Содержание
-
Способ Диалектического обучения.Урок русского языка в 5 классе.
Предложение: единство и многообразие. Череповская С. А. , учитель МБОУ « Ермаковская СОШ №2».
-
Цели урока:
I. Образовательно-развивающие: 1.1 Применение опорных понятий: предложение, грамматическая основа предложения, подлежащее, сказуемое, простои и сложное предложение, восклицательные и невосклицательные предложения, повествовательные, побудительные и вопросительные предложения. 1.2 Развитие познавательных УУД: подведение под понятие, анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественны), выявление критериев для сравнения, сериация и классификация объектов, построение логической цепи рассуждений, доказательство, осознанное и произвольное построение логической цепи речевого высказывания в устной форме; регулятивных: контроль и сличение способов действия, самооценка учебных достижений; коммуникативных: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении результатов индивидуального труда. 1.3 Развитие специальных (предметных) умений: выделять грамматическую основу предложения, определять вид предложений по существенным признакам (различным основаниям деления), применять правила написания орфограмм. II. Воспитательная цель: Формирование диалектико-материалистического мировоззрения на основе философских категорий: единство – многообразие, общее - особенное – единичное, первичное – вторичное, причина – следствие.
-
Оборудование:
компьютерный проектор, раздаточный материал (комплект карточек № 1- 6 в системе СДО, текст из рассказа В. П. Астафьева «Васюткино озеро»), логическая схема (на экране).
-
План-конспект.
Заявка на оценку. Базовое понятие темы: выделить, сформулировать вопросы-понятия. Что называется предложением? Каковы свойства и виды предложений? (Понятие = родовой признак + видовые признаки)
-
Предложение – это основная единица языка( единица синтаксиса), которая имеет грамматическую основу, представленную подлежащим и сказуемым, и служит для передачи мысли, чувств, просьбы и т. д.
-
Единство предложений.
Каким предложениям свойственны признаки, указанные в определении? Сделайте вывод, соотнеся данное суждение с темой урока.
-
Вывод:
Единство всех предложений в том, что они имеют грамматическую основу, состоящую из подлежащего и сказуемого или одного из них, и служат для передачи мыслей, чувств, просьбы и т. п.
-
Индивидуальный труд: выписать в тетрадь только те выражения, которые являются предложениями, доказать свою точку зрения графически.
Двухцветная стрелка. Стрелка компаса. Стрелка показывает на север. Дрожащая стрелка компаса. Компас никогда не подведет.
-
Стрелка показывает на север. Компас никогда не подведет.
-
Сформулируйте такие вопросы – суждения, ответы на которые будут доказательством правильности выполнения задания.
Как доказать, что выписанные выражения являются предложениями? Как доказать, что выражение «Стрелка компаса» не является предложением?
-
Ответ – Умозаключение.
-
№1.
Все выражения, которые имеют грамматическую основу, являются предложениями. В выражении «Стрелка показывала на север» есть грамматическая основа: подлежащее – «стрелка», сказуемое – «показывала). Следовательно, выражение «Стрелка показывала на север» является предложением.
-
№2.
Все выражения, которые имеют грамматическую основу, являются предложениями. В выражении «Стрелка компаса» нет грамматической основы. Следовательно, выражение «Стрелка компаса» не является предложением.
-
Работа с текстом.
1.Вдру_ Васютка сп_хватился. 2.Где же затеси? 3.Тайга. 4.Без к_нца и края т_нулась она во все ст_р_ны, м_лчаливая, равнодушная. 5.С выс_ты она к_залась огромным темным морем. 6.Со_нце п_шло на закат, когда Васютка заметил среди однообразн_г_ мха тощие стебли тр_вы. 7.Неужели впереди Енисей? 8.Меж кустов мелькнул пр_свет. 9.В_да!
-
Задания для индивидуального труда:
Прочитайте текст и определите, из какого он произведения, сформулируйте вопрос-суждение, ответ – умозаключение. На какие группы можно распределите предложения текста и на основе каких признаков.
-
Списать, вставить пропущенные орфограммы. Выделить грамматические основы. Определить вид предложений по всем основаниям деления, составить логическую схему, определим место каждого предложения в ней.
-
Простая кооперация.
-
Сложная кооперация.
-
Единство и многообразие?
-
Единство:
Наличие грамматической основы. Способность передавать мысли… Заглавная буква. Интонационное оформление. Цель высказывания.
-
Многообразие: (карточка №3)
-
Подведение понятия темы под другие категории философии.
Первичное – ?, вторичное-? Причина - ?, следствие - ? Общее -?, особенное - ?, единичное - ?
-
Первичное - простое предложение, вторичное – сложное предложение. Причина – наличие в предложении одной грамматической основы, следствие – данное предложение является простым. Общее – предложение,особенное – простое предложение,единичное – Тайга.
-
Самооценка.
«5»-35 и > «4»- 29-34 «3»-17-28
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.