Содержание
-
«Театрализованные игры вобразовательном процессе каксредство развития речи детейдошкольного возраста»
Примакина Галина Ивановна, воспитатель высшей квалификационной категории ГБДОУ д/с № 14 комбинированного вида Петродворцового района Санкт-Петербурга
-
Актуальность
Застенчивые, необщительные дети, дети, имеющие нарушения речи, испытывают затруднения не только в повседневном общении с окружающими, но и в образовательной деятельности. Поэтому, именно, театрализованные игры являются мощным толчком, стимулом для ребенка. Примеряя на себя образ сказочного персонажа или через действия, манипуляции с театрализованной куклой, ребенок получает возможность реализовать свою потребность в речевом общении.
-
Цель: развитие у детей дошкольного возраста речевых умений и творческих способностей.
Принцы работы : Научность Системность Последовательность Личностно-ориентированный подход
-
Выразительные средствасоздания образа – это:
выразительность движений, выразительность эмоций (мимика), выразительность речи.
-
Эта работа ведется в 4 этапа.
1 этап. Выразительность движений В младшей и средней группах акцент в работе делается на развитие движений, выражающих настроение человека, животных. Игры: «Сердитая кошка», «Злая собака», «Руки - ноги», «Большой - маленький» (сначала щенок, затем вырос пес), «Что мы видели, не скажем, а что делали, покажем», «Легкие – тяжелые облака».
-
Дети старшего возрастаРоль воспитателя заключается в четкой постановке задачи и помощи детям дать правильную оценку выполненного задания своего и товарища.
Игры: «Снежная королева» (Заморозила. Движения показывающие холод), «Тень» (Повтор движений за одним человеком), «Море волнуется раз», «Скульптор» (1 ребенок двигает ногами, руками другого, создавая скульптуру без указаний), «Бабочки и слоны» (мальчики и девочки), «Причудливые звери» (развитие фантазии).
-
Дети подготовительной группы (6-7 лет)Важен общий положительный эмоциональный фон для развития фантазии.
Игры: «Расскажи свой сон движениями», «Покажи сказку, а мы угадаем», «Расскажи стихотворение движениями», (мгновенная импровизация, воспитатель читает стихотворение, а ребенок тут же показывает) «Танец звезды» (воображение) желательно использовать музыкальное сопровождение.
-
2 этап. Выразительность эмоций (мимика)
На данном этапе особое внимание уделяется знакомству с разными эмоциональными состояниями человека. Дети младшего возраста. Игры направлены на знакомство с частями лица (рот, глаза, нос, щеки, брови…) Таким образом, развивается понятийный словарь детей. Игры: «Где же наши глазки?», «Едет пальчик по щечке… (носу, губкам и т.д.)»
-
Средний возраст.
Так же знакомство с эмоциями (мимикой) проводится через показ картинок, изображающих сказочных персонажей. Например: злая Баба Яга, веселый Буратино, грустный Пьеро и т.д. Игры: «Зеркало» (сначала перед зеркалом ребенок выполняет указания взрослого – поднять брови, улыбнуться, надуть щеки, выпучить глаза и т.д. Затем дети в паре повторяют мимику друг друга), «Звери веселые, звери грустные», «Подмигни друг другу», «Включили яркий свет» (щуримся, зажмурились)
-
Старший и подготовительный возраст.
Воспитатель опирается на чувственный, эмоциональный опыт детей, а так же на достаточно высокий уровень подвижности мимических мышц лица. Игры: «Улыбнись глазами», «Я покажу пиктограмму, а ты узнай эмоцию», «Скульптор» (1 ребенок – модель, другой – скульптор, который «лепит» какую-либо эмоцию на лице модели. Например: Грусть – брови вверх, уголки рта вниз.)
-
3 этап. Выразительность речи.
Формирование выразительности речи, так же происходит поэтапно и включает в себя игры и упражнения на развитие: тембра голоса (высота) силу голоса речевое дыхание.
-
Младший и средний возраст.
Игры: на высоту голоса «Большая и маленькая собачка», «Мышка и медведь» (пи-пи-пи – у-у-у) «Кто позвал, угадай»- меняем голос по высоте. на силу голоса «Качаем куклу» (А-а-А-а-А) «Приближение поезда и удаление его» на длительность выдоха «Паровозик» (ту-ту-у-у-у-у-у-у-у) «Сдуваем шарик»: вдох – на выдохе произносим звук «с».
-
Старший и подготовительный возраст.
К этому возрасту, дети обладают достаточно сформированным фонематическим слухом, а так же большим объемом памяти и воображения. Игры: на высоту голоса «Голос со звезды» (разное интонирование), «Веселое стихотворение» (Ребенок читает знакомое стихотворение, начиная высоким голосом, заканчивая низким), «Испорченная пластинка» (меняется темп прочтения стихотворения или песни, то в быстром темпе, то в замедленном) на силу голоса «Эхо» (Водящий громко кричит слово, фразу, а дети по очереди ее повторяют, с каждым разом тише, сводя до шепота) «Хор животных» (дети животные, каждый кричит, мычит, лает и т.д. как можно громче. В конце игры педагог спрашивает у детей, услышали ли они, как кричали другие дети: Маша, Оля, Ваня…) «Круговая сказка». Дети сидят в кругу. Педагог обозначает, какую сказку дети будут рассказывать. Дети по одной фразе рассказывают сказку по кругу начиная с шепота и заканчивая громким голосом и наоборот на длительность выдоха «Мы по Африке гуляли и жирафов собирали» (вдох – и на выдохе считаем жирафов: 1 жираф, 2 жираф…) «Как на горке на пригорке стоят 33 Егорки» (вдох – 1 Егорка, 2 Егорка…)
-
После овладения детьми в достаточной мере всеми аспектами выразительности речи, совершенствовать их можно с помощью такого упражнения, как«Озвучь мультфильм» (просмотр мультфильма с выключенным звуком):
I этап. Дети заранее смотрят мультфильм. Затем распределяют роли. При повторном просмотре каждый озвучивает своего персонажа, придумывая текст. II этап. Мультфильм просматривается впервые, и ребенок озвучивает всех персонажей сам, меняя тональность голоса и придумывая реплики.
-
4 этап. Соединение всех выразительных средств.
Переход, в работе с детьми, к данному этапу возможен только при успешном овладении детьми выразительными движениями (пластикой), мимикой, пантомимикой и выразительностью речи. Полученные детьми навыки и умения реализуются: Проигрывание диалогов в сказке; Разыгрывание стихов, потешек; Постановка спектаклей.
-
Результат:
У ребенка расширяется кругозор. Становится более развита монологическая и диалогическая речь. Пополняется и расширяется активный словарь. Укрепляются мышцы речевого аппарата, появляется четкая артикуляция. Ребенок проявляет творчество в придумывании сказок, рассказов. Способен составлять несложные сценарии к спектаклям и этюдам. Активно участвует в распределении ролей, обсуждении сказочных образов, декораций и костюмов. У ребенка появляются партнерские отношения со сверстниками. В театрализованных играх, спектаклях, сценках проявляет себя как творческую, креативную личность.
-
Экологические этюды, спектакли, праздники.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.