Презентация на тему "Стилистические фигуры"

Презентация: Стилистические фигуры
1 из 15
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть презентацию на тему "Стилистические фигуры" для 9-11 класса в режиме онлайн. Содержит 15 слайдов. Самый большой каталог качественных презентаций по русскому языку в рунете. Если не понравится материал, просто поставьте плохую оценку.

Содержание

  • Презентация: Стилистические фигуры
    Слайд 1

    Русский язык икультура речи

  • Слайд 2

    Стилистические возможности русского синтаксиса.Стилистические фигуры Фигура – обобщенное название стилистических приемов, в которых слово, в отличии от тропов, не обязательно выступает в переносном значении. Фигуры построены на особых сочетаниях слов, выходящих за рамки обычного, «практического» употребления и имеющих целью усиление выразительности и изобразительности текста.

  • Слайд 3

    Анафора – повторение слов или словосочетаний в начале предложений, стихотворных строк или строф. Только в мире и есть, что тенистый Дремлющих кленов шатер. Только в мире и есть, что лучистый Детский задумчивый взор. (Фет)

  • Слайд 4

    Антитеза – стилистический прием контраста, противопоставлений явлений и понятий. Наиболее четко выраженная и простая по строению антитеза основывается на употреблении антонимов: Я царь – я раб, я червь – я бог! (Державин) Но противопоставление может быть выражено и описательно: Зачем от мирных нег и дружбы простодушной Вступил он в этот свет завистливый и душный Для сердца вольного и пламенных страстей? (Лермонтов)

  • Слайд 5

    Градация – стилистический прием расположения слов и выражений, а также средств художественной изобразительности по возрастающей или убывающей (нисходящей) значимости. Раз он в море закинул невод, – Пришел невод с одной тиной. Он в другой раз закинул невод, – Пришел невод с травою морскою…. (Пушкин) Примеры нисходящей градации: Ему обещает полмира, А Францию только себе. (Лермонтов)

  • Слайд 6

    Оксюморон – стилистический прием сочетания противоположных по значению слов с целью необычного, впечатляющего выражения какого-либо нового понятия, представления. И невозможное возможно, Дорога долгая легка. (Блок) Из ненавидящей любви, Из преступлений, исступлений – Возникает праведная Русь. (Волошин) … С кем мне поделиться Той грустной радостью, что я остался жив. (Есенин)

  • Слайд 7

    Острота. Такая фигура представляет собой вполне четкий стилистический прием, известный с античных времен. С пятилетнего возраста отдан я был на руки стремянному Савельичу, за трезвое поведение пожалованному мне в дядьки. Под его надзором на двенадцатом году выучился я русской грамоте и мог очень здорово судить о свойствах борзого кабеля. В это время батюшка нанял для меня француза, мосье Бопре, которого выписали из Москвы вместе с годовым запасом вина и прованского масла… («Капитанская дочка» А. С. Пушкин)

  • Слайд 8

    Параллелизм – стилистический прием сходного, параллельного построения смежных фраз, стихотворных строк или строф. Гляжу на будущность с боязнью, Гляжу на прошлое с тоской. (Лермонтов) Черный ворон в сумраке снежном, Черный бархат на смуглых плечах. (Блок)

  • Слайд 9

    Повторение – стилистический прием, который строится на повторении слова, выражения, песенной или стихотворной строки с целью привлечь к ним особое внимание. Мы в поле были, По межам ходит Венки развили, Да житушко родит, – Венки развили «Уроди, Боже, И жито глядели. Жито густое, А святой Илья Жито густое, По межам ходит, Колосистое, Ядренистое!»

  • Слайд 10

    Рефрен – повторение строки или нескольких строк в конце строфы. Ты все, что сердцу мило, С чем я сжился умом; Ты мне любовь и сила, – Спи безмятежным сном! Ты мне любовь и сила, И свет в пути моем.

  • Слайд 11

    Риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение. В грамматике риторический вопрос определяется как предложение, вопросительное по форме, но заключающее в себе не вопрос, а сообщение. Что ты значишь скучный шепот? Укоризна или ропот Мной утраченного дня? От меня чего ты хочешь? Риторическое восклицание усиливают в сообщении выражение чувства: Как хороши, как свежи были розы В моем саду! Как взор прельщали мой! (Мятлев) Риторическое обращение направлено не к реальному собеседнику, а к предмету художественно изображения. Земля – владычица! К тебе чело склонил я. (В. Соловьев)

  • Слайд 12

    Умолчание – фигура, предоставляющая слушателю или читателю возможность догадываться и размышлять, о чем могла пойти речь во внезапно прерванном высказывании. Я не люблю, о Русь, твоей несменной Тысячелетней, рабской нищеты. Но этот крест, но этот ковшик белый… Смиренные, родимые черты!

  • Слайд 13

    Эллипсис – фигура, состоящая в намеренном пропуске какого-либо члена предложения (чаще всего глагола) который подразумевается из контекста. Я за свечкой – свечка в печку, Я за книжку – та бежать И вприпрыжку под кровать. (Чуковский) Несколько примеров из «Белы» Лермонтова:… Чуть зазевался, того я гляди – либо аркан на шее, либо пуля в затылке.

  • Слайд 14

    Эпифора – фигура, противоположная анафоре, – повторение слова или словосочетания в конце стихотворной строчки. Степям и дорогам Не кончен счет; Камням и порогам Не найден счет. (Э. Багрицкий)

  • Слайд 15

    Как видно, словесных средств художественной изобразительности имеется немало. Почти в каждом произведении народной и книжной словесности есть эпитеты, сравнения, метафоры и т. п. Но сами по себе они, конечно, еще не определяют художественности словесного произведения, они – лишь одно из средств её достижения.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке