Презентация на тему "Обобщение опыта "Развитие критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы""

Презентация: Обобщение опыта "Развитие критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы"
Включить эффекты
1 из 36
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
5.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Скачать презентацию (0.29 Мб). Тема: "Обобщение опыта "Развитие критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы"". Предмет: педагогика. 36 слайдов. Добавлена в 2021 году. Средняя оценка: 5.0 балла из 5.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    36
  • Слова
    педагогика
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Обобщение опыта "Развитие критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы"
    Слайд 1

    Развитие критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы. Учитель русского языка и литературыМАОУ «Петропавловская районная гимназия» Бокова Н.В.

  • Слайд 2

    Народ, который думает на один год вперёд - выращивает хлеб. Народ, который думает на 10 лет вперёд - выращивает сад. Народ, который думает на 100 лет вперёд - выращивает молодое поколение.

  • Слайд 3
  • Слайд 4

    Требования ФГОС: новое качество образования Сегодня выпускник школы XXI века должен:

    уметь самостоятельно приобретать знания; применять их на практике для решения разнообразных проблем; работать с различной информацией, анализировать, обобщать, аргументировать; самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем; быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, гибким в меняющихся жизненных ситуациях.

  • Слайд 5

    Вопросы:

    Как учить детей без принуждения? Как помочь им раскрыть свои возможности? Как сделать предмет интересным для всех? Как дать стимул к обучению? Как достичь нового качества образования?

  • Слайд 6

    Критическое мышление

    Особенности концептуальных подходов этой технологии заключаются в следующем: не объем знаний или количество информации является целью образования, а то, как ученик умеет управлять этой информацией: искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни; не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения; - коммуникативно - деятельностный принцип обучения, предусматривающий диалоговый режим занятий, совместный поиск решения проблем, а также «партнерские» отношения между педагогом и обучаемыми; объективная оценка положительных и отрицательных сторон в познаваемом объекте.  

  • Слайд 7

    Ценность технологии

    свобода творческой фантазии и учителя, и учащихся; возможность дать детям высказывать свое личное мнение; возможность обсудить с одноклассниками массу интересных вопросов;  общение и сотрудничество со всеми людьми, то есть подготовка граждан открытого общества. 

  • Слайд 8

    Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)»

    Была разработана в конце XX века в США. В России активно внедряется с 2006 года. Основоположники - американские педагоги (КуртисМередит, Чарльз Темпл и ДжинниСтилл), а также российские (М.В.Кларин, С.И.Заир-Бек, И.О.Загашев, И.В.Муштавинская и др.)

  • Слайд 9

    Критическое мышление

     Критическое мышление — это способность анализировать информацию, делать самостоятельные выводы, чтобы применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Критическое мышление — способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения.

  • Слайд 10

    Базовая модель технологии

    Учебное занятие, проводимое по этой технологии, строится в соответствии с технологической цепочкой: вызов - осмысление - рефлексия.  Технология РКМЧП - надпредметная. Практически на любом уроке можно обращаться к РКМЧП и работать с учениками любого возраста.

  • Слайд 11

    ТРКМЧП

    Технологические этапы

  • Слайд 12

    приемы технологии

    Прием “Корзина идей” Это прием организации индивидуальной и групповой работы на начальной стадии урока, когда идет актуализация знаний и опыта. Этот прием позволяет выяснить все, что знают учащиеся по обсуждаемой теме урока. На доске прикрепляется значок корзины, в которую условно собирается то, что ученики знают об изучаемой теме. Алгоритм работы: 1. Каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по теме (индивидуальная работа продолжается 1-2 минуты). 2. Обмен информацией в парах или группах. 3. Далее каждая группа называет какое-то одно сведение или факт, не повторяя ранее сказанного. 4. Все сведения кратко записываются в “корзине идей”, даже если они ошибочны. 5. Все ошибки исправляются по мере освоения новой информации.

  • Слайд 13

    Прием “Составление кластера”

    Смысл приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания. Он связан с приемом “Корзина идей”. Правила построения кластера очень простые. Рисуем модель Солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре располагается звезда – это наша тема. Вокруг нее планеты – крупные смысловые единицы. Соединяем их прямой линией со звездой. У каждой планеты свои спутники, у спутников свои. Система кластеров охватывает большее количество информации. Кластеры можно использовать на различных стадиях урока.

  • Слайд 14

    Составление кластера Например, при изучении творчества И.А.Бунина : И.А.Бунин «Я происхожу из старинного дворянского рода...», из него же В.А.Жуковский «Тут, в глубочайшей полевой тишине, среди...богатейшей природы, и прошло все мое детство»- И.А.Бунин Много странствует по Европе и Азии Брат Юлий пробудил любовь к книгам В 1905 поселяется в Москве, дружит с М.Горьким, А.П.Чеховым Литературная судьба складывалась счастливо, его именовали «певцом осени, грусти и дворянских гнезд»

  • Слайд 15

    Прием “Верные и неверные утверждения”

    Этот прием может быть началом урока. Учитель предлагает ряд утверждений по определенной теме. Учащиеся выбирают “верные” утверждения, полагаясь на собственный опыт или интуицию. В любом случае они настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые моменты, а элемент соревнования позволяет удерживать внимание до конца урока. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.

  • Слайд 16

    Прием “Написание синквейна”

    Синквейн - самая легкая форма стихотворений по алгоритму. В переводе “синквейн” означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это тема синквейна. На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна. На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна. На четвертой строчке размещается фраза, состоящая из нескольких слов, с помощью которых ученик выражает свое отношение к теме. Пятая строчка – это слово – резюме, которое позволяет выразить личное отношение к теме, дает ее новую интерпретацию.

  • Слайд 17

    Синквейн по пьесе А.Островского « Гроза»

  • Слайд 18

    Прием “Ключевые слова”

    Стадию вызова на уроке можно осуществить многими методами, в том числе и хорошо известными, например, "ключевые слова", по которым можно придумать рассказ или расставить их в определенной последовательности, а затем, на стадии осмысления искать подтверждение своим предположениям, расширяя материал.

  • Слайд 19

    Прием “Лови ошибку”

    Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки. Важно, чтобы задание содержало в себе ошибки 2 уровней: явные, которые достаточно легко выявляются учащимися, исходя из их личного опыта и знаний; скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал. Учащиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы. Затем изучают новый материал, после чего возвращаются к тексту и исправляют те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока.

  • Слайд 20

    Прием “Нарисуйте счастье”

    Приемы психорисунка дают возможность выразить понимание абстрактных понятий, внутренний мир через зрительные образы. Можно дать задание нарисовать совесть, месть, добро, зло и затем объяснить свои рисунки.

  • Слайд 21

    Прием “Письмо по кругу”

    Прием “Письмо по кругу” предполагает групповую форму работы. У каждого ученика должен быть лист бумаги. Детям нужно не только поразмышлять на заданную тему, но и согласовывать свое мнение с членами группы. Каждый член группы записывает несколько предложений на заданную тему, затем передает свой листок соседу. Получив листок, сосед продолжает его размышления. Листочки двигаются до тех пор, пока к каждому не вернется листок, в котором были написаны его первые предложения.

  • Слайд 22

    Прием “Пометки на полях”

    Прием “Пометки на полях” работает на стадии осмысления. Во время чтения учебного текста дается целевая установка: по ходу чтения статьи делать в тексте пометки. Учителю необходимо предварительно определить текст или его фрагмент для чтения с пометками, напомнить правила расстановки маркировочных знаков, обозначить время, отведенное на работу, проверить работу. Маркировочные пометки: Знаком “галочка” отмечают информацию, которая известна ученику. Знаком “плюс” отмечают новую информацию, новые знания. Знаком “вопрос” отмечается то, что осталось непонятно и требует дополнительных сведений.

  • Слайд 23

    Прием«Пометки на полях»

  • Слайд 24

    Прием “Написание эссе”

    Очень эффективная художественная форма письменной рефлексии - эссе. Это свободное письмо на заданную тему. Эссе - это произведение небольшого объема, раскрывающее конкретную тему и имеющее подчеркнуто субъективную трактовку, свободную композицию, ориентацию на разговорную речь, склонность к парадоксам.

