Презентация на тему "технология подготовки психологического обследования ребенка с нарушениями развития"

Презентация: технология подготовки психологического обследования ребенка с нарушениями развития
Включить эффекты
1 из 11
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Скачать презентацию (0.39 Мб). Тема: "технология подготовки психологического обследования ребенка с нарушениями развития". Предмет: русский язык. 11 слайдов. Добавлена в 2021 году.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    11
  • Слова
    русский язык
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: технология подготовки психологического обследования ребенка с нарушениями развития
    Слайд 1

    Технология подготовки психологического обследования ребенка с нарушениями развития

    Выполнила: Лапутина Наталья Алексеевна Воспитатель логопедической группы МБДОУ «Детский сад № 14» г. Ярцево

  • Слайд 2

    Этапы подготовки диагностической работы

    1. беседа с родителями. Грамотно построенная беседа позволяет психологу не только привлечь внимание родителей к проблеме ребен­ка, но и обеспечивает впоследствии их поддержку в ходе коррекционной работы. Важно, чтобы в процессе беседы родители смогли составить себе ясное представление о предстоящих диагностических мероприятиях и имели воз­можность задать психологу интересующие их вопросы. 2. сбор психологического анамнеза. Мы склонны согласиться с Н. Я. Семаго и М. М. Семаго в том, что психологический анамнез, в особенности для аномального ребенка, в опреде­ленной степени сближается с «анамнестическим подходом, принятым в медицине» (Семаго Н. Я., Семаго М. М., 2005, с. 74). Однако этот этап исследования сохраняет и отличное от медицинского специфическое содержание.

  • Слайд 3

    Схема сбора информации об особенностях протекания беременности и родов.

    1. Возраст матери и отца на момент рождения ребенка. 2. Состояние здоровья родителей (наследственные, хронические болезни, перенесенные инфекционные заболевания). 3. Наличие у родителей вредных для здоровья привычек (алкоголь, никотин, наркотики и др.). 4. Отношение родителей к факту беременности (желан­ная, нежеланная). 5. Особенности взаимоотношений между будущими родителями, а также их отношений с ближайшими родственниками во время беременности. 6. Наличие неблагоприятных факторов протекания бе­ременности: угроза выкидыша, токсикозы, анемия плода, перенесенные матерью во время беременности заболевания, конфликт матери и плода по резус-фак­тору и т. д. 7. Специфика протекания родов: начало родовой де­ятельности в нормативные или ненормативные сро­ки; патологии родов (слабая родовая деятельность, «стремительные» роды и т. д.). 8. Состояние здоровья ребенка при рождении. Обычно информацию о жизнеспособности и состоянии здоро­вья новорожденного можно получить из медицинской карты ребенка, опираясь на результаты тестирования по шкале Апгар (физиологические рефлексы, мышеч­ный тонус, глубина дыхания и т. д.) 9. Время первого прикладывания ребенка к груди.

  • Слайд 4

    Перечень вопросов для сбора сведений об уровне психического и физического развитияребенка на первом году жизни

    1. Характер общего состояния ребенка (спокойный—беспокойный; устойчивость и продолжительность пери­одов сна и бодрствования, реакция на пеленание, на изменение привычного режима дня и т. д.). 2. Наличие неблагоприятных неврологических симптомов: "частые и обильные срыгивания, тремор подбо­родка и конечностей, фебрильные судороги и т. п. 3.Сроки моторного развития (удерживание головы в вертикальном положении, переворачивания, подъем на локтях, захватывание предметов и т. д.). Особое внимание следует уделить срокам становления вер­тикального положения тела и уровню развития ко­ординации движений у ребенка. 4. Характер реакции на другого человека: реакция на голос взрослого, поиск «пропавшего» взрослого, реаги­рование на прекращение контакта, выделение ребенком «знакомых» и «незнакомых» взрослых и др. 5. Особенности психоэмоционального развития: появ­ление «комплекса оживления», реакция на яркий предмет, поворот головы на человеческий голос, реакция на новизну, дифференциация основных эмоций близких людей, активные поиски контакта, понимание требований и др. 6. Специфика речевого развития: наличие активной во­кализации, спонтанная голосовая активность, гуление, ответные звуки, лепет, автономная речь и т. д. 7. Заболевания и травмы первого года жизни.

  • Слайд 5

    Схема сбо­ра психоанамнестических данных ребенка раннего возраста

    1. Состав семьи, в которой воспитывается ребенок (отец, мать, бабушки, дедушки, старшие дети и другие бли­жайшие родственники, проживающие с ребенком в одном доме или принимающие активное участие в его воспитании). 2. Члены семьи, осуществляющие уход за ребенком и участвующие в процессе его воспитания (мама, ба­бушка, няня и т. п.). 3. Сроки поступления ребенка в ясли, характер адапта­ции к новым условиям (режиму дня, воспитателям, детскому коллективу). 4. Особенности жизни семьи ребенка: общая атмосфера семьи, изменения в структуре семьи, переезды, частое отсутствие родителей и т. п. 5. Специфика речевого общения: сроки начала упо­требления местоимения «я», использование в речи простых и сложных предложений, объем активного и пассивного словаря, нормативность звукопроизношения и т. д. 6. Развитие коммуникативной деятельности: с кем ребе­нок предпочитает общаться, как складываются отно­шения с незнакомыми людьми, специфика адаптации к детскому коллективу и т. д. 7. Эмоциональное развитие ребенка. Помимо рас­смотрения общих нормативных моментов развития необходимо особое внимание уделить выраженности агрессивных реакций и проявлений страха. Нали­чие нетипичных для данного возраста форм страха и агрессии свидетельствует о необходимости более подробного исследования психического развития ребенка.

