Содержание
-
Технологии развития критического мышления в процессе подготовки к ЕГЭ по русскому языку и литературе
Дорогойченко А.В., учитель русского языка и литературы МОУ Школы № 23 г.о. Самара
-
Единственный путь, ведущий к знанию,- деятельность. Бернард Шоу
-
содержание
Из истории вопроса Актуальность Проблемы Цели Методы Пути реализации Результаты
-
Из истории вопроса
Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» – РКМЧП) возникла в Америке в 80-е годы ХХ столетия. В России технология известна с конца 90-х годов и по-другому называется «Чтение и письмо для развития критического мышления» (ReadingandWritingforCriticalThinking – ЧПКМ). В основу ее положены идеи и положения теории Ж. Пиаже об этапах умственного развития ребенка; Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития и о неразрывной связи обучения и общего развития ребенка; К. Поппера и Р. Пола об основах формирования и развития критического мышления; Э. Браун и И. Бек о метакогнитивном учении; гражданского и правового образования и др. Разработчики технологии ЧПКМ, в частности, КуртисМередит, Чарльза Темпла и ДжинниСтилл, смогли «переложить» положения данных теорий на язык практики, причем довели свою работу до уровня педагогической технологии, выделив этапы, методические приемы и критерии оценки результата.
-
Актуальность
Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе. Современные социально-экономические и общественно-политические изменения в обществе ставят учителя перед необходимостью развивать у своих учеников способность критически мыслить. Критическое мышление позволит им успешно справляться с требованиями XXI века, поможет глубже понять то, что они изучают и делают. В последнее время многие учителя обращаются к технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП).
-
Проблема
Последние два десятилетия многое изменилось в образовании. Я думаю, что сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?» Какой современный учитель не мечтает о том, чтобы ребята на его уроке работали добровольно, творчески; мажорно познавали предмет на максимальном для каждого уровне успешности?
-
Методы
постановка прямых и скрытых вопросов к тексту (учителем или учащимися); поиск в тексте ответов на поставленные вопросы; маркировка с использованием значков, которые ставятся на полях; расположение ключевых слов, ключевых предложений в логическойпоследовательности; графическая систематизация материала текста: кластеры, таблицы, схемы; ведение записей («бортовых журналов» и др.).
-
Пути реализации
Написание эссе является одним из заданий ЕГЭ по русскому языку. Смысл этого задания можно выразить следующими словами: «Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю». Это свободное письмо по предложенному авторскому тексту, в письме ценятся самостоятельность, умение понимать проблемы текста, проявление индивидуальности, оригинальность решения проблем, достаточная аргументация и лаконичность. Но ни для кого не секрет, что это задание является самым сложным этапом работы над заданиями ЕГЭ по русскому языку. Первые четыре критерия оценки выполнения задания с развернутым ответом (так правильно называется часть «С» ЕГЭ по русскому языку) таковы: К1 – формулировка проблем исходного текста; К2 – комментарий к сформулированной проблеме; К3 – отражение позиции автора исходного текста; К4 – аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме. В добавление к этому необходимо соблюсти этические нормы и фактологическую точность. Таким образом, становится очевидным, что при выполнении этого задания ученики должны продемонстрировать умение критически мыслить. Задача, несомненно, сложная, поэтому учеников необходимо учить тому, чтобы все перечисленные позиции были воплощены в эссе. Хочется остановиться на первом этапе работы, одном из самых важных при написании эссе: как правильно понять исходный авторский текст? Это непростая задача, тем более для учеников с разным уровнем мышления, интеллектом и подготовкой. Можно предложить ученикам воспользоваться универсальной схемой-вопросником, знакомой многим преподавателям. 1. О чем текст? (Узнаешь тему) 2. Какие вопросы рассматривает автор? (Увидишь проблемы) 3. Над каким вопросом автор размышляет больше всего? (Увидишь основную проблему) 4. Зачем автор написал текст? (Определишь цель) 5. Как автору удалось помочь тебе определить цель? (Увидишь роль языковых средств) 6. Почему были использованы именно эти языковые средства? (Увидишь уместность их и особенности авторского стиля) 7. Как сам автор отвечает на поставленный им вопрос? (Увидишь авторскую позицию) Эта схема отлично работает для всех видов текстов: и для художественных, и для публицистических. Однако на первый взгляд она кажется скучной и неинтересной. Для того чтобы мотивировать учеников к деятельности, можно предложить отработать эту схему на произведениях, известных всем.
-
Задача, несомненно, сложная, поэтому учеников необходимо учить тому, чтобы все перечисленные позиции были воплощены в эссе. Хочется остановиться на первом этапе работы, одном из самых важных при написании эссе: как правильно понять исходный авторский текст? Это непростая задача, тем более для учеников с разным уровнем мышления, интеллектом и подготовкой. Можно предложить ученикам воспользоваться универсальной схемой-вопросником, знакомой многим преподавателям. 1. О чем текст? (Узнаешь тему) 2. Какие вопросы рассматривает автор? (Увидишь проблемы) 3. Над каким вопросом автор размышляет больше всего? (Увидишь основную проблему) 4. Зачем автор написал текст? (Определишь цель) 5. Как автору удалось помочь тебе определить цель? (Увидишь роль языковых средств) 6. Почему были использованы именно эти языковые средства? (Увидишь уместность их и особенности авторского стиля) 7. Как сам автор отвечает на поставленный им вопрос? (Увидишь авторскую позицию) Эта схема отлично работает для всех видов текстов: и для художественных, и для публицистических. Однако на первый взгляд она кажется скучной и неинтересной. Для того чтобы мотивировать учеников к деятельности, можно предложить отработать эту схему на произведениях, известных всем.
-
Результаты
В процессе применения технологии развития критического мышления: вырабатываются общеучебные умения: умение работать в группе; умение графически оформить текстовый материал; умение творчески интерпретировать имеющуюся информацию; умение распределить информацию по степени новизны и значимости; умение обобщить полученные знания; появляется возможность объединить отдельные дисциплины; создаются условия для вариативности и дифференциации обучения; вырабатывается собственная технология обучения.
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.