации по некоторым аспектам совершенствования преподавания русского языка, ФИПИ, 2013 Учебно-методические материалы для председателей и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ 2014 года, ФИПИ, 2014 Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: Учебное пособие. - 3-е изд. -М.: Флинта, Наука, 2000. Егораева Г.Т. ЕГЭ. Часть С. Комментарий к основной проблеме текста и аргументация собственного мнения: М., «Экзамен», 2014 Егораева Г.Т. ЕГЭ. Часть С. Практикум. Работаем над комментарием к основной проблеме текста и аргументацией собственного мнения: М., «Экзамен», 2014 Егораева Г.Т. ЕГЭ. Практикум. Выполнение части С.: М., «Экзамен», 2014
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.