  • Слайд 6

    8. Становление общих моторных функций: бег, прыжки, лазанье, ходьба, катание и бросание мяча, метание. 9. Формирование навыков самообслуживания: пользо­вание ложкой и чашкой, умение надевать и снимать некоторые предметы одежды, пользование носовым платком и т. д. 10. Развитие навыков опрятности. Показательными явля­ются сроки приучения ребенка к горшку и наличие трудностей, связанных с этим процессом. 11. Состояние здоровья ребенка (наличие хронических и тяжелых инфекционных заболеваний, травмы, госпитализации). Особое внимание обращается на симптомы неврологического характера: беспричинное беспокойство, резкие перепады настроения и т. д.

  • Слайд 7

    Сбор данных о развитии ребенка 3— 7-летнего возраста

    1. Специфика протекания кризиса трех лет. 2. Уровень развития игровой деятельности: умение при­нять на себя роль, инициативность в придумывании сюжета, разнообразие игровых действий, степень контакта с партнерами по игре и т. д. 3. Наличие трудностей в овладении учебной деятельнос­тью: уровень обучаемости, сформированность качеств ума и т. д. 4. Особенности эмоционально-волевой регуляции поведе­ния. Сформированность этой сферы психики к старшему дошкольному возрасту является одним из показателей полноценного развития личности ребенка. 5. Осуществление родителями специальной подготовки к школе: как именно осуществляется подготовка (чте­ние, рисование, речевые занятия и т. п.); отношение ребенка к процессу подготовки (без особого желания, крайне негативно, положительно). 6. Особенности функционирования нервной системы ребенка: работоспособность, переключаемость и т. д. Переход ребенка к школьному обучению определяет и специфику собираемых анамнестических данных. Еще раз напомним, что многие разделы психологического анамнеза из предыдущих возрастов будут сохранять свою актуальность и для младших школьников, например, особенности подготовки ребенка к школе, специфика социализации в детском коллективе и т. д.

  • Слайд 8

    Психологический анамнез младшего школьника 

    1. Возраст поступления в школу, тип посещаемого учеб­ного заведения (общеобразовательная школа, лицей, гимназия), причины смены учебного заведения (если данный факт наблюдался). 2. Особенности адаптации к процессу регулярного обучения: сроки адаптации, степень ее тяжести, особенности привыкания к школьному коллективу и педагогу, новому режиму дня и т. д. 3. Наличие сложностей в овладении учебным материа­лом (по конкретным дисциплинам). 4. Особенности развития ребенка как субъекта учебной деятельности (овладение структурными компонентами учебной деятельности, умение работать в общем темпе с классом, развитие общей способности к учению). 5. Коммуникативная компетентность ребенка в отноше­ниях с одноклассниками и педагогами. 6. Появление у ребенка с началом школьного обучения нарушений психофизиологического плана: нарушение сна, питания, избыточное потоотделение и сердцеби­ение при волнении и т. п. 7. Наличие у ребенка таких невротических проявлений, как обгрызание ногтей, пощелкивание пальцами, посвистывание и т. п. 8. Наличие следующих речевых особенностей: заика­ние, горловой спазм при волнении, неправильное произношение звуков, речевые ритуалы (протяжное произношение звуков в определенной ситуации, «сюсюканье» и др.).

  • Слайд 9

    Дополнительные направления сбора психологических сведений о развитии подростка

    1. Особенности круга представлений и возможности обобщения (об окружающем мире, семье, времени и т, п.). 2. Отношение к учебе, школе, оценка своей успевае­мости. 3. Особенности взаимоотношений в семье, с друзьями, учителями. 4. Представления о себе. Отношение к своему дефекту. 5. Особенности направленности личности: круг интере­сов, желаний, потребностей, мотивов поведения. 

  • Слайд 10

    После сбора психологического анамнеза выдвигается первичная диагностическая гипотеза о причинах наруше­ний в развитии ребенка. Данная гипотеза позволяет пред­положить, что психика ребенка развивается в соответствии с тем или иным типом дизонтогенеза (Лебединский В. В., 1995). Соответственно предположению психолог подбирает диагностический инструментарий и определяет способ подачи материала конкретному ребенку. Важно помнить, что диагностическое обследование должно носить гибкий характер. Психологу нужно учитывать возможность изме­нения исходной гипотезы исследования, если полученные диагностические результаты ее не подтверждают. В этом случае специалист должен сформулировать новую гипо­тезу и оперативно перестроить процедуру обследования в соответствии с новыми диагностическими задачами.

  • Слайд 11

    Спасибо за внимание!

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке