Содержание
-
Моделирование как активизирующая технология развития связной речи у детей 5 – 7 лет с ОНР
Подготовили: Власенкова Валентина Ивановна Конусевич Мария Л.онидовна учителя – логопеды д/с 56 ОАО «РЖД Лёвкина Елена Александровна учитель – логопед МБДОУ №39 «Юбилейный» В презентации использованы ресурсы поисковой системы Яндекс
-
Содержание
Введение в тему. Особенности речевого развития детей дошкольного возраста. Актуальность выбранной темы. Значение приёма наглядного моделирования. Что такое наглядное моделирование? Элементы наглядного моделирования. Вывод. Вернуться на стр. Содержание
-
Введение в тему.
Связная речь занимает важное место в общении ребенка со сверстниками и взрослыми, отражает логику мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемую информацию и правильно выражать ее. Она является показателем того, насколько ребенок владеет лексикой родного языка, отражает уровень эстетического и эмоционального развития ребенка. Таким образом, связная речь – это развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно. В старшем дошкольном возрасте речь детей интенсивно развивается. Она служит им источником знаний об окружающем мире, средством общения с окружающими. В связи с этим большое значение приобретает умение детей пользоваться связной речью. Задача педагога – познакомить дошкольников с простыми приёмами запоминания, научить их фантазировать, придумывать и пересказывать сказки и рассказы.
-
Особенности речевого развития детей дошкольного возраста.
Дети дошкольного возраста, а тем более, имеющие речевые нарушения, как правило, отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания. По результатам диагностики уровня сформированности данного навыка у детей можно отметить следующие недостатки: связные высказывания короткие; отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста; состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой; уровень информативности высказывания очень низкий; кроме того, большинство детей активно делятся своими впечатлениями от пережитых событий, но с неохотой берутся за составление рассказов по заданной теме. В основном, это происходит не оттого, что знания ребенка по данному вопросу недостаточны, а потому что он не может оформить их в связные речевые высказывания
-
Актуальность выбранной темы.
Актуальность использования метода наглядного моделирования в работе с дошкольниками состоит в том, что: во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему; во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: “Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики”; в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания. По сути своей оно представляет собой применение знаковой символики при заучивании стихотворений, работу со схемами-планами при пересказах текстов, использование схем для описания одежды, обуви, овощей и фруктов, сочинение сказок и создание к ним иллюстраций на основе графической знаковой символики.
-
Значение приёма наглядного моделирования.
Одним из способов планирования связного высказывания может служить ПРИЕМ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ. Использование приема наглядного моделирования дает возможность: самостоятельного анализа ситуации или объекта; развития децентрации (умения менять точку отсчета); развития замыслов-идей будущего продукта. Прием наглядного моделирования может быть использован в работе над всеми видами связного монологического высказывания: пересказ; составление рассказов по картине и серии картин; описательный рассказ; творческий рассказ заучивание стихов составление загадок.
-
Что такое НАГЛЯДНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ?
Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Моделирование - наглядно-практический метод обучения. Он разработан Д. Б. Элькониным, Л. А. Венгером, Н. А. Ветлугиной, Н. Н. Подьяковым и заключается в том, что мышление ребёнка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта. В основе метода моделирования лежит принцип замещения. Замещение - это использование при решении разнообразных умственных задач условных заместителей реальных предметов и явлений, употребление знаков и символов, т е. начинается замещение одних объектов другими (реальных - условными). Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.
-
В дидактике выделяются следующие виды моделей: 1. Предметные модели. Они наиболее просты для восприятия детей, т к. модель аналогична предмету, воспроизводит его главные части, пропорции, соотношение в пространстве (например: глобус, игрушки по типу дергунчика, модель хищной птицы, предложенная Николаевой). 2. Предметно-схематические модели. Они представляют собой предмет- заместитель наряду с графическими символами (например: модель длинных, коротких «ног» и покровительственной окраски). 3. Графические модели представлены в виде рисунков, схем (например: модели птиц, рыб, а также календари природы). Методика обучения моделированию: Начинать обучение следует с предметных моделей, переходя к моделям, представляющим собой условно-схематическое изображение отражений. Обучение осуществляется легче, если начинается с применения готовых моделей, а затем их построения. Целесообразно начинать с моделирования единичных, конкретных ситуаций, а позднее переходить к обобщенным моделям. Замещением дети легко овладевают в речи, игре, изо деятельности, конструировании, также при ознакомлении с окружающим.
-
Элементы наглядного моделирования.
В ходе использования приема наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации - моделью. В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера: сюжетные картинки – подсказки (фрагменты целого рассказа); предметные картинки; геометрические фигуры; символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы); планы и условные обозначения, используемые в них; контрастная рамка – прием фрагментарного рассказывания и многие другие; мнемотехника (мнемодорожки, мнемоквадраты, мнемотаблицы).
-
-
-
Составление рассказа по серии сюжетных картинок
-
Пересказ с опорой на предметные картинки.
-
Пересказ с опорой на символические изображения (силуэты)
-
Составление рассказа с опорой на графическую схему (алгоритм)
-
Составление рассказов о временах года с опорой на графические схемы
-
Пересказ с опорой на символические изображения (пиктограммы)«Скворцы прилетели»
-
Составление предложений с опорой на мнемодорожки.
-
Мнемодорожки, мнемотаблицы, мнемоквадраты….
-
Заучивание стихотворений с опорой на мнемотаблицу.
-
Контрастная рамка.Составление предложений о профессиях
-
Контрастная рамка.Составление описательных рассказов об овощах.
-
Контрастная рамка.Фрагментарное рассказывание по сюжетной картине
-
Вывод.
Таким образом, применение эффективных методов и приемов по развитию связной речи у старших дошкольников, имеющих речевые нарушения, на занятиях по развитию связной речи способствует повышению их речевого уровня и интереса к речевой деятельности. Использование моделирования на занятиях по развитию речи позволяет формировать обобщающую, планирующую, регулирующую функцию слова, совершенствовать разговорную речь, влияет на развитие умственных способностей, творчества в дошкольном возрасте.
-
В составе творческой группы по теме «Моделирование как активизирующая технология развития связной речи у детей 5 – 7 лет с ОНР» работали: Власенкова В.И. учитель-логопед НДОУ д/с 56 ОАО «РЖД» Конусевич М.Л. учитель-логопед НДОУ д/с 56 ОАО «РЖД» Лёвкина Е.А. учитель-логопед МБДОУ № 39 «Юбилейный» Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.