Презентация на тему "Стилистика и культура речи" 9 класс

Презентация: Стилистика и культура речи
Включить эффекты
1 из 15
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Смотреть презентацию онлайн с анимацией на тему "Стилистика и культура речи" по русскому языку. Презентация состоит из 15 слайдов. Для учеников 9 класса. Материал добавлен в 2021 году.. Возможность скчачать презентацию powerpoint бесплатно и без регистрации. Размер файла 0.22 Мб.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    15
  • Аудитория
    9 класс
  • Слова
    русский язык
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Стилистика и культура речи
    Слайд 1

    Элективный курс

    Основы стилистики и культуры речи

  • Слайд 2

    Задачи курса

    1) расширить и углубить основные понятия о языковых стилях (грамматической стилистике, функциональной стилистике, стилистике текста, практической стилистике); 2) содействовать развитию языкового чутья и оценочного отношения к своей и чужой речи; 3) формировать навыки незатрудненного владения языком в рамках научного и публицистического стилей; 4) способствовать повышению речевой культуры учеников; 5) воспитывать любовь к языку, эстетическое отношение к нему, чувство личной ответственности за свое речевое поведение

  • Слайд 3

    Тема урока: «Публицистический стиль. Культура речи». (По статье Д. С. Лихачева из книги «Письма о добром и прекрасном»).

    Образовательные цели урока: расширить и углубить представление о публицистическом стиле, его особенностях; учить строить высказывания в публицистическом стиле на основе произведений художественной литературы; совершенствовать навыки культуры речи.

  • Слайд 4

    План урока

    1. Речевая разминка. 2. Формулирование темы и целей урока. 3. Практическая работа с текстом. 4. Подведение итогов. Выводы. Домашнее задание.

  • Слайд 5

    I. Речевая разминка

    * Прочитаем сначала про себя, затем выразительно вслух, выбрав правильную интонацию, следующие тексты. 1…Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь над нею, но примите ее в сердце свое и не ленитесь, но усердно трудитесь. Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев… (Из «Поучения Владимира Мономаха») 2 Слово написанное и слово сказанное неравнозначны. Ибо важно не только, что сказано, но и как сказано. И в этом смысле слово звучащее богаче воспроизведенного на бумаге. Интонация открывает глубины смысла, делает речь более убедительной, многозначной. (И. Андронников. Из статьи) 3 День железнодорожника запомнился рузаевцам необычным для наших мест зрелищем: в полдень над полем стадиона появились разноцветные купола парашютов. А вечером темное небо Рузаевки расцветилось разноцветными огнями праздничного фейерверка. Так любимый город салютовал своим славным труженикам. (Из «Рузаевской газеты») * Определим стиль данных отрывков, отметим особенности публицистического текста, назовем жанры публицистики.

  • Слайд 6

    СТИЛИ РЕЧИ РАЗГОВОРНЫЙ КНИЖНЫЙ художественный публицистический официально-деловой научный

  • Слайд 7
  • Слайд 8

    II. Формулирование темы урока, его целей

    1. Краткая справка об авторе книги, об особенностях ее жанра. Дмитрий Сергеевич Лихачев – выдающийся ученый, академик, публицист. Один из интеллигентнейших и образованнейших людей нашего времени. Его жизнь – долгая и нелегкая – вобрала в себя все изломы нашей истории. Получив хорошее образование в гимназии, в реальном училище, затем в университете, Дмитрий Сергеевич занимался изучением литературы Древней Руси. Он автор многочисленных переводов древнерусских текстов, научных трудов и исследований. В период сталинских репрессий был арестован, провел несколько лет в лагерях. Но не изменил себе. До последних дней своей жизни занимался проблемами культуры и образования. Он стремился донести свои взгляды, свой опыт до соотечественников. «Письмо о добром и прекрасном» - это сборник мудрости, это речь доброжелательного Учителя, педагогический такт которого и умение говорить с учениками – один из главных его талантов .

  • Слайд 9

    2. Практическая работа с текстом.

    «Космический Эрмитаж» Когда-то, примерно десятка два лет назад, мне пришел в голову такой образ: Земля – наш крошечный дом, летящий в безмерно большом пространстве. Потом я обнаружил, что этот образ одновременно со мной пришел самостоятельно десяткам публицистов. Он настолько очевиден, что уже рождается избитым, шаблонным, хотя от этого и не теряет в своей силе и убедительности. Дом наш! Но ведь Земля – дом миллиардов и миллиардов людей, живших до нас! Это беззащитно летящий в колоссальном пространстве музей, собрание сотен тысяч музеев, тесное скопище произведений сотен тысяч гениев (ах, если бы примерно сосчитать, сколько было на земле только одних всеми признанных гениев!). И не только произведений гениев! Сколько обычаев, милых традиций. Сколько всего накоплено, сохранено. Сколько возможностей. Земля вся засыпана бриллиантами, а под ними сколько алмазов, которые еще ждут, что их огранят, сделают бриллиантами. Это нечто невообразимое по ценности. И самое главное: второй другой жизни во Вселенной нет! Это можно легко доказать математически. Нужно было сойтись миллионам условий, чтобы создать человеческую культуру. И что там перед этой невероятной ценностью все наши национальные амбиции, ссоры, мести личные и государственные («ответные акции»)! Эрмитаж, несущийся в космическом пространстве!

  • Слайд 10

    Культуроведческий анализ текста

    * Определите тему текста. Отражена ли она в названии? В прямом или переносном значении используется слово Эрмитаж? Запишите предложение Эрмитаж – это… Традиции – это… Культура – это… (В случае затруднения обращаемся к справочникам и словарям). * Почему Д.С.Лихачев создает такой образ - Земля-дом – музей – Эрмитаж? Как этот образ связан с идейным содержанием текста?

  • Слайд 11

    Лексический уровень

    * С какой целью автор использует - оценочную лексику («крошечный дом», «летящий беззащитно», «милых традиций», «невероятная ценность»); - лексические повторы («дом», «земля», «миллиарды людей»); - синонимы( в том числе контекстуальные - («Земля», «дом» «музей», «собрание сотен музеев», «Эрмитаж»); - антонимы («крошечный дом», «большое пространство»); - слова стилистически окрашенные наряду с высокими книжными («колоссальное пространство», «тесное скопище произведений»)?

  • Слайд 12

    Синтаксический уровень

    Охарактеризуйте особенности синтаксического строя текста. Что достигается благодаря использованию односоставных, восклицательных предложений, рядов однородных членов, частичного цитирования?

  • Слайд 13

    Изобразительно-выразительные средства

    *Какие приемы усиления выразительности речи использует Д.С.Лихачев? *Что придают тексту разнообразные тропы и стилистические фигуры (метафора, эпитет, синонимы, антонимы, градация, парцелляция) ?

  • Слайд 14

    3. Подведение итогов

    Рассмотрев на примере данного текста стилевые языковые черты публицистического стиля, сделаем выводы, ответим на вопросы: * Что делает мысли писателя особенно убедительным, побуждает верить ему, заставляет задуматься о значимости культуры в нашей жизни? * Можете ли вы привести положительные примеры из своего жизненного опыта бережного отношения к обычаям, традициям, произведениям искусства?

  • Слайд 15

    III Выводы. Домашнее задание

    Выполнить творческое домашнее задание: написать статью в школьную газету «Ступени» (в рубрику «Письма о добром и прекрасном»), соблюдая особенности публицистического стиля на одну из предложенных тем: «Искусство открывает нам большой мир» «Наш язык - это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни»

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке