Презентация на тему "Сочинение от А до Я. Рекомендации" 11 класс

Презентация: Сочинение от А до Я. Рекомендации
Включить эффекты
1 из 27
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Скачать презентацию (0.1 Мб). Тема: "Сочинение от А до Я. Рекомендации". Предмет: русский язык. 27 слайдов. Для учеников 11 класса. Добавлена в 2025 году.

Содержание

  • Презентация: Сочинение от А до Я. Рекомендации
    Слайд 1

    Сочинение от А до Я

    Рекомендации Л.Н.Скажутина, учитель русского языка и литературы

  • Слайд 2

    Что изменилось в сочинении ЕГЭ по русскому языку?

    теперь проблема дается ученику в самом задании, В этом есть и плюсы, и минусы. С одной стороны, бывают очень сложные тексты, определиться с проблемой в них достаточно тяжело, поэтому новая версия задания упрощает школьникам задачу. Но с другой стороны, если раньше можно было выделить в тексте несколько проблем и выбрать ту, в которой больше всего уверен (писать комментарий по которой проще всего), то сейчас 11-классники лишены такой возможности. Раз проблему больше формулировать не нужно, значит, и критерий, по которому этот пункт оценивался, исключили.

  • Слайд 3

    Отражение позиции автора (рассказчика) по указанной проблеме исходного текста - определяющий критерий Если экзаменуемый не сформулировал или сформулировал неверно позицию автора (рассказчика) по указанной проблеме исходного текста, то такая работа по критериям К2 и К3 оценивается 0 баллов

  • Слайд 4

    Прокомментируйте, как в тексте раскрывается эта позиция. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, важные для понимания позиции автора (рассказчика), и поясните их. Укажите и поясните смысловую связь между приведёнными примерами-иллюстрациями.

  • Слайд 5

    Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика)по проблеме исходного текста. Включите в обоснование пример-аргумент,опираясь на читательский, историко-культурный или жизненный опыт (Не учитываются примеры-аргументы, источниками которых являютсякомикс, аниме, манга, фанфик, графический роман, компьютерная играи другие подобные виды представления информации.)

  • Слайд 6

    Убрали также и К6 — богатство речи, балл за него перенесли в К10 — соблюдение речевых норм, за него в 2025 году можно будет получить 3 балла. За грамматические нормы максимальный балл тоже подняли до 3.

  • Слайд 7

    Этические нормы: В работе приводятся примеры экстремистских и/или иных запрещённых к производству и распространению среди несовершеннолетних материалов / социально неприемлемого поведения людей / имеются высказывания, нарушающие законодательство Российской Федерации (пропаганда фашизма, антигосударственных идей, нетрадиционных ценностей, употребление нецензурной брани, иностранных слов, имеющих общеупотребительные аналоги в русском языке и не содержащихся в нормативных словарях, и т.д.) Важное изменение: в сочинении (задание 27) должно быть как минимум 99 слов, иначе за эту часть сразу поставят 0 баллов. Раньше был минимум в 69 слов.

  • Слайд 8

    Роман Дощинский об изменениях

    экзаменуемый по-прежнему опирается на исходный текст, все ключевые понятия и термины сохранены. «Что поменялось: формулировка проблемы для каждого варианта уникальна и не повторяется из варианта в вариант, до этого она была стандартизирована. Почему мы пошли на такой шаг? Чтобы воссоединить двух субъектов - пишущего и эксперта. Эксперт должен оценивать не все, о чем подумал экзаменуемый, а исходить из того, какой авторский коридор продумал писатель.

  • Слайд 9

    «Ранее экзаменуемый должен был комментировать проблему, отныне - авторскую позицию. Как это сказывается на технологии написания сочинения? И ранее предполагалось, что экзаменуемый двигается от формулировки проблемы к авторской позиции, но теперь мы открыли самую главную составляющую комментария - следует дать представление о том, каковы авторские намерения, о чем думал автор, когда создавал текст, почему он именно так строит текст, так сталкивает героев к примеру. Все это теперь задача комментария - вскрыть авторские намерения, подтекст. При пояснении примера-иллюстрации нужно использовать соответствующую терминологию: «автор подчеркивает», «автор объясняет»

  • Слайд 10

    «Ранее необходимо было указать смысловую связь и проанализировать ее. Термин «проанализируйте» мы заменили на «поясните». Надо пояснить выбранное логическое понятие. Термин «проанализируйте» давал полет фантазии, теперь четко: пишешь «примеры противопоставлены друг другу», поясни, чем именно второй пример противопоставлен первому; пишешь «второй пример дополняет первый», поясни, чего такого не было в первом примере, что есть во втором»

  • Слайд 11

    «Доказательство на основе опорного текста - это пример-иллюстрация (в первой части), во второй части доказательство из своей жизни, опыта, из головы, из памяти - это пример-аргумент»

  • Слайд 12

    более высоко ценится комментарий, основанный на конкретике, а не на отвлеченном явлении. К примеру, если выпускник, высказываясь по тексту Даниила Гранина об отказе от гида и самостоятельном путешествии по городу, абстрактно пишет, что тоже любит путешествовать, это потянет максимум на 1 балл; если он пишет, что в таком-то году посетил Казань, Санкт-Петербург, Алтай или что-то другое, был там-то и там-то и так далее - такое может потянуть на 2 балла.

  • Слайд 13

    На самый распространенный вопрос школьников о том, всегда ли нужно соглашаться с позицией автора: «Вы можете критически отнестись к мыслям, высказываемым автором, критический взгляд уместен, если того требует ваше волеизъявление».

  • Слайд 14

    «Структура сочинения свободная, можно сразу обозначить авторскую позицию без отсылки к той проблеме, которая и так сформулирована в задании. А дальше фактически мы доказываем, что авторская позиция такова, приводя примеры-иллюстрации. Многие хотят сохранить привычную структуру сочинения и начать с формулировки проблемы. При сохранении структуры прошлых лет важно не взять на себя задачу просто перенесения уже сформулированной проблемы из задания 27, ее надо ввести в текст сочинения, использовав для этого соответствующие инструменты, чтобы не получилось, что мы переносим проблему и дальше она у нас повисает. Итак, формулируем первый тезис, им выступает авторская позиция; далее 2 примера со всеми вытекающими; далее формулируем второй тезис, наш собственный, и доказываем обоснованием собственного мнения. Тогда сочинение получается двухтезисным»

  • Слайд 15

    «Сколько абзацев в сочинении? Столько, сколько вы хотите, это индивидуальное членение текста. Удобно вам 7 - пусть 7, хотите 4 - это тоже принимается», - объяснил эксперт, акцентировав, что любое абзацное членение должно быть логически обосновано и понятно для проверяющего.

  • Слайд 16

    Авторская позиция

    это ответ на проблемный вопрос, решение, которое предлагает автор по указанной проблеме. Важно понимать, что авторская позиция не всегда бывает заявлена прямо. В текстах публицистического стиля отношение автора к проблеме, как правило, очевидно. В художественных текстах присутствие самого автора менее заметно. Чаще в таких текстах позицию автора можно понять, если проанализировать поведение героя, обратить внимание на характеристики, которыми наделяет автор героев, описания, которые им даёт.

  • Слайд 17

    Каким может быть отношение автора к поднятой им проблеме?

    Позитивным (положительным) Негативным (отрицательным) Нейтральным Двойственным Каким может быть настроение автора? Ироничным Саркастичным Грустным Радостным Пессимистичным Оптимистичным

  • Слайд 18

    Комментарий в сочинении ЕГЭ

    это анализ исходного текста. Посредством комментария ученик показывает свои умения следить за логикой текста, подмечать важные для понимания авторской позиции фрагменты текста и использовать их для формулировки позиции автора и собственной позиции. Как и раньше, необходимо найти два фрагмента текста, которые в совокупности позволяют нам понять авторскую позицию. Необходимо установить связи между двумя фрагментами текста и объяснить, какую роль играет связь в понимании авторской позиции.

  • Слайд 19

    Отношение к авторской позиции и обоснование

    В указаниях к оцениванию по критерию К3 подчеркнуто: чтобы выразить свое отношение к авторской позиции, недостаточно заявить согласие / несогласие с автором. Важно создать собственный тезис (личное мнение, навеянное текстом и авторским тезисом). В своих размышлениях ученик может пойти дальше, объяснив, почему разделяет / частично разделяет / не разделяет мнение автора. Другими словами, тезис - это логический довод, который ученик далее должен подкрепить примером - иллюстрацией из читательского, историко-культурного или жизненного опыта. Следовательно, важно "визуализировать" логический тезис, привести пример, который бы его доказывал.

  • Слайд 20

    Фактическая точность речи (ошибки)

    − искажают историко–литературные факты;− искажают имена собственные;− допускают ошибки в обозначении времени и места события;− неверно обозначают топонимы;− допускают ошибки в передаче последовательности действий, в установлении причин и следствий событий и т. п.;− искажают цитаты, заключенные в кавычки.− из-за плохого знания текста произведения, экзаменуемые неправильно интерпретируют поступки и слова персонажей, события, вкладывая в текст отсутствующий в нем смысл; ошибочно или неполно определяют роль анализируемого фрагмента в художественном произведении; неверно выделяют структурные элементы текста (часть, главу и т. д.); искажают сюжет и проч.

  • Слайд 21

    Логичность речи (ошибки)

    сопоставление (противопоставление) двух логически неоднородных (различных по объему и по содержанию) понятий в предложении, тексте нарушение причинно-следственных отношений пропуск звена в объяснении, «логический скачок». перестановка частей текста неоправданный повтор мысли неоправданная подмена лица, от которого ведется повествование сопоставление логически несопоставимых понятий и другие.

  • Слайд 22

    Шаблон. Вступление

    Вопрос из задания 27 Именно этот вопрос в центре внимания (ФИО автора текста), обратившегося в творчестве к проблеме (какой? – указать обозначенную проблему)… .

  • Слайд 23

    Авторская позиция 

    Автор, описывая (что?) , показывает, что …. (ФИО автора) явно считает … . Писателю удалось убедить читателя в том, что… . Позиция авторане сформулирована в какой –либо фразе , но она прослеживается в общем смысле представленного текста

  • Слайд 24

    Комментарии к проблеме

    ЕСЛИ ПРИМЕРЫ ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ В этом нас убеждает противопоставление героев: Писатель изображает одного героя … Этот пример убеждает нас в том, что… Другой же герой , напротив, изображён… Это подчёркивает негативное отношение автора к этому … (определение) персонажу. Противопоставляя поведение … и …, ИОФ побуждает читателя сформировать собственное отношение к происходящему и выбрать, кто ему ближе: человек - … или человек, … .   ЕСЛИ ПРИМЕРЫ ДОПОЛНЯЮТ ДРУГ ДРУГА   В этом нас убеждает два ярких примера из текста.  Оба примера, дополняя друг друга, дают ясно понять: … . (ФИО) побуждает читателя сформировать собственное отношение к происходящему.

  • Слайд 25

    Ваше отношение к позиции автора

    Я согласен с мнением автора. Действительно, … . Мои симпатии, безусловно, на стороне (ФИО автора). В этом я разделяю позицию автора и так же, как он, считаю, что … . Сама история человечества не раз доказывала справедливость этого.(пример из истории, жизни) Нельзя не вспомнить героя известного фильма/ романа… Мне кажется, с мнением (ФИО автора текста) перекликаются идеи ….(ФИО автора прроизведения), изложенные им в произведении «…».

  • Слайд 26

    Вывод

    Таким образом становится понятно, что … .(ответ на вопрос, поставленный в задании 27 )

  • Слайд 27

    Упражнения

    Определить позицию автора в указанном тексте Найти примеры-иллюстрации Связать примеры-иллюстрации между собой Обозначить свое отношение к позиции автора

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке