Содержание
-
«Формирование связной речи у детей с ОНР посредством наглядного моделирования по методике В.К.Воробьёвой»
Опыт работы учителя-логопеда МБОУ ЦО №7 г. Тулы Вольской Людмилы Михайловны
-
Адресная направленность
Данный опыт работы адресован коллегам по работе: - учителям-логопедам; дефектологам; воспитателям; учителям начальной школы; родителям.
-
Актуальность темы
Современная наука доказала, что своевременное формирование связной речи является важным условием полноценного развития человека, поскольку речь выполняет ведущую функцию развитии мышления, общения, в планировании и самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Нарушение связной речи, особенно в условиях усложнения и убыстрения школьной программы не редко приводит к дисграфии и дислексии. Грамотная речь является залогом успешного продвижения в жизни, её же отсутствие может принести не только ребёнку, но и взрослому человеку массу отрицательных эмоций, проблемы в выстраивании успешной профессиональной карьеры изначительно снизить уровень его самооценки.
-
Теоретическая база опыта
Связная речь - это развёрнутое изложение определённого содержания, которое осуществляется логично, последовательно,грамматически правильно. В связи с тем, что связная речь является сложной формой речевой деятельности, она не формируется спонтанно, а лишь при обучении. Задачи связной речи: Развитие коммуникативных функций. Снабжение детей средствами усвоения знаний.
-
Устройство связной речи
Связная речь – это вид речемыслительной деятельности, результатом которого является текстовое сообщение. Текстовое сообщение состоит из внутреннего и внешнего планов. Монологическая речь - это все большие мысли, которые выражают идею рассказа называются предикатами первого порядка. Предикаты второго порядка отражают содержание рассказа. Предикаты третьего порядка- это маленькие мысли, которые уточняют основные мысли: предикаты интереса, стиля.
-
Роль метода наглядного моделирования в формировании связной речи у детей с ОНР
Наглядное моделирование - это воспроизведение свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. При использовании метода наглядного моделирования реализуются теории Д.Б.Эльконина – наглядность; Л.С.Выготского, П.Я.Гальперина – развитие умственных способностей(формирование действий во внешнем плане и создание внутреннего плана высказывания). Современные научные исследования и практические разработки Т.А.Ткаченко, В.К.Воробьёвой и др. подтверждают, что именно наглядные модели являются доступной формой для обучения связной речи детей дошкольного возраста. Введение наглядных моделей в процесс обучения позволяет целенаправленно развивать речь детей: обогащать словарь, закреплять навыки словообразования, использовать в речи предложения различных конструкций. Описывать предметы, составлять рассказы.
-
Структура рассказов
Повествовательные рассказы: Цепная структура построения. Описательные рассказы: Параллельная структура построения.
-
Задачи обучения
Повествовательным рассказам 1.Научить детей логическому и речевому программированию. 2. Увеличить объём активного словаря. 3.Научить составлять рассказы цепной структуры с помощью наглядного моделирования (маркёров). Описательным рассказам 1. Научить детей исследовательской деятельности с помощью разных анализаторов. 2. Расширять активный словарь. 3. Научить составлять описательный рассказ о предмете по сенсорно-графическому плану.
-
Структуралогопедического занятия по формированию связной речи повествовательного характера
Цели занятия: Познакомить детей с правилами смысловой связи предложений. Уточнить значения слов, сложных по семантике. Автоматизировать слова, сложные по слоговой структуре. Развивать объём линейной памяти (ряд из 6 элементов). Ход занятия: I. Организационный. II. Чтение логопедом рассказа. III. Сенсорно-словарная работа. IV. Знакомство с сенсорно-графическим планом. V. Знакомство с правилами смысловой связи предложений в рассказе. VI.Закрепление правила смысловой связи предложений в рассказе. VII. Пересказ с опорой на предметно-графический план.
-
Текст и схема рассказа цепной структуры
Наша кошка Мурка любит мёд. Запах мёда шёл из малинника. В малиннике стоял улей. Улей охраняли пчёлы. Пчёлы покусали нашу кошку Мурку. С тех пор Мурка не любит мёд.
-
Структура логопедического занятия по формированию связной речи описательного характера
Цели занятия: Формировать у детей исследовательскую деятельность по определённой программе (через рецепторы). Обучать составлять программу описательного рассказа. Ход занятия: I. Организационный. II. Знакомство и изучение предмета. III. Построение сенсорно-графического плана. IV. Словарная работа. V.Составление рассказа с опорой на графический план.
-
Схема описательного рассказа
-
Итоги
Повествовательные рассказы С помощью маркёров детям легче понять структуру построения рассказов повествова- тельного характера. Улучшилось речевое программирование. Описательные рассказы Графические схемы создают возможность слежения за правильной реализацией содержания рассказа. Усовершенствовались речевые и логические программы.
-
Общие выводы
Обучение детей повествовательным и описательным рассказам с помощью маркёров имеет большую эффективность, так как мысленное слежение за смысловой программой повышает осознанный самоконтроль за речью. Метод наглядного моделирования повышает усвоение материала, его глубину и прочность, делает образовательный процесс более лёгким и интересным для ребёнка.
-
Мониторинг
-
Рассказ цепной структуры
«Лисёнок» Как-то раз пастух в поле поймал лисёнка. Лисёнка принесли ребятам. Ребята посадили лисёнка в пустой амбар. Прямо за амбаром начинался лес. Ночью из леса пришла лисица. Лисица принесла лисёнку зайчонка.
-
« Как птицы помогают саду» Весной ребята построили скворечник. Скворечник повесили на дерево. Вскоре на дереве поселились скворцы. Скворцы полюбили наш сад. В саду они собирали жучков и гусениц. Ведь жучки и гусеницы вредят листве деревьев.
-
« Находка» Летом ребята жили в деревне. За деревней протекала река. К реке вела тропинка. На тропинке была ямка. В ямке кто-то шуршал. Кого почуяла собака?
-
« Как петух напал на медвежонка» Как-то зимой охотники отправились в лес. В лесу они нашли медвежонка. Медвежонка принесли в деревню. В деревне отдали его хозяйке. Хозяйка отпустила его во двор. А во дворе в это время разгуливал петух. Петух напал на медвежонка. Медвежонок спрятался в собачью будку.
-
Рассказы цепной структуры
«Серебряный зверь» Однажды лиса пришла поохотится на берег реки. На берегу реки был прорубь. В прорубь лиса опустила хвост. Хвост замёрз и стал серебря- ным. Серебряный хвост увидели охотники. Охотники удивились и стали догонять необыкновенного зверя. Но чудесная лиса убежала в лес. « Кот Иваныч и Бобка» ( по Скребицкому) Наш кот Иваныч спал на печке. С печки свесил вниз хвост. Его хвост схватил щенок Бобка. Бобка стащил кота вниз. Кот ударил лапой Бобку. Бобка убежал от кота. А кот Иваныч прыгнул на печку.
-
« Первая охота» (по Бианки) Ящерка грелась на камне. К камню подкрался щенок. Он схватил ящерку за хвост. Хвост остался в зубах у щенка. Щенок погнался за ящерицей. Ящерица юркнула под камень. Под камнем она отращивает себе новый хвост. « Кошка и мышка» Однажды все ушли из дома. А дома в полу была норка. Из норки вышла мышка. Мышка пошла на кухню. На кухне нашла крошки. Крошки съела мышка. Мышку почуяла кошка. Кошка побежала за мышкой. Но мышка убежала в норку.
-
Список литературы
1. Воробьёва В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. –М., «Астрель», 2005г. 2. Гриншпун Б.М. О принципах логопедической работы на начальных этапах формирования речи у моторных алаликах. //хрестоматия по логопедии,т.2, с.112-122 , М.,1997г. 3. Белова-Давид Р.А.Причины недоразвития импрессивной и экспрессивной речи у детей дошкольного возраста // Нарушение речи у дошкольников.- М.,1972г. 4. Гальперин П.Я. К проблеме зависимости предложения от контекста // Вопросы языкознания-1997г.- №1 - с.48-55 5. Жинкин Н.И. Механизмы речи.- М.,1956г. 6.Жинкин Н.И. Интелект, язык и речь// Нарушение речи у дошкольников/ Составитель Белова-Давид Р.А.-М..1972г.-с.9-31. 7.Леонтьев А.А. Признаки связности и цельности текста// Лингвистика текста/ Материалы научной конфер.М.,1975г.-ч.1.-с,168-172. 8. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Формирование и развитие связной речи. / С-П.,1998г. 9.Шаховская С.Н. Использование наглядности при развитии речи детей с алалией. // Расстройства речи и методы их устранения/ Под ред.С.С.Ляпидевского. М., 1977г.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.