  • Слайд 25

    Прием«Знаю – хочу узнать - узнал»

  • Слайд 26

    Прием «Чтение с остановками».Примерные вопросы:

    По названию предположите, о чем будет рассказ? ▪ Какие события могут произойти в описанной обстановке? ▪ Какие ассоциации вызывают у вас имена, фамилии героев? ▪ Что вы почувствовали, прочитав эту часть, какие ощущения у вас возникли? ▪ Какие ваши ожидания подтвердились? Что было неожиданным? ▪ Как вы думаете, чем закончится рассказ? Как вы бы закончили его? ▪ Что будет с героем после событий рассказа?

  • Слайд 27

    Прием «Двойной дневник»

  • Слайд 28

    Прием «ЗАДАЕМ ВОПРОСЫ»

  • Слайд 29

    Что даёт технология развития критического мышления ученику 

    - повышение эффективности восприятия информации;- повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;- умение критически мыслить;- умение ответственно относиться к собственному образованию;- умение работать в сотрудничестве с другими;- повышение качества образования учеников;- желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.

  • Слайд 30

    Что даёт технология развития критического мышления учителю

    - умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества;- возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;- стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность;- стать источником ценной профессиональной информации для других учителей.

  • Слайд 31

    Необходимость оценивания учебных достижений и результаты.

    В технологии РКМЧП различают оценку качественную и количественную: Качественная - вербальная оценка, выраженная в форме суждений; - невербальная – в форме мимики и жестов; Количественная: отметка, баллы, рейтинг.

  • Слайд 32

    Результаты ЕГЭ, ГИАРезультаты региональных обследований качества

  • Слайд 33

    2011-2013уч.годы

    Дуракова Катя, 10 класс – 1 место в районной олимпиаде по литературе. Шарин Дима, 5 класс- 4 место в республиканской олимпиаде школ развивающего обучения по литературе Радионова Катя, 11 класс - 1 место в районной олимпиаде по литературе, 1 место в районной олимпиаде по русскому языку, 7 место в республиканской олимпиаде по литературе . РаднаеваСэлмэг, 6 класс- 2 место в республиканской олимпиаде школ развивающего обучения по литературе РаднаеваСэлмэг- 3 место в республиканской олимпиаде школ развивающего обучения по литературе Бутаков Валентин, 7 класс – 3 место во Всероссийском филологическом чемпионате , районный уровень ЦыбеновАмгалан, 6 класс – 1 место во Всероссийском филологическом чемпионате , районный уровень, 3 место во Всероссийском филологическом чемпионате , республиканский уровень Лалетина Настя, 6 класс – 2 место во Всероссийском филологическом чемпионате , районный уровень Цыренова Юля, 11 класс – 3 место во Всероссийском филологическом чемпионате , районный уровень Радионова Катя, 11 класс - 1 место во Всероссийском филологическом чемпионате , районный уровень , 1 место во Всероссийском филологическом чемпионате , республиканский уровень Любишина Лена, 11 класс- 1 место по литературе в олимпиаде БГУ Бокова Лиза, 5 класс – 1 место в республиканской олимпиаде школ развивающего обучения по русскому языку

  • Слайд 34
  • Слайд 35

    Ресурсы Интернета

    Сайт международного журнала о критическом мышлении «Перемена» http://www.ct-net.net/ru/rwct_tcp_ru Фестиваль педагогических идей http://festival.1september.ru/2004_2005/index.php?subject=9 Газета «Первое сентября» http://ps.1september.ru/newspaper.php?year=2004&num=70 Учебная программа курса «Технологии компетентностно-ориентированного образования: «Развитие критического мышления через чтение и письмо» Е.Е.Вишнякова «Не только о технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» С.В.Столбунова. Лекция №1. «Технология развития критического мышления через чтение и письмо» Е.В.Зачесова «Пример использования РКМЧП, текст «Морские черепахи» А.Ковальчукова «Нарисуйте счастье» И.Васюта, А.Махотина «Использование приемов развития критического мышления на уроках литературы» Публикации С.Заир-Бека в газете «Первое сентября»: «Хайку по биологии, синквейны по физике», «Чтобы узнать – нарисуй!», «Пишите письма на уроке!», «Уроки с оглядкой» Развитие критического мышления через чтение и письмо http://ct-net.net/ru/ct_about_ru Развитие критического мышления через чтение и письмо -http://lib.1september.ru/2003/16/1.htm

  • Слайд 36

    СